«Танец – это почти объяснение в любви», — говорил Достоевский. «Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино», — повторял Полански. Кино о танцах или танцы в кино. А может быть, киноистории о любви, страсти, самопознании, кризисе среднего возраста. Итак, сегодня — подборка фильмов о танцах и танцорах. Смотрим, наслаждаемся, считаем количество повторений корня «танц» и не забываем пританцовывать в такт!

1. «Лихорадка субботнего вечера» (Saturday Night Fever, 1977)

Фильм режиссера Джона Бэдэма вошел в историю кинематографа и полюбился зрителю в том числе благодаря танцам в исполнении молодого Джона Траволты. Более того, эта лента стала символом яркой, искрящейся эпохи диско.

Главный герой картины — Тони Манеро, бруклинский рабочий хозяйственного магазина. Но за простоватой на первый взгляд внешностью Тони с его неотесанными манерами скрывается ранимая, чувствительная душа танцора от бога. Каждые выходные Тони отправляется в мажорный клуб, чтобы просто потанцевать. У него есть типичная итальянская семья, компания закадычных друзей, безответно влюбленная в него подружка и, кажется, недостижимая мечта — выиграть танцевальный конкурс. Но все меняется с появлением в жизни Тони Стефани (Карен Линн Горни).

Сюжет «Лихорадки» кажется не слишком оригинальным на фоне эффектных па Траволты, проснувшимся настоящей знаменитостью после премьеры фильма в 1977-м году. Но и язык тела отходит на задний план, уступая место межличностным отношениям героев картины. И это делает «Лихорадку» совсем не развлекательным кино, а драмой с сильным социальным подтекстом. «Saturday Night Fever», наполненная противоречивыми переживаниями героев, удивительно откровенными сценами (нет, сейчас так уже не снимают!), магией 70-х под музыку Bee Gees обязательна к просмотру не только как одна из лучших тематических картин, но и как абсолютная классика, кино на все времена.

Интересные факты:

1. Название заведения «2001» — аллюзия на ленту С. Кубрика «Космическая одиссея 2001» (1968), чрезвычайно популярную в те годы.

2. В спальне Тони висит плакат фильма «Рокки», снятого Джоном Г. Эвилдсеном, который и должен был снимать «Лихорадку», но незадолго до начала съемок покинул проект. Забавно, что сиквел «Лихорадки» — ленту 1983-го года «Остаться в живых» — снял один из создателей «Рокки» С. Сталлоне.

3. «Лихорадка субботнего вечера» была любимым фильмом известного кинокритика Д. Сискела, который посмотрел эту ленту около 17 раз и даже купил себе на аукционе белый костюм главного героя.

2. «Танец-вспышка» (Flashdance, 1983)

«Flashdance» — второй фильм режиссера Э. Лайна («Девять с половиной недель», «Роковое влечение», «Лолита»). История 18-летней Александы Оуэнс во многом схожа с историей Тони Манеро: днем она сварщица (sic!) на сталелитейном заводе Питтсбурга, по вечерам подрабатывает танцовщицей, но мечтает стать в этом деле профессионалкой. Ей покровительствует влиятельная престарелая балерина, а в ухажерах — просто красавец.

Это сладкая, как сахарная вата, история Золушки или очень условно гадкого утенка: выбирая актрису на главную роль в «Танце-вспышке», босс Paramount Майкл Айзнер попросил провести опрос среди студийных рабочих и узнать, с кем из трех основных претенденток они хотели бы переспать. В итоге на роль утвердили Дженнифер Билс.

Простоватый во всех смыслах сюжет и довольно безыскусную игру актеров компенсируют зажигательная музыка Джорджио Мородера и невероятные танцевальные пируэты. Фильм едва ли заставит глубоко задуматься или принять близко к сердцу путь главной героини, но он определенно способен поднять настроение своей музыкальностью, ностальгической атмосферой и романтикой 80-х.

Интересные факты:

1. Основную музыкальную тему — песню «What a Feeling» в исполнении И. Кара — написал Джорджо Мородер. За написание этой песни он получил своего второго «Оскара» за «Лучшую оригинальную песню» и два «Золотых глобуса».

2. Исполнительница главной роли Дженнифер Билс «танцевала» с помощью нескольких дублеров, один из которых был мужчиной.

3. Ряд танцевальных номеров и музыкальное сопровождение из этого фильма неоднократно использовались в других фильмах и клипах популярных артистов (Д. Холлиуэлл, Д. Лопес, Б. Ноулз).

3. «Грязные танцы» (Dirty Dancing, 1987)

«Грязные танцы» «взорвали» экраны в 1987-м году. Итак, неравный роман: она — девочка из высшего общества, он — бедный танцор. Он — звезда танцпола фешенебельного курорта, она совершенно не умеет двигаться. По случайному стечению обстоятельств они образуют пару. Главную роль с блеском исполнил один из самых желанных киногероев 80-х, ныне покойный Патрик Суэйзи.

Впрочем, у этой картины удивительно интересная предыстория, о которой стоит упомянуть. После оглушительного успеха «Лихорадки субботнего вечера» американское кино о танцах переживает небывалый подъем ( «Слава» , упомянутый «Танец-вспышка»). Основной особенностью всех этих картин был чисто мужской взгляд. Писательница и сценаристка Э. Бергштейн изменила настроение повествования, поставив во главу взаимоотношения неказистой героини (Дженнифер Грей) с красивым танцором, собственным отцом, а также подняв тему подпольных абортов. У продюсеров-мужчин подобный сценарий отклика не нашел: проект очень долго находился в полусонном состоянии до тех пор, пока им не заинтересовалась независимая студия Vestron.

Когда завершенный фильм был показан боссам Vestron, те схватились за головы, так как стало очевидным — проект провальный, и совершенно неясно, какое чудо поможет вернуть им потраченные деньги... Однако на этот раз интуиция подвела руководство компании: в первые же выходные фильм заработал 10 млн долларов. Кассу сделала многочисленная женская аудитория, пересматривавшая фильм по множеству раз. Собрав в прокате около 170 млн долларов, картина не только полностью окупила себя, но и со временем вошла в классику мелодраматического кино.

Она и сейчас смотрится трогательно, немножко сентиментально и (да-да!) крайне актуально. Только подумайте, меняются времена, меняются моды и нравы, но чувства — и в 60-е, и в 80-е, и в 2000-е — одни и те же. Презрение, страх, смятение — всегда одинаковые симптомы. А танцы сближают. Стирают языковые барьеры, социальное неравенство, облегчают понимание, побуждают говорить на одном языке, пробуждают наконец любовь. Ну а кто мы все без любви?

Интересные факты:

1. Прототип главного героя — Майкл Терранс, заметный бродвейский танцор и хореограф, который был в числе первых американских популяризаторов мамбо.

2. 26-летняя Грей и 34-летний Суэйзи были на десять лет старше своих персонажей.

3. Все основные роли в фильме получили выходцы с Бродвея и профессиональные танцоры: режиссер хотел снимать по-настоящему танцующих людей, а кроме того, бродвейские исполнители обходились дешевле знаменитых актеров.

4. «Билли Эллиот» (Billy Elliot, 2000)

Потрясающая, не побоимся этого слова, история, рассказанная Стивеном Долдри, о пользе непослушания и вере в себя. Действие фильма переносит зрителя в 1980-е и вымышленный город Эверингтон. Сын шахтера, одиннадцатилетний Билли Эллиот (Джейми Белл), после школы посещает боксерскую секцию, но случайно увидев занятия балетного класса, загорается мечтой о танцах.

Фильм, затрагивающий довольно серьезную проблему противостояния личности и социума, в действительности очень легкий, позитивный и смотрится на одном дыхании. Мрачные шахтерские забастовки и сказочный балетный мир класса мисс Уилкинсон; твердокаменная убежденность отца Билли в том, что «все танцоры — педики» и святая вера преподавательницы в талант парня; драматичные, выжимающие слезу моменты, сменяющиеся элементами комедии, — все это делает фильм контрастным, динамичным и очень трогательным зрелищем. Отзывы серьезных критиков и множественные награды, среди которых BAFTA Awards, Международный кинофестиваль в Эдинбурге, Номинации на Оскар, Сезар и Золотой Глобус — лучшее тому подтверждение.

Кроме того, в отличие от всех остальных картин в подборке, «Билли Эллиот» может быть смело рекомендован к просмотру подрастающему поколению — как хороший пример мотивационного кино. На приеме в Королевскую балетную школу Лондона Билли спрашивают: «Как ты чувствуешь себя во время танца?» Растерянный мальчик отвечает: «Так, словно испаряюсь. Словно тело меняется, как будто там огонь, а я просто лечу. Как птица, как электричество».

В творческой профессии часто нет ни четких графиков, ни формул, ни цифр, но для успеха художника (здесь — общее понятие), помимо таланта, совершенно необходимы бешеное трудолюбие и одержимость на грани фанатизма. Фильм в том числе и об этом.


Интересные факты:

1. Джейми Белл занимался балетом, поэтому довольно органично вжился в роль.

2. В процессе написания сценария Ли Холл частично опирался на историю танцора Филипа Марсдена из Royal Ballet. Марсден родом с севера Англии, а в его семье многие работали на шахте.

3. Изначально фильм назывался «Танцор», но в 2000-х в Каннах уже присутствовала картина с близким названием — «Танцующая в темноте» Триера — поэтому его переименовали.

5. «Давайте потанцуем» (Shall We Dance, 2004 )

В центре сюжета — история американского юриста Джона Кларка . Уставший от ежедневной рутины — дом, семья, работа, дом, семья — он начинает брать уроки латинских танцев с робкой надеждой на адюльтер с сексапильной танцовщицей Полиной. Однако, как это часто случается в жизни, все выходит с точностью наоборот: преподавательница оказывается женщиной не легкого, а тяжелого поведения, а в мистере Кларке пробуждается неистовая страсть к танцевальному искусству.


Наконец-то, наконец-то в центре повествования — кризис среднего возраста. Точнее, о кризисе среднего возраста деликатно. Никаких вам неловких эпизодов с сальностями и походами налево, а только танцы, музыка и страсть — выдержанная, как 100-летнее вино. В общем, снова типичное женское кино, но с прекрасным кастингом актеров (Р. Гир, С. Сарандон, Д. Лопес, С. Туччи, Л. Н. Уолтер), множеством презабавных ситуаций, легкое, приятное, в меру сентиментальное. Впрочем, жанр романтической комедии вовсе не оставляет эту историю без морали: скучно, стареете с ощущением, что все лучшее осталось позади, хочется страсти? А давайте-ка потанцуем!

Интересные факты:

1. Фильм является ремейком одноименного японского фильма 1996-го года , собравшего рекордную по тем временам сумму в 10 млн долларов.

2. Изначально на главную мужскую роль претендовал Том Хэнкс.

3. Первоначально планировалось, что картину поставит Джон Тертелтауб.

6. «Держи ритм» (Take the Lead, 2006)

Фильм, основанный на реальных событиях, а именно — на биографии профессионального танцора Пьера Дюлейна. Пьер Дюлейн для бальных танцев в Америке — фигура крайне значимая: прославился тем, что открывал танцевальные классы в том числе для бедных детей и подростков, тем самым побуждая ребят из неблагополучных семей менять свой образ жизни. Также Дюлейн разработал свою уникальную методику обучения молодых танцоров, которая получила широкое распространение в США.

Пьер Дюлейн, процесс обучения

В «Держи ритм» учительствует Антонио Бандерас, причем делает это совершенно виртуозно, и здесь больше не о танцах, а о повестке. Сложно сказать, достоверно ли изобразил актер танцора, но, похоже, Бандерас воплотил идеал преподавателя бальных танцев — стройного, как тополь, пластичного, как змей, и терпеливого, как рыбак. Но все-таки основной акцент — чистота его намерений передать свои знания и ноль (разве такое бывает?!) самолюбования. Только тогда, наверное, возможен подобный результат любителей на конкурсе для профессионалов.

Интересные факты:

1. При создании фильма Пьер Дюлейн выступал консультантом и даже сыграл в нем эпизодическую роль судьи танцевального конкурса.

2. Актеры, сыгравшие роли учеников школы, некоторое время работали с Дюлейном, чтобы научиться правильно исполнять свои танцевальные движения в фильме.

3. Заполучив сценарий, Бандерас отложил его в сторону, едва поняв, что фильм о танцах. Позднее, познакомившись с Дюлейном и посмотрев документальное кино о его работе, он изменил свое решение и подписал контракт.

7. «Черный лебедь» (Black Swan, 2010)

И завершает нашу подборку «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который ощутимо выбивается из рамок развлекательного танцевального кино. Однако было бы непростительно не упомянуть о нем. Здесь не только о балетном закулисье без прикрас, но и, как это принято в фильмах Аронофски, о страстях человеческих, безумных и беспощадных.

Трудолюбивая и целеустремленная, но слишком правильная Нина (Натали Портман) прекрасна в образе Белого лебедя, а вот лебедь Черный в силу зажатости и чопорности никак ей не дается. Балетмейстер (Венсан Кассель) утверждает ее на роль, попутно пытаясь раскрепостить. Что из этого получается — смотрите сами.

«Еще ни одна картина не давалась мне так тяжело», —признавалась в интервью Портман. Вероятно, актриса имела в виду не только усилия для подготовки к роли и несколько травм, полученных в ходе съемок. Психологически фильм очень тяжелый. Тяжко смотреть на все: мучения Нины у станка, натянутое общение с коллективом, с руководителем, с собственной матерью, на ссадины на ее теле.

Начинаясь как в общем-то обычная драма о преодоления себя во имя поставленной цели, с середины сюжет полностью преображается в полумистический триллер, где реальность трудно отличима от воображаемого мира героини, главной соперницей которой становится не сексапильная дублерша (М. Кунис), а собственное отражение.

Возможно, просматривая еще раз балетную историю Аронофски, зритель вспомнит «Одержимую» Жулавски, или «Отвращение» Полански... А мораль этой басни все та же: балет — величайшее из искусств, творческая среда порочна и страшна, а шизофрения — опасное для жизни заболевание.

Интересные факты:

1. Ради подготовки к роли Натали Портман проводила у станка по восемь часов в день в течение целого года. Усилия актрисы оказались не напрасными: именно «Черный лебедь» принес ей первый и пока что единственный «Оскар».

2. Аронофски потребовалось десять лет для того, чтобы доработать сценарий.

3. Натали Портман сама рекомендовала Милу Кунис на роль Лили.


P.S. Эта семерка — лишь крупица в мире танцевального кино, поэтому если у вас есть свои любимые тематические фильмы, непременно делитесь ими в комментариях!