Языком цифр. В этом году берлинскую выставку IFA посетило 238 000 человек. Они бродили по площади 140 200 кв. м и могли увидеть стенды 1441 компании. Полный каталог выставки весил больше 2 килограммов. По понятным причинам, мы не сможем рассказать обо всем, что там было, но самое интересное в нашем репортаже.

Philips привез в Берлин сразу несколько интересных новинок. Начнем с телевизоров (кстати, вопросы относительно сделки с TPV Роберт Смитс, глава телевизионного бизнеса, прояснил в интервью, которое мы опубликуем в следующем номере). Топовые модели Cinema 21:9 теперь представлены в двух вариантах: Platinum и Gold. Отличаются они 3D-технологиями, в первом используется активная (3D Max), а в «золотом» применена пассивная (Easy 3D).

Таким образом, компания остается верна обеим существующим на рынке 3D-системам, что прослеживается и в других линейках телевизоров. Инженеры серьезно поработали с синхронизацией активных очков — перекрестные помехи не превышают 1 %. Кроме того, глубина 3D-картинки теперь регулируется не только во время работы преобразования 2D в 3D, но и на изначально стереоскопическом видео.

Функция придется по вкусу тем, кому не нравится сильная глубина изображения — ее можно уменьшить до уровня комфорта. Технология обработки движений Perfect Natural Motion продолжает развиваться, в топовых моделях частота работы системы (не матрицы) достигла отметки 1200 Гц. Некоторые модели оснащаются антибликовым фильтром Moth Eye (наноструктура, построенная по типу сетки глаз мотылька).

В специальной комнате Philips поставил несколько телевизоров в ряд, включая свои прошлые модели и пару конкурентов. И дело даже не в качестве картинки, хотя новинка выглядела достойно, главное, что Moth Eye реально рассеивает отражения, поэтому изображение выглядит контрастным и напрочь лишенным «зеркальности» глянца.

Надеемся, что технологию возьмут на вооружение производители ноутбуков и компьютерных мониторов, ведь глянец экрана — частое нарекание пользователей, при том, что Moth Eye никак не вредит четкости изображения.

Наконец, основной тренд последнего года — Smart TV.

Функциональность телевизоров становится схожа с компьютером, но фактически зарождается новая продуктовая категория, как это некогда случилось с планшетами. Осознав, что ради популяризации «умных» возможностей необходима серьезная инфраструктура, компании Philips, Sharp и LG решили создать единую платформу, чтобы разработчики приложений могли работать в одной среде. Что ж, ожидаем взрывного роста количества интернет-виджетов и тотального перехода зрителей от просмотра ТВ-программ к интерактивным «играм» с телевизором. Philips активно работает и с аудиокомпонентами.

На IFA были представлены открытые наушники Fidelio L1(в России ценник составит около 10 тыс. рублей). Мембрана диаметром 40 мм, неодимовые магниты, кожаный обод и оголовье — все говорит об аудиофильском уровне продукта. Также Philips развивает направление док-станций. Помимо устройств для iPod (с поддержкой AirPlay и Pure Digital — цифровым подключением) появилась специальная линейка для Android, в которых телефон для подзарядки включается в порт мини-USB, а звук идет через Bluetooth. Отмечу, что Android-акустика не позиционируется даже как беспроводная. Объясняют это тем, что у «синего зуба» дистанция маленькая, и благодаря специальному приложению подсоединение происходит только, когда гаджет находится в станции.

Факт того, что наступила эпоха 3D, проще всего было осознать, посетив стенд LG. Так как компания в этом году стала лидером по выпуску 3D-телевизоров с пассивной технологией, они их поставили везде-везде. При входе выдавали пару очков — ходи, глазей по сторонам, все вокруг объемное. Даже на мониторах и ноутбуках. Новинок было немного, запомнилась первая домашняя плазма LG PentouchTV PZ850 с сенсорным экраном, на котором дети могут рисовать, все что им вздумается (телевизор взаимодействует с компьютером, на нем сохраняются все рисунки).

Раз дети будут пользоваться телевизором, инженеры сочли разумным использовать экранное покрытие с защитой от царапин, и вообще, дисплей выдерживает большое давление и даже сильный удар. Правда, неизвестно, будет ли новинка продаваться в России. Также был показан новый топовый Nano Full LED-телевизор LG LW980S [05] из категории Cinema 3D и Smart TV.

Оригинальная светодиодная подсветка (собственно, Nano) стала чуть ярче, свет по экрану рассеивается еще лучше, картинка не блекнет при любой позиции просмотра. Естественно, в нем используется пассивная технология для создания 3D-изображения. Что любопытно, на этой модели «построчность» картинки заметна меньше, чем на предыдущей версии (они стояли рядом, можно было легко сравнить).

За счет чего достигнут такой результат, увы, на стенде объяснить не смогли. Ладно пассивные 3D-телевизоры, LG на выставке показали и проектор CF3DA, внутри которого 6 LCoS матриц (по 3 на левый и правый кадры). Световой поток с матриц объединяется и через один объектив попадает на экран. Это проектор с поляризацией для воспроизведения 3D-видео в одном корпусе (в кинотеатрах IMAX и RealD, сделанных по этой же технологии, стоят по два проектора).

Прототип этой модели показывали еще в прошлом году, но в продажу он так и не поступил. Надеемся, в этот раз проектор доберется до рынка. В этом году в Panasonic обошлись без громких телевизионных анонсов, все линейки были представлены еще весной, а о качестве NeoPlasma и IPS-матриц новинок мы уже не раз писали.

На IFA компания показала новые 3D-очки Eyewear весом 26 или 27 граммов (зависит от типа модели). Кроме того, в очках применен новый тип ЖК, позволяющий пропускать больше света, а значит, повысить яркость 3D-картинки. Как и конкуренты, Panasonic делает упор на умных функциях телевизоров, и, надо признаться, компания идет в авангарде.

В рамках их платформы уже доступны быстрые платежи за приложения в VIERA Connect Market (требуется регистрация банковской карты), запущен ресурс для разработчиков, а вычислительной мощности (двухъядерный ARM-процессор) хватает даже на игры с нормальной графикой. Как известно, на рынке съемочного оборудования для профессионального 3D-видео сегодня лидируют две компании: Sony и Panasonic.

Вторая решила привлечь к себе еще и аудиторию просьюмеров, представив полупрофессиональную видеокамеру Panasonic HDC-Z10000. Новинка умеет снимать в 2D в 3D режимах, в ней используется двойная 3MOS-система матриц (6,57 эффективных мегапикселей). Внутри новый производительный чип Crystal Engine Pro II для обработки изображения, есть возможность подключения двух микрофонов (XLR, фантомное питание), оригинальный стабилизатор картинки, в общем, камера подойдет даже для телестудий.

Новые проекторы представила и компания Epson. Правда, все ждали, что на IFA будут показаны модели c LCoS-матрицами (отражающими), но инженеры сообщили, что они предпочли довести технологию до идеала, поэтому отложили их выпуск до апреля следующего года.

А на этой выставке представили 3D-модели EH-TW6000W и EH-TW9000. Динамическая контрастность новинок 40 000:1 и 200 000:1 соответственно, но главное — высокая яркость 2 200 и 2 400 люмен. Правда, яркость указана не в ANSI, а для белого и цветовая, но все равно это ярче, чем у конкурентов. Напомним, что чем больше световой поток, тем комфортнее смотреть стереоскопическое изображение, ведь больше половины яркости пропадает при прохождении света через активные очки.

Мода на все «яблочное» дошла и до проекторов, на стенде Epson был показан проектор MG850HD [08] с док-станцией для iPhone. Это вполне приличный 3-чиповый ЖК-проектор с разрешением HD-ready, яркостью 2 800 люмен и контрастностью 3 000:1. Он оснащен двумя 10-ваттными динамиками, чтобы не пришлось использовать внешнюю акустику. Можно сказать, что это логичное развитие линейки DVD-проекторов, сегодня легче взять с собой телефон, куда с iTunes загружены фильмы, чем коробку с дисками, явно, что главное применение MG-850HD — мобильный кинотеатр.

Вызвавшая ажиотаж новинка от Toshiba (в комнату, где его демонстрировали, пришлось отстоять получасовую очередь) — безочковый 3D-телевизор Toshiba ZL2. В Германии он начнет продаваться уже в декабре, то есть это первый безочковый телевизор для домашнего использования. Разрешение новинки — 3840 x 2160 (Quad HD).

Поверх матрицы расположены микролинзы, которые и позволяют разделять изображение для левого и правого глаза зрителя. Причем есть несколько позиций, то есть смотреть на экран и видеть объемное изображение могут сразу несколько людей.

Более того, в телевизор встроена камера, которая следит за расположением зрителей, и специальным алгоритмом оптимизирует картинку так, чтобы каждый видел максимально правильное 3D. Увы, личный опыт показал, что изображение все равно далеко от идеала, к тому же приходится держать голову ровно, иначе глубина пропадет и возникнут перекрестные помехи. Зато в 2D-режиме этот телевизор показывает очень и очень хорошо. Высочайшая четкость (еще бы, разрешение 4K даже в кинотеатрах редко встретишь) и натуральные цвета.

Компания Sony в этом году больше сосредоточилась на мобильных решениях, представив планшетные компьютеры, ридеры и Walkman на Android, однако и в визуальной части была пара интересных новинок. Так, 3D-проектор VPLVW95ES приходит на смену прежней топовой модели VPL-VW90ES.

Динамическая контрастность новинки выросла до отметки 150 000:1, благодаря новому алгоритму работы ирисовой диафрагмы Advanced Iris 3. Следуя тенденциям, проектор обзавелся технологией преобразования 2D-изображения в 3D. В свою очередь новые 3D-очки пропускают на 24% больше светового потока, что позитивно сказывается на качестве стереоскопической картинки.

Наконец, оригинальная новинка — персональный 3D-визуализатор HMZ-T1. По сути, очки-полушлем виртуальной реальности. Надеваешь эту конструкцию себе на голову (однако настроить все ремешки так, чтобы это не упало, оказалось нетривиальной задачей), регулируешь линзы и расположение окуляров и видишь... огромный экран (заявляют 750 дюймов!), будто бы расположенный в нескольких метрах о тебя. Возникает ощущение реального кинотеатра.

Правда, разрешение картинки невелико — 1280x720 пикселей, зато использованы OLED-матрицы, отчего изображение контрастное, насыщенное и очень красочное. Никаких перекрестных помех, чисто выглядят движущиеся объекты, в общем, по многим параметрам это понастоящему отличный способ посмотреть кино.

Звук идет из наушников, увы, среднего качества, встроенных в полушлем. К визуализатору прилагается внешний процессор с HDMI-входом. Одна проблема этой новинки — киносеанс придется провести в одиночестве.

Metz PriMus 55 3D MeDia Для просмотра 3D-видео на топовом телевизоре Metz Primus 55 3D Media нужны простые поляризационные очки. Также немецкая компания оборудовала новинку качественной акустикой, поставила жесткий диск на 750 Гб и спутниковые тюнеры, а еще снабдила телевизор интернетфункционалом (HbbTV) и приличным медиаплейером с поддержкой множества форматов.
Philips O’Neill the bend SHO4200RW/10 Сверхпрочная конструкция наушников способна выдержать и экстремальные нагрузки — даже при сильном ударе чашки наушников отстегиваются, а не ломаются. Низкая посадка наушников повторяет контуры головы, а головная стяжка сделана из того же самого материала, что и очки для сноубордистов. Кстати, «лицом» этих наушников станет известный сноубордист Себ Тутс.
Panasonic PT-AT5000E Первый домашний 3Dпроектор от Panasonic показывает картинку с динамической контрастностью 300 000:1 при яркости 2000 люмен. Три ЖК-матрицы разогнаны до скорости 480 Гц.

LG DuaL PLay Раньше технологию, при которой два игрока видят на одном телевизоре разные картинки, использовали только на телевизорах с активным 3D. Компания LG предложила и на «пассивных», причем так как перекрестных помех у этого типа создания раздельной картинки нет совсем, участвующий не видит вообще, даже кратковременно, поля другого игрока.

Philips Soundbar CSS2113/05 При всей своей стильной внешности и плоском корпусе звучит этот саундбар на удивление мощно и объемно. Не без помощи оригинальной технологии виртуализации окружающего звука и компактного сабвуфера в комплекте. Подключение — цифровой коаксиальный вход.

Pioneer Sound Wing Мисс IFA держит в руках колонки Pioneer Sound Wing с динамиками HVT, в них катушка расположена вокруг мембраны (они плоские). При этом качество звука остается на уровне обычного динамика, упакованного в большой корпус. В линейке будут как маленькие сателлиты (мощностью по сто ватт), так и саундбар.
Хотите себе телевизор-краб? Или телевизор-зебру, телевизор-жираф? Модельный ряд телевизоров Zoo тайваньской компании Hannspree представляет собой в буквальном смысле зоопарк! В основном, это 19-дюймовые дисплеи, помещенные в мягкий корпус в форме животного. Согласитесь, отличный подарок для ребенка, к тому же, сама техника сделана достаточно «бронебойной», чтобы выдержать детское обращение. Родители могут себе выбрать 55-дюймовый телевизор — бейсбольный мяч. Любителям i-гаджетов может понравиться телевизор-яблоко, правда, красного цвета и не надкусанное...
Microsoft surface sur40 Samsung совместно с Microsoft представил новый интерактивный стол Microsoft Surface SUR40. Он способен воспринимать до 50 нажатий одновременно, то есть за одним таким столом могут спокойно работать несколько человек.