13-я по счету выставка «Российский Hi-End» прошла в конце ноября этого года в Конгресс-центре МТУСИ (Москва). Видимо, проводить выставки дважды в год становится традицией. Впрочем, нельзя сказать, что экспозиция была такая же, как в марте этого года. Были и новые участники, и новые аппараты уже знакомых мастеров и компаний

Основное впечатление от выставки сформулирую кратко — российский High End-сегмент начинает меняться. Я не скажу, что произошел глобальный прорыв, но меняется все, безусловно, к лучшему. Во-первых, техника становится разнообразнее. Это было и раньше, но на последней выставке стало заметней. Полушутливые разговоры о «теплом ламповом звуке» и рупорах теперь можно оставить в разряде шуток. Конечно, и ламповые аппараты (при том очень интересные), и рупорная акустика присутствовали, но также были компьютерные источники, портативная техника и аппараты, работающие в D-классе.

Скажем, индивидуальность и самобытность разработчиков приобретает цельность, выставляемые аппараты все меньше похожи на диковинки (хотя и это было), а все больше на реальные приборы, которые можно без труда представить в разных домашних системах. Это справедливо не только в отношении целостности концепций и попытках разработчиков эту целостность выдержать, но и просто-напросто в том, как многие аппараты выглядят — а выглядят многие вполне промышленно, кое-что даже красиво. Да и звучание радовало. Правда, со скидкой на тот формат, в котором проходила выставка — техника выставлялась в общем зале, где поочередно включали системы. Можно было составить общее впечатление. Но если хотелось послушать внимательно, ждали, когда по времени и по расписанию конкретная система окажется в отдельном зале, и там уже знакомились с ней. А теперь обо все по порядку.

Стенд “TKB-Sound”. Казалось бы — сборная солянка. Однако это лишь выставочные особенности и здесь есть к чему присмотреться. Крупная акустика, состоящая из активных басовых модулей и модуля с коаксиальником, самостоятельные активные сабвуферы, всевозможные рупорные конструкции, интересные не столько сами по себе, сколько как показывающие возможности производства. И усиление — моноблоки в классе D, собранные на модулях российского производства.
Не совсем понятно зачем, но изготовить такую конструкцию совсем не просто.
А вот и упомянутые выше цифровые усилители. Смотрятся скромно, но аккуратно. Аппаратная стойка, кстати, тоже собственной разработки.
Лаборатория "ВК". Основную часть техники я уже видел на прошлых выставках, как не понял тогда, так и сейчас. В этот раз в системе появился новый фонокорректор, но слушать хоть что то с подобными источниками особого интереса нет.
У Олега Разина и Константина Мусатова пополнение в "семействе ангелов". На прошлой выставке показали моноблоки Dark Angel, в этот раз — 150-ти ваттные однотактники-моноблоки Light Angel.
На их же стенде: облагороженная внешне версия "Антрацита" (сверху). Разница в сравнении с версией обычной (внизу) явно заметна, а на фоне базовой цены аппарата изменения внешности относительно недороги. В середине стойки принявший свой окончательный вид транзисторный интегральник РА-20.
Лаборатория Евгения Анашкина. Акустика на базе Tannoy уже хорошо знакома по прошлым выставкам, но основное на этом стенде не акустика, а усилители. Среди новинок: балансный предусилитель со встроенным фонокорректором, новые ламповые усилители мощности. Как обычно, все серьезно и качественно.
Новый предусилитель Евгения Анашкина. Даже если не вдаваться во множество нюансов начинки, выглядит он серийно и достойно. Да и в паре с родным усилителем нет разлада.
Система Tulip Acoustic. Чем-то она мне напомнила кинотеатральные комплекты MK Sound. Но послушать нормально не получилось, видимо все дело в требовательности к настройке и помещению.
Лаборатория Вадима Вязникова выставила на своем стенде акустику разработки С.Д. Батя. С подставками при подготовке немного прогадали - совсем без них было плохо, а огромные подставки Monitor Audio, как мне показалось, не к месту.
Лаборатория "Ecosound" со своим уже бывавшим на выставке гибридом из компьютерного источника и усилителя. Акустика - Noize Fabrik Александра Буткарёва, эта модель появлялась на предыдущей выставке.
Новинка Лаборатории "Ecosound" - усилитель для наушников STAX со встроенным ЦАПом. Очень интересная коробочка.
Еще одна модель акустики Noize Fabrik Александра Буткарёва. Вообще Александр представил три модели - старшую, показывавшуюся ранее, и две новинки — небольшие напольники (на фото) и интересную акустику в открытом корпусе. Ее мне не удалось сфотографировать по причине перемещения экспозиции из зала в зал, но услышать получилось. Да, там есть над чем поработать, но можно только пожелать всяческих успехов мастеру, работающему в таком темпе и в разных конструктивных направлениях.
Акустика — винтажные переработанный мониторы из Акустического центра МТУСИ. Но они здесь не основной предмет экспозиции. Самое интересное — неприметный усилитель производства совершенно незнакомой компании ООО "АТ". Аппарат производит впечатление своим звучанием и хочется познакомиться с этой техникой поподробнее, потенциал присутствует. Да и выглядит усилитель неплохо.
Усилитель производства ООО "АТ". Кнопок нет, судя по всему, управление только с пульта. За затемненной прозрачной передней панелью расположена аскетичная индикация.
КБ звукотехники "ТРИ В" — уже знакомые двухблочный ламповый однотактный усилитель на ГМ-70 и ламповый же фонокорректор. Плюс новая акустика — открытая конструкция, собранная на разных винтажных динамиках. Здесь все традиционно для разработчиков.
В качестве источника на стенде КБ звукотехники "ТРИ В" присутствовала вот такая не совсем обычная вертушка. Донором и основой послужила старая японская Mikro-Seiki, у которой был заменен корпус и на него установлены три винтажных тонарма.
Лаборатория акустики Illuminati. Неплохие внешность и качество изготовления, а звук с характером (как-то слишком аккуратно и одновременно приподнято, с окраской). Впрочем, эта акустика выставляется впервые и для старта результаты более чем хорошие.
Студия-клуб "Степной волк" показала акустику на базе винтажных коаксиальных динамиков RCA (пусть корпус еще недоделан, но акустика рабочая). Винтажный же роликовый проигрыватель (восстановленный), ламповое усиление не первой молодости, древние головки звукоснимателя. И коллекция наушников STAX. Но наиболее интересным на этом стенде было не железо, а общение. Можно соглашаться или не соглашаться с предложенной концепцией, однако ознакомиться во всех подробностях и подискутировать, почему так, а не иначе — точно стоило.
А вот и роликовый проигрыватель. Commonwealth с 16-ти дюймовый диском. Тонарм так же тех лет — длинный Rek-O-Kut.
Неведомое нечто производства Лаборатории РА. Рупорная многополосная моно-акустика невообразимой конструкции и размеров. С отделкой гобеленовой тканью и искусственной кожей... Зачем это все, совершенно не ясно.
Для того, чтобы завести вот то самое неведомое нечто потребовалось несколько усилителей. Впрочем, участники выставки на этом стенде совершенно ни о чем не волновались, а скорее подшучивали над посетителями. Такой вот аудиофильский троллинг.