Банкир Олег Скворцов начинал свою коллекцию дважды, но второй раз — осознанно и целенаправленно.

C чего началось ваше увлечение музыкой?

С семьи. У нас был проигрыватель, и были... даже не LP, а десятидюймовые пластинки с классикой. Был магнитофон, были записи Окуджавы и Высоцкого, папа играл на гитаре, дядя пел русские народные песни. Когда стал постарше, слушал на магнитофоне двоюродной сестры «Битлз». В школе тоже играл на гитаре, даже сейчас могу кое-что вспомнить. Первый магнитофон достался мне от сестры — огромный тяжелый катушечник. Была еще какая-то радиола... А когда стал студентом, начал летом зарабатывать, купил себе советский Hi-Fi: «Вегу-108» и катушечник «Нота».

Пластинки тогда же стали покупать?

Я учился в Горном институте на Ленинском проспекте, напротив — магазин «Мелодия»; самая дешевая была классика — 1 рубль 45 копеек. Первой пластинкой, которую еще школьником я купил самостоятельно, был легендарный альбом лютниста Владимира Вавилова «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Неплохой дебют! Потом были пластинки The Beatles — те самые, маленькие, где было написано «Вокально-инструментальный ансамбль», был джаз. Надо сказать, в кругу моих друзей было много музыкантов, и было стыдно слушать только битлов и Nazareth. Мне, к примеру, звонил сосед и звал послушать, как он играет «Петрушку» Стравинского или концерт Танеева — на баяне! Поэтому в нашем сознании не было антагонизма между классикой, джазом, роком... Единственно эстраду и поп-музыку не люблю и никогда не любил. В советское время все, что показывали по ТВ, вызывало раздражение, все эти исполнители и ВИА — я уже слышал хорошую музыку и понимал, что тут кроется обман! Впервые я к нашей музыке проникся уважением, побывав на концерте «Арсенала» в начале 80-х. Я тут же купил пластинку — ту самую, первую, с раковиной — правда, тогда она показалась мне сложноватой.


Как ваши вкусы сформировались окончательно?

Один мой товарищ, разбиравшийся в музыке фьюжн, стал советовать новые записи — Weather Report, Return To Forever, гитариста Эрика Гейла, который остается и сейчас одним из моих любимых... Так я полюбил джаз-рок. Джаз я и до того знал неплохо, и к джаз-року я подошел, говоря финансовым языком, музыкально диверсифицированным с точки зрения вкуса, и тем самым в дальнейшем снизил свои риски (смеется)...

А кассетную фазу вы миновали, что ли?

Помню, принесли какой-то AKAI, я подключил его и понял: звук какой-то не такой. Кстати, такое же разочарование ожидало меня, когда я впервые включил CD.

Какая интересная реакция! Тогда же все восторгались как раз чистотой звука!

Может быть, это был элемент самовнушения: в то время компакты стоили заоблачных денег. Да, все вокруг говорили о каком-то недостижимом качестве, но кроме того, что «не трещит», я особого качества не услышал. Все равно в тот момент было как-то не до того. Помню, был в командировке на Урале и нашел в местном магазине залежи винила! Наши, болгарские — уцененный неликвид. И что-то у меня в душе екнуло... Но сдержался: зачем, думаю, все это умирает.

Как вам удалось вернуться в филофонисты?

Когда я карьерно относительно состоялся, стало не хватать музыки. Я купил вертушку Marantz, разобрался в своих вкусах и стал ездить в «Пурпурный легион». Покупал поначалу то, что любил — джаз-рок, конечно; стал закрывать лакуны в роке, Kinks, например. Кстати, на первом их CD, который я купил, слышно ничего не было вообще. На ремастированном издании расслышал вторую гитару, но слушать не смог: звук неживой, выхолощенный. Тем не менее приобрел недорогой, но качественный Hi-Fi — СD-проигрыватель JVC, усилитель NAD, акустику KEF (все это теперь у сына и прекрасно работает), но вспомнил о виниле.

А тут появился интернет, я узнал, что такое Ebay. Я не очень разбирался в градациях качества и думал, что VG+ (Very Good +) — это очень хорошо; оказалось — едва ли не на грани фола! Стал покупать. Купил джаза про три-пять долларов плюс два-три доллара доставка... и подумал: зачем мне покупать эти компакты, когда можно снова взяться за винил?

Но винил ведь тоже не всегда дешевый!

Мне повезло: мои вкусы лежат в стороне от чистого джаза 50–60-х, который стоит безумно дорого, или от ранних изданий Vertigo (то, что «на сверле»). Я слушал джаз-рок, соул-джаз, фолк-рок (CSNY и все, что вокруг The Byrds) — а это все не очень дорого и звучало потрясающе. Сейчас у меня примерно 2500 виниловых пластинок, купленных осознанно, в том числе классика — ее я слушаю меньше, зато жена слушает.

Есть у вас пластинки под грифом «Чтоб было»?

Есть. При всем уважении к The Beatles и Rolling Stones, они, скорее, «чтоб было». Хотя нельзя сказать, что я их не слушаю, но знаю почти наизусть. Есть и еще примеры, но их очень мало.

Скажите, Олег, а вы аудиофил или меломан?

Я, скорее, меломан. Винил люблю, но если не могу купить, покупаю CD и по возможности потом меняю. Так было с некоторыми изданиями Funkadelic — то ли найти не мог, то ли дорого было.

А что такое «дорого»? Когда денег жалко?

Дело не в том, что денег жалко. Дело в том, что винил может прийти кривой или неотцентрованный, а если он неотцентрованный, то звук начинает «плыть». Я от этого просто болею. Кривые заменят, а неотцентрованные — нет.

В общем, сейчас у меня точечные закупки. Я не комплетист... но мне нравится лейбл CTI. Такой разумный компромисс между джазом, роком, фанком... Собрал почти весь каталог, осталось несколько редких позиций.

Как и где вы покупаете винил?

Есть проверенные селлеры. Я их узнал на Ebay, у кого-то есть собственные сайты — Records By Mail, например. Там чуть дороже, но выборка лучше и качество гарантировано всегда, и очень много диджей-копий — а это первая матрица, и они, как правило, звучат шикарно. Что-то покупаю на Ebay до сих пор. Покупаю в поездках. В Стокгольме купил, например, Йона Йоханссона, шведского пианиста; в Германии — пластинки лейбла MPS, в Англии немного фолк-рока на Transatlantic. Иногда захожу в магазины и в Москве, но почти никогда не покупаю: как финансист, я не всегда готов переплачивать! Не потому, опять-таки, что денег жалко, а потому, что они столько не стоят, эти диски.

Расскажите о вашей системе.

У меня проигрыватель Rega 7, головка Exact, внешний фонокорректор Graham Slee Revelation — у него есть возможность настройки коррекции RIAA. Некоторое время назад полюбил джаз эпохи биг-бэндов, 40–50-х годов, а это, в основном, 10-дюймовые пластинки, у них коррекция другая, и на моем Mobile Fidelity они звучали сильно хуже. Усилитель — интегральный Naim Audio NAIT 5i, акустика — полочники Elac BS 133 JET; играют отлично, но басов не хватает. В CD-тракт входят винтажные транспорт EAD T-1000 и ЦАП Philips DAC 960. Усилитель, кстати, думаю апгрейдить — мой друг реставрировал для меня Marantz PM5 Ezotec. Иногда в качестве источника использую кассетный репортерский диктофон Sony TC-D5 Pro II. Достойный аппарат, несмотря на размеры. Такая вот экзотика.

А каковы перспективы?

Поначалу у меня были такие условия, что пришлось использовать полочники: все стоит на полках в шкафу. Это не очень правильно, так что главные планы — увеличение пространства для музыки.

За современной музыкой следите? Случаются какие-то открытия?

В последнее время меня заинтересовали норвежка Мари Бойне и наша Инна Желанная. Недавно увлекся танго (прежде всего tango nuevo). Но большинство интересных CD выпущено в Аргентине, даже если в сети искать, нужно знать испанский... Что-то открываю в роке, но основное — фолк, сонграйтеры, фанк и соул, фрагментарно блюз — со мной давно. Ну и джаз, конечно.

Пять лучших дисков из коллекции Олега.

[01] Игорь Стравинский — «Весна священная», дир-р Евгений Светланов («Мелодия»). Знаковое произведение.

[02] Grant Green — Idle Moments (Blue Note, 1963). Очень люблю эту пластинку и Грина вообще.

[03] Mendelssohn/ Schumann — Violin Concertos, Henryk Szeryng, Antal Dorati, LSO (Mercury, 1965). Любимое исполнение концерта у Генрика Шеринга.

[04] Don Sebesky — Giant Box, (CTI, 1973). Все хорошо: материал, исполнение, звук, дизайн.

[05] Astor Piazzola — Tango: Zero Hour (Nonesuch, 1986).Nuevo tango — мое самое свежее увлечение.

Текст: Артём Липатов

Фото: Дмитрий Писемский