В последнюю субботу сентября в Санкт-Петербурге было непривычно ясно и безветренно. А в шикарной и повидавшей многое гостинице «Астория» в этот день итальянская компания Sonus Faber представляла новую серию своих колонок Sonetto.

Но встречала гостей система, построенная на основе более дорогих АС фирмы — IL Cremonese. Она работала в фойе и вызвала большой интерес собравшихся — дилеров, представителей инсталляционного бизнеса, журналистов и любителей качественного звука. Там же перед началом мероприятия предлагались легкие закуски и напитки. В назначенное время началась основная часть, проходившая в зале «Зимний сад».

В качестве ведущего выступил блогер Михаил Борзенков (@Borzenkov). Он поприветствовал посетителей и передал микрофон Алексею Калинину, генеральному директору компании Armada Sound — российского дистрибьютора Sonus Faber. Алексей раскрыл секрет, почему для премьеры был выбран именно этот город. Как известно, Sonus Faber базируется в городе Виченца региона Венето, столицей которого является Венеция. А поскольку Санкт-Петербург часто называют «Северной Венецией», символическая параллель напрашивается сама собой.

Появление в ассортименте компании относительно недорогой линейки Sonetto — ход неожиданный. Дело в том, что до сих пор фактор цены при разработке новых моделей учитывался далеко не в первую очередь. Сама по себе Sonus Faber — небольшая фирма, полный штат сотрудников которой составляет примерно 50 человек. Вся акустика изготавливается вручную в Италии, а в числе главных приоритетов — звучание, соответствующее критериям High End, качество изготовления и отделки. Поэтому акустика Sonus Faber всегда стоила дорого.

Традиции и современность

Об основных принципах, которым следует компания в течение уже 35 лет, рассказала директор по маркетингу Марта Вечеллио Реане. Первый из них — стремление донести до слушателя атмосферу исполнения. Второй — естественность звучания, которая достигается в том числе использованием натуральных материалов — целлюлозы для диффузоров, дерева для корпусов, кожи для отделки. При проектировании АС учитывается опыт, накопленный итальянскими скрипичными мастерами, да и сам процесс изготовления колонок во многом напоминает создание музыкального инструмента.

Марта Вечеллио Реане

При этом, несмотря на верность традициям, Sonus Faber в разработке новых продуктов использует самые современные технологии и исследования. Все перечисленные составляющие, по словам Марты, суммируются в ощущение роскоши, возникающее у каждого обладателя этой акустики.

Михаил Борзенков и Ливио Кукуцца

Об истории создания серии Sonetto и трудностях, с которыми столкнулась компания, поведал ее арт-директор Ливио Кукуцца: «Полгода назад к нам приехал директор группы компаний McIntosh и начал задавать множество вопросов о линейке Sonetto, работа над которой на тот момент была примерно на полпути, да и вообще о нашем видении себя и своей продукции. В результате нам удалось сформулировать основные принципы, перечисленные выше и определиться с местом производства. Мы — итальянцы, поэтому лучше, если колонки будут изготавливаться полностью в Италии. Для Sonus Faber это оказалось довольно сложной и смелой задачей. Дело в том, что производственные мощности были рассчитаны на гораздо меньшие объемы продукции, чем ожидаемые для Sonetto, и понятно, что увеличить их мгновенно не представлялось возможным. Поэтому нам пришлось построить новый цех специально для изготовления этой серии».

Второй момент, на котором остановился Ливио, это «голос» акустики Sonus Faber. Не звучание или какая-то характерная окраска, а именно «голос» — совокупность характеристик, обеспечивающих выразительный и узнаваемый почерк исполнения. Естественно, несмотря на ограничение бюджета, этот голос нужно было сохранить и в новой линейке. Здесь помог опыт, накопленный специалистами компании при работе с более дорогими сериями. Это означает, что и в Sonetto нашлось место технологиям и компонентам, зарекомендовавшим себя в старших продуктах.

Например, в ВЧ-излучателях используется технология D.A.D. (Damped Apex Dome), которая применяется в сериях Homage Tradition, Reference и Olympica. Она сочетает достоинства кольцевых твитеров в плане искажений и АЧХ, и равномерность характеристик направленности купольных.

Натуральные ингредиенты

«Сохранить естественность звучания нам помогают натуральные материалы, в частности, шелк для твитеров и целлюлозная масса для диффузоров СЧ-динамиков. Драйверы для этой серии пришлось разработать с нуля и изготавливать их самостоятельно. По нашему запросу наш поставщик Dr. Kurt Müller изготовил менее дорогие диффузоры из того же состава, который мы используем в дорогих сериях АС», — продолжил Ливио. За басовый диапазон в Sonetto отвечают динамики с диффузорами из алюминиевого сплава. Легкость и жесткость данного материала положительно сказались на скоростных характеристиках НЧ.

Еще одна интересная особенность новых колонок — кроссовер, собранный по схеме Paracross. Название намекает на «параллельную» топологию, но на деле она больше похожа на симметричную. Для каждого из полюсов звуковой катушки динамика здесь используются идентичные фильтры. Несмотря на удвоение числа элементов, такое решение уменьшило искажения и лучше защищено от электромагнитных помех.

Sonetto стали первыми АС Sonus Faber с выходом фазоинвертора в цоколе колонки. «Данное решение — результат тесного сотрудничества отделов дизайна и электроакустики», — объяснил Кукуцца. Оно более элегантно внешне и уменьшает требовательность АС к размещению. Чтобы сохранить идентичность облика серии, для полочников был разработан волновод с щелевым выходом фазоинвертора в нижней части передней панели.

По фирменной традиции корпус Sonetto в разрезе повторяет форму лютни, а верхняя панель отделана натуральной кожей. Все модели будут поставляться в трех вариантах отделки — орех, черный рояльный лак и матовый белый.

После теоретической части презентации началась практическая — Михаил Борзенков провел демонстрацию звучания новых АС. Вряд ли можно говорить о сколько-нибудь полноценном прослушивании в гулком зале «Зимнего сада», но некоторые аспекты звучания Sonetto VIII оценить удалось. Несмотря на множество отражений, сцену они выстраивали довольно уверенно, а с аналоговым источником раскрыли потенциал своего динамического диапазона.

Развлекательная программа мероприятия состояла из аукциона и лотереи, на которой разыгрывалось несколько пар наушников Sonus Faber Pryma. Завершилась презентация богатым фуршетом с итальянскими винами.