Всегда считалось, что в рекорд-бизнесе лето — мертвый сезон. Все громкие/значительные релизы традиционно планируются на начало осени, а потом — на предновогодье. Короче, первый период — когда студенты возвращаются с каникул, второй — когда народ готовится праздновать и дарить все подряд. Слава богу, сейчас никто уже ничего особо не бережет: есть материал — он выпускается. Достойная музыка найдет своего слушателя в любой сезон.

Август и начало сентября порадовали нас джазом — вообще говоря, любым. От олдскульного «кула» до всяких модернистских штучек, от сложных многолюдных студийных проектов до минималистского горячего «живаго». Даже заглавие к этому обзору трудно придумать, настолько все разное. Но всю пятерку релизов кое-что все же объединяет, а именно — наполнение старых форм новым содержанием. А это есть достойная джазовая сверхзадача — в любом сезоне.

Leo Richardson «Move»

Заметный молодой лондонский тенор-саксофонист Лео Ричардсон и его второй альбом в качестве лидера. Альбом-оксюморон: вроде бы олдскульный бибоп с напевными мелодиями и дерзкими фразами, но звучит абсолютно современно. И сама подача: играют на голубом глазу, как будто до них ничего не было и после ничего не будет, даром что сам Лео — сын профессионального джазового контрабасиста, то есть встроен в традицию британского джаза по праву рождения. У Ричардсона-сына — мягкий, почти стенгетцовский звук, но с напором, скоростью и драйвом. Квартет тоже играет напористо, упруго: хрустальный звук фортепиано, красивые унисоны, мощные тутти, проворные соло.

Похожи вроде на всех, и в то же время ни на кого. Фокус все-таки в собственном почерке, мелодическом даре. И искренности, которая всегда чувствуется: надо же в нашем веке как-то особенно играть такую вот музыку! Ну и конечно, приятно, что современный британский джаз настолько разнообразен.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Stan Getz «Getz At The Gate»

Какой-то бум обнаруживаемых записей. Вот у Стена Гетца не так давно откопали бутлег 1959 года в Париже, где на фоно сам Марсиаль Соляль («Live in Paris, 1959»). И, s'il vous plait, вот нам аж 2 CD (или 3 LP) ранее не издававшегося бутлега. Концерт 26 ноября 1961 года в нью-йоркском зале Village Gate тщательно профессионально записывался с конкретной бизнес-целью — издать на пластинке. Записали. Но что-то пошло не так, и эти 16 треков пролежали на полке почти 60 лет.

Я, наверное, предвзят, но у Гетца, кажется, не бывает плохих альбомов: ни концертников, ни даже бутлегов. Сам он музыку не писал и комплексовал по поводу того, что в свое время не доучился и якобы не знал основ композиции. Так что играл, в основном, чужое. Но он же просто гений! Помимо всего прочего, мне кажется, что Гетц обладал каким-то интуитивно-мгновенным чувством формы — таким, которое собирало все разношерстные пьесы и импровизации в единый гештальт. Посему любой бутлег Стена Гетца есть законченное произведение.

Здесь квартет Гетца — пианист Стив Кюн и ритм-секция Джон Невс/Рой Хейнс — играют довольно пестрый набор пьес. Как приятные мелодии-стандарты типа «It’s Alright With Me», «Like Someone In Love», знаковую «Blues» авторства самого Гетца, так и модерновый джаз, «52nd Street Theme» Телониуса Монка. И неожиданно — «Impressions» Джона Колтрейна, в которой Кюн очень интересно раскручивает тему.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Rick Braun «Crossroads»

Это можно было бы отнести к стилю smooth jazz, добавив беспомощный эпитет «нестыдный». Но нет, мы не ищем легких путей. Конечно, на первый взгляд тут все «смутовское»: выраженные простые мелодии, упругие ритмы, мягкий грув, сладковатый звук.

Но все-таки от бессодержательной расслабленности smooth jazz’а этому альбому далековато. Хотя Рик Браун — из той американской элитарной «смутовской» тусовки, его стоит послушать. Во-первых — мастер: фразировка, импровизации, энергия, огонь. Во-вторых, мелодии яркие, а композиции — крепкие. Не просто тебе нежное сипение в саксофон — живой упругий грув. Ну и звук — прозрачный, чистый, но без «смутовской» сахарной ваты.

Apple Music, Deezer


Brian Lynch Big Band «The Omni-American Book Club»

Американский трубач Брайан Линч засветился еще в группе покойного Арта Блейки — а это практически все равно что получить диплом гения. В сольной карьере белый (тут это важно!) трубач и бэндлидер уже не один десяток лет придерживается такой идиомы: креативный пост-боп со всякими кроссовер-ходами. Поясню: он то воспевает забытых героев трубы, то играет Колтрейна в латинских ритмах, а музыка, которую он сочиняет — она одновременно живая, горячая, но довольно умная и замороченная по форме.

Чтобы лучше это себе представить, вспомню единственный российский концерт группы Брайна — на Зимнем фестивале в Сочи в олимпийский год. Это, по-моему, был лучший джазовый концерт того фестиваля вообще. Публика реагировала странно: пришли потанцевать-похлопать, а пришлось слушать. Кто-то ушел, но кто вслушался — не шелохнулся. Так что это такой пост-модерн-боп, можно сказать, для умного слушания, но он и не притворяется никаким расслабленным «смутом» или плясовым «латино».

Новый альбом — это просто opus magnum, самое масштабное и концептуальное предприятие в карьере 62-летнего музыканта. Вкратце: это трибьют американской литературе, написанной афроамериканцами. Проблемной, социальной и так далее. «Чтение — способ заполнить белые пятна твоей карты мира», — говорит Брайан Линч. Чьи и какие именно идеи тут выражены через музыку — это мы с вами вряд ли поймем, но преемственность афроамериканской культуре ощущается и в острых мелодиях, и в горячем стиле игры, и даже в названиях композиций: «Woody Shaw», «Tribute to Blue (Mitchell)».

Русского человека удивит, что персонаж на обложке так похож на Михаила Козакова. Актеры — не то, чем они кажутся, и джаз Линча, как фильмы его однофамильца — нечто жутко притягательное в силу своей необъяснимости. Остается добавить, что для альбома Линч собрал звездную команду, включая скрипачку Реджину Картер и сопрано-саксофониста Дейва Либмана (игравшего у самого Майлса Дейвиса).

Apple Music, Deezer


James Carter Organ Trio «Live From Newport Jazz»

Ни для кого не секрет, что тенор- и сопрано-саксофонист Джеймс Картер — музыкант классный, и все время что-нибудь придумывает, чтобы раздвинуть джазовые границы. Теперь у нас есть его живой альбом с... музыкой гитариста Джанго Рейнхарда! Первый сингл из альбома «Melodie au Crepuscule» опубликовали еще в августе. Уже по нему было понятно, что тут изобрели некий свежий гибрид — джипси-джаз плюс современные джазовые ритмы и орган. И никаких гитар!

Альбом, что интересно, представляет собой дебют Картера на Blue Note, а этот лейбл, похоже, собирает уже всех более или менее достойных. А Картер — он уже практически живой классик.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer