Вряд ли кто-то будет оспаривать тезис, что «цифра» изменила нашу жизнь. И не только нашу: цифровая техника явным образом меняет облик техники аналоговой.

В производственной программе известнейшего германского производителя акустики, компании Magnat Audio-Produkte GmbH традиционно присутствуют несколько моделей ультра-компактной полочной акустики. Если даже оставить в стороне кинотеатральные сателлиты, останутся доступные по цене hi-fi модели Monitor Supreme 100/102 и Vector 201. Они представляют собой двухполосную акустику с мидбасами калибра 110 мм и габаритами примерно 150 х 250 х 200 мм. Понятно, что эти модели рассчитаны на потребителя, для которого важны компактность и рациональные затраты. Но миниатюрная парочка Magnat Quantum Edelstein – это что-то особенное…

В наше время планшеты, плееры и смартфоны стали полноценным источником качественного аудиосигнала. Правда, напрямую их можно подключить только к активной акустике, либо к Dock-станции (если это iPod/iPhone). Впрочем, при желании можно подобрать и малогабаритный стереоусилитель, тогда как настольной акустики высокого разбора до недавних пор практически не было.

Акустика Magnat Quantum Edelstein призвана исправить ситуацию. Кстати, Edelstein в переводе с языка создателей означает «драгоценный камень» или «самоцвет». Считать Edelstein драгоценным или полудрагоценным продуктом - тут у каждого свои критерии, но факт состоит в том, что за пару таких колоночек просят почти 28 тысяч рублей (в семь раз больше, чем за Monitor Supreme 102). Впрочем, качество разработки и исполнения здесь совсем иное.

Акустика Edelstein выпускается в лаковой отделке белого и чёрного цвета. Белые колонки с контрастными чёрными грилями выглядят особенно элегантно. Редкий случай - корпус Edelstein в глубину (24,5 см) больше, чем в высоту (23,5 см). Для полноты картины обозначим ещё и ширину - 13,5 см. При таких размерах «фасада» колонки займут на книжной полке или на письменном столе совсем немного места.

Передняя стенка выполнена из алюминиевой пластины, и при своих размерах, естественно, полностью лишена звонкости. Сейчас многие изготовители акустики монтируют твитер через демпфирующую прокладку, стремясь изолировать его от вибраций передней стенки. Как видно, сочетание сравнительно лёгкого мидбаса и жёсткой передней стенки эту проблему с повестки дня снимает. Так что твитер жёстко соединяется с передней алюминиевой стенкой, можно сказать, что вся стенка - это фланец твитера. Основание из 8-мм алюминиевой плиты не только придаёт всей конструкции весомость, но и замыкает на массу возможные резонансы корпуса. Между корпусом и основанием видна пластина из 5-мм акрила, и весь сэндвич соединён с корпусом через эластичные прокладки. Оказывается, в механической части акустики можно с успехом использовать приёмы, которые раньше встречались в конструкциях проигрывателей винила. 38-мм порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку. В традициях фирмы его выходной фланец выполнен с раструбом, конструкция носит название Airflex port. Как можно догадаться, при таком расположении порта в случае установки колонок в книжную полку средний бас будет воспроизводиться несколько иначе, чем, скажем, в случае установки на стол. Кстати, в инструкции по установке Edelstein сказано, что при монтаже их на книжную полку надо оставить 10 см свободного пространства. Мягкие полые внутри ножки при нешуточной массе колонки (5 кг) помогают эффективно изолировать акустику от вибраций опорной поверхности. Контактных зажимов одна пара. Кого-то этот факт, вероятно, огорчит, но лично я совсем не уверен, что малогабаритную и не очень мощную акустику имеет смысл подключать по способу би-ампинга.

По своему устройству мидбас напоминает драйверы, используемые в старшей серии Quantum 800. Вот только, как было уже сказано, 110-мм головок в этих сериях нет, мидбас с литой корзиной специально разрабатывался для этой модели. Материал диффузора традиционный для продукции «Магнат»: алюминий с керамическим, иначе говоря, оксидным, покрытием.

Твитер внешне похож на тот, что используется в серии 670 и 750, у него необычно широкий подвес из того же шёлка, что и 25-мм купол. Вот только внешний рупор здесь имеет в длину лишь несколько миллиметров, видимо, частота раздела сравнительно высокая. Что, впрочем, естественно, у 110-мм мидбаса направленные свойства мало заметны. По имеющимся данным, фактическая частота раздела полос - 3,5 кГц (производитель указывает более низкое её значение).

Начинаем слушать и сразу отмечаем неплохую чувствительность малышей. Кстати, к заявке изготовителя в отношении чувствительности (90 дБ) надо относиться с пониманием. По традиции этот параметр измеряют при входном сигнале 2,83 В RMS, тогда как номинальный импеданс этой акустики ближе всего к 4 Ом. С учётом этого получим 87 дБ/Вт, у компактной полочной акустики больше и не бывает. По крайней мере, при такой чувствительности Edelstein обладает завидной динамикой, её звучание никак не назовёшь скучным, чем порой грешат компактные «полочники». Аккорды рояля чётко артикулированы и динамичны, рабочие барабаны рассыпчаты и напористы.

Малыши Edelstein сравнительно неплохо справляются с басом, контрабас, конечно, неглубокий, но он есть, додумывать ничего не надо. Бас-гитара порой излишне энергичная, но тоже узнаваемая. Даже басовую бочку можно узнать. Верхняя середина чуть приподнята, отчего женский вокал кажется праздничным. Подъём этот не очень значителен, и воспринимается как особенность звукового почерка, а не как недостаток. Направленные свойства на верхних частотах в вертикальной плоскости заметнее, чем по горизонтали - стало быть, таковы фазовые свойства кроссовера. Но если вы попадаете в сектор 30 градусов по вертикали и 50-60 градусов по горизонтали, акустика Edelstein как бы растворяется в пространстве, и ничто не отделяет вас от музыки. В оркестровых партиях появляется пространство и воздух. Особенно выигрышно эта акустика себя проявляет на динамичных партиях классического репертуара, вроде Royal March Стравинского. Правда, при очень высокой громкости тонкие динамические соответствия начинают нарушаться, акустика теряет повествовательную ясность. Впрочем, компактные полочные системы никто, как правило, и не заставляет озвучивать солидные помещения, они для того и не предназначены.

Акустика уверенно локализует кажущиеся источники звука. Но если для большинства малогабаритных систем действует универсальное правило равностороннего треугольника, то в случае с Quantum Edelstein лучше расположиться подальше, тогда звуковая сцена приобретает максимальную определённость. Так что к числу рекомендованных вариантов установки можно смело отнести книжную полку. Если колонки стоят на столе, неплохо будет придвинуть их поближе к вашему ноутбуку. И тогда малыши Edelstein станут не только украшением, но и настоящей кабинетной Hi-F-системой.