Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня хотелось бы рассказать вам о таком феномене, как костная проводимость звука. Рассуждения о подобного рода гарнитурах в сообществах аудиофилов негласно считаются в известной степени дурным тоном, однако из песни слов не выкинешь.

Проблема снисходительного отношения к наушникам с КП отчасти заключается в том, что под них все еще толком не сформирована своя категория. Рынок «Bone Conductions» лишь к 2024 году должен перешагнуть отметку оборота в полмиллиарда долларов. Таким образом, наушники с костной проводимостью при сравнении неминуемо сталкиваются с классическими моделями, а не со своими собратьями по технологии.

Другой момент: как мне указали, отчет, из которого я заимствовал цифры, несколько занижает значения. Тут я сошлюсь на своего ближайшего друга Леонида, который работает со многими крупными брендами электроники, а потому имеет доступ к их цифрам.

По его словам, оборот только одного из брендов — Aftershokz, лидера текущего рынка наушников с костной проводимостью — за 2018 год как минимум покрыл всю отчетную цифру, а стало быть на другие бренды из документа не пришлось никаких продаж.

Впрочем, этой гипотезе тоже можно верить. Я, например, последние упоминания о наушниках с костной проводимостью от Panasonic встречал года три назад, но без особого позиционирования их в ассортименте.

Иными словами, на текущем рынке по сути есть один игрок, который противостоит обычным наушникам и получает все оплеухи от слушателей. И не всегда справедливо. Например, если бы мы имели с десяток крупных имен, то они спокойно бы сопоставлялись между собой, не влезая в основной рынок — и все было бы чинно-благородно.

Что думают читатели Stereo

Прошел год с последней более или менее основательной беседы на портале, где обсуждались кое-какие тонкости. Мнения не то, что бы поделились, но из комментариев наиболее точно передающим, чего вообще стоит ждать от таких гарнитур, я бы назвал этот.

Здесь автор достаточно точно попал в определение, которым я сам бы наделил эти наушники — они, скажем так, жанровые. То есть восприятие качества звука сильно разнится в зависимости от того, что конкретно играет.

Полагаю, что подобная ситуация характерна для любых излучателей звука. Безусловно, неплохо было бы иметь некие эталонные наушники, с которыми можно было бы сравнивать весь рынок, но пока — увы.

Чаще же всего негативные отзывы, которые я встречал в сети, были достаточно поверхностными и абстрактными: «да это вообще не наушники» или «плохой звук». С первым, конечно, спорить проще всего: если уж на то пошло, это все прочие наушники — не наушники, а «вокругушники» (полноразмерные) или «вушники» (если речь о капельках). Костные-то как раз надеваются именно на уши.

А с определением «плохой звук» разбираться всегда сложнее. Например, комментарий выше относится к моделям Aftershokz линейки Trekz, и там ко всем прочим особенностям пьезокерамического динамика добавляется SBC-кодек, который имеет не самую лучшую, скажем так, пропускную способность.

В современной модели костной гарнитуры Aeropex стоит кодек Qualcomm QCC3024. Вторая проблема — конечно, индивидуальное восприятие. Быть же объективным в тестах КП-наушников почти невозможно.

Скажем, есть портал RTings, который разложил по полочкам упомянутые выше AIR, но на каждую такую полочку добавил тезис о том, что скорее всего классическая аппаратура для тестов тут неуместна, потому что на такие пьезодинамики она не рассчитана.

Строение наушников Aftershokz

Затея логичная, так как это попытка без личных характеристик описать возможности наушников, но в целом она дает сбой и очень напоминает соответствующую картинку о равных условиях для всех.

Себя лично я бы относил не к аудиофилам, а к меломанам, которые в целом готовы на компромиссы, лишь бы что-то играло фоном. Причем мой музыкальный вкус достаточно прост: Наутилус, Высоцкий, Башлачев, Песняры, Самоцветы.

Это примерно проясняет, какие требования к звуку я могу предъявлять. И для меломанов фоновый звук во время их обычных занятий, воспринимаемый через кости, достаточно хорош. С чем не согласен человек, полагаю, значительно более требовательный — пользователь Tess, который, например, не готов мириться с такой передачей.

Возможно, важно учитывать и такой нюанс при первом прослушивании, как будущая модель использования. Об этом предлагаю порассуждать чуть подробнее.

Костная проводимость — для спорта

Условия, в которых производители предлагают использовать наушники с костной проводимостью — это спортивные мероприятия.

Основная особенность таких наушников в том, что они не закрывают уши, а это в свою очередь повышает безопасность, так как человек продолжает реагировать на окружающие звуки, сигналы автомобилей и т.п.

Безусловно, ориентация в пространстве сохраняется не на 100%, что подтверждено исследованием, однако критические звуки вроде громкого сигнала автомобиля различимы, и на них можно своевременно среагировать.

Сосредоточенность же и концентрация в условиях бега или велотренировки — на других факторах. Мало кто выходит на пробежку с целью насладиться кристальным звучанием любимых песен. И, напротив, чтобы создать условия для прослушивания люди тратят годы, деньги, выверяют по миллиметру расстояние от колонки до колонки.

Вот и выходит: нужна ли вам мотивирующая музыкальная поддержка на час-полтора или нет. Если нужна, то костная проводимость — неплохой выбор. Изначально наушники такого плана создавались как средство, повышающее осведомленность об окружающей обстановке. Это средство умеет извлекать музыку и покрывает весь стандартный слышимый диапазон: 20–20 000 Гц, — во что, кстати, зря не верит, например, Rodomir.

Восприятие диапазона тоже зависит от некоторых особенностей. Звук в твердых телах хоть и способен распространяться, но затухает там быстрее, чем в воздухе, а потому слышимость зависит и от строения кости, и от того, на какое место вы накладываете динамик. Слушать-то можно хоть через локоть, но тогда о «20–20 000», конечно, говорить уже не придется.

Проблема же безопасности, которую призывают решать, на самом деле стоит достаточно остро. На Западе, конечно, острее, но по нашей статистике аварий и несчастных случаев с участием пешеходов и велосипедистов тоже можно сделать кое-какие выводы.

Бывшие союзные республики обсуждают и вводят ограничение в ПДД на использование наушников. В России что-то подобное обсуждалось в 2016 году и касалось прицельно велосипедистов.

Мой личный опыт таков, что капельками я пользуюсь только в транспорте, переходя же дорогу и просто во время прогулки стараюсь уши держать открытыми, потому что теперь еще и самокаты всякие.

Надо отметить, что и производители классических массовых ушей о безопасности так или иначе думают. В качестве одного из примеров можно привести функцию аудиопрозрачности, которая благодаря Apple скоро станет на слуху.

У Samsung в IConX это работало, например, таким образом: пользователь мог активировать внешний микрофон, который захватывал и усиливал звуки улицы, пропуская их поверх музыки. Мне для восприятия показалось сложным, когда все в одну дырку.

Но безопасность — прежде всего!

Звук не на первом месте

Для того, чтобы понять, почему производитель так долго не инвестировал в качество звучания, надо немного покопаться в истории костной проводимости как способа восприятия.

История же начинается издавна. Впервые на такой способ восприятия обратили внимание еще в 1500-х годах. Джероламо Кардано (его именем назван карданный вал) в книге De Subtilitate описывает способ восприятия звука через зубы, закусив деревянный предмет. Первое более или менее основательное диагностическое описание приходится на конец того века: в 1589 году Капивачи подвел стальной стержень к музыкальному инструменту.

Принцип его эксперимента заключался в том, что если человек слышит звук таким образом, то поражение находится на уровне барабанной перепонки. Если не слышит — поврежден слуховой нерв.

С тех пор и почти до наших дней костная проводимость существовала исключительно в контексте медицины. И костные аппараты как единственный способ слышать не сильно заморачивались над качеством того, как именно звук доходит до человека.

Следующий значительный этап развития — концепция безопасности. Если механическая костная проводимость (первые патенты были еще в 1880 году) могла быть достоянием публики (скажем, известны специальные веера для театров), то электрическая, в первую очередь, заинтересовала армию.

И не в том смысле, конечно, что бравый вояка мог и музычку послушать, и звуки природы. Скорее, он мог и получать команды руководства, и контролировать неприятеля. Опять же, согласимся заочно, что особых претензий к частотным характеристикам не было.

И лишь в последние лет 15 они появились, и за этот короткий срок наушники стали звучать приемлемо для массового пользователя. Так что если на секунду задуматься, то те же Aftershokz совершили революцию в этой области.

Ну и в качестве шутки, мне всегда льстила мысль о Бетховене, чье имя связывают с костной проводимостью: когда он начал терять слух, то прикладывал специальные трубки к височной кости.

А так как он — не последнее имя в музыкальном сообществе, и его все устраивало, то с чего бы и мне возмущаться?

Специальные устройства для слуха из музея Бетховена

Опасно для здоровья и нет басов

Большая часть критики — спорная, сложная, с нюансами, на которые один слушатель не ответит другому никогда. Однако наиболее часто сталкиваешься с двумя положениями о костной проводимости: «это опасно для здоровья» и «нет баса».

Про здоровье пояснить проще. Восприятие звука через кости относится к естественным особенностям нашего организма, и звук собственного голоса мы воспринимаем по большей части именно так — что, к слову, обеспечивает разницу при прослушивании себя на записи. Если человек заткнет уши, то слышать себя не перестанет, и раз уж головы наши до сей поры не взорвались, то нет смысла опасаться и дальше.

Люди, которые обещают некроз тканей от костной проводимости правы лишь отчасти. Я в свое время пристально перерыл базу NCBI, чтобы понять, насколько вредным может быть использование именно пассивных наушников. Ни насколько. Ни одного серьезного документа или исследования мне найти не удалось. По поводу же некрозов и прочих страхов — тут вот какая история. Речь с высокой долей вероятности идет о слуховых аппаратах на базе костной проводимости.

Их устройство отличается от устройства наушников, и они в основной массе все еще имплантируемые. Вначале вживляется титановый штифт в кость черепа. Несмотря на то, что титан — лидер по приживаемости, в ряде случаев проходит гладко не все. Ткани вокруг штифта действительно могут омертветь и т.п.

Но это речь о хирургическом вмешательстве, которое к потребительскому опыту отношения не имеет. В пользу безопасности говорят и такие косвенные факты, как активное проникновение технологии в детскую медицину (AdHear, Oticon), где обычно не принято так рисковать, как со взрослыми.

Справедливости ради надо отметить и обратную сторону: одно время считалось, что прослушивание музыки в костных наушниках куда безопаснее — причем мнение бытовало и в популярной литературе. Например, в книге «Компьютер для людей с ограниченным возможностями».

Это тоже не совсем так, и сегодня медицина уравнивает вред для слуха обычных наушников и костных. Выходит, что наушники с КП не безопаснее, но и не опаснее обычных наушников для прослушивания.

С басовитостью все чуть сложнее. На мой взгляд, правильнее говорить, что в таких наушниках не отсутствует бас, но бас в большей степени ощущается, нежели слышится. Та самая вибрация, колебания, которые ощущаются на низких частотах — это в общем-то он и есть. По этому поводу есть разногласия — опять же из серии «да кому это надо».

Не могу сказать, что это фантастическая киллер-фича, но могу сказать, что такая особенность западным рынком имеется в виду. Есть проекты — например, Woojer или SubPac — конкурентное преимущество которых как раз в подобном виброотклике.

По замыслу создателей, это дает эффект «3D-музыки», человек может почувствовать во время прослушивания дрожание, как на настоящем концерте. В наушниках же это происходит из-за особенностей излучателя.

Костная проводимость на рынке

Согласно отчету, наиболее перспективными направлениями, где востребованы наушники с костной проводимостью, являются спорт, медицина и «другое». Про другое расскажу отдельно, поскольку о первых двух пунктах уже сказано достаточно.

Единственным дополнением тут может служить то, что софтово вроде как появилась возможность дооптимизировать потребительские гарнитуры до уровней слуховых аппаратов. Один из примеров — приложение Petralex, но сам я его не тестировал и утверждать не буду.

Из ключевых игроков массовых имен не много: Panasonic, Motorola. Реальный же лидер рынка один — это компания Aftershokz, известная, впрочем, и на Stereo по обсуждениям и по новостям. Занимается она исключительно гарнитурами с костной проводимостью звука, так что анонс OptiShokz (очки эти у меня есть) пока все еще на стадии анонса.

Своей основной аудиторией до текущего года они считали бегунов, велосипедистов, триатлонистов, а в 2019 к ним должны присоединиться пловцы из-за модели-плеера XTrainerz.

Любопытно, кстати, что свою историю компания на начальном этапе продвижения в массы аналогично пыталась связать с медициной. Скажем, один из громких совместных проектов с Microsoft — помощь людям с ограниченными возможностями.

Что касается Aftershokz

Откровенно говоря, я выступаю кем-то вроде блогера, увлекаюсь современными гаджетами и по долгу службы, и по зову сердца.

С костной проводимостью познакомился давно, а Aftershokz слушаю с первых моделей.

Мне сложно оставаться беспристрастным особенно после того, как я коротко перечислил свои музыкальные предпочтения. Другое дело, что я не совсем разделяю и мнения других блогеров из серии «кристальный звук». Но утверждения типа «вокал в музыке и подкастах чист» звучат честно.

По текущей флагманской линейке я прочитал порядка 10 обзоров и понимаю, что объективное мнение сформулировать сложно, так что мне ближе и справедливее показался материал CNet.

Его суть в том, что они сравнивают предыдущую модель с новой — и это реально небо и земля. В целом, могу подтвердить, что по состоянию на сегодня ни в дорогих, ни в дешевых сегментах (мой опыт — это в том числе и наушники с алиэкспресс) конкурентов по качеству звука нет.

По-прежнему любой обзор будет отмечать, что низкие частоты — не самая сильная их сторона, но там это (насколько это приемлемо) опять-таки чуть компенсируется виброоткликом. Один мой знакомый с куда более лучшим слухом характеризует ассортимент как «серединно-ориентированные».

Будущее за костной проводимостью?

Рынок устройств с костной проводимостью достаточно большой, но на потребительском рынке они участвуют только в нише спортивных наушников. В целом, идея и концепция повышения безопасности вне помещения — понятна и должна бы беспокоить людей.

Думаю, что в будущем скорее сформируется общий рынок «безопасных» наушников, где существенная роль будет отведена КП. Сейчас наушники открытого типа уже создаются (Sony), плюс появляются занятные технологии типа аудиопрозрачности (Samsung, Apple). Так что есть куда расти.

Если же говорить про сегодняшний день, то применение технологии в остальной электронике уже подыскивается, и появляются довольно странные проекты. Например, браслет для часов, который позволял бы слушать информацию через палец. Или аналогичное кольцо.

Но объективно все это крутится пока возле головы, поэтому в большей степени меняются формы устройств, нежели концепции и содержания. Очки-наушники — пожалуйста. Кроме OptiShokz есть и еще несколько вариантов, в том числе Zungle.

Что слушать, подойдут ли, и какие вообще итоги?

В итоге, я хотел бы донести мысль, что к нынешнему дню такие наушники уже не требуют суперснисхождения. Слушать в них можно абсолютно все, но надо быть готовым к тому, что какая-то музыка вас удивит, а какая-то порадует. Сравнивать же их с обычными наушниками — это все равно что сравнивать электронную книгу с бумажной.

Тут можно справедливо заметить, что какая бы ни была книга, а потребляемая на выходе информация — одна и та же. Тогда просто представьте, что вы читаете «Фауста» в переводе Пастернака и Холодковского. Информация та же, объем полный, но у каждого свои особенности.

Наименее детализированные композиции вроде поп-музыки в костных наушниках уже давно не вызывают недоумения и звучат реально хорошо. Плюс — это все-таки массовый продукт, который имеет и достоинства, и недостатки продукта массового, так что уместны ли тут наши мужские комментарии про «не те ощущения»?

Подойдет ли этот формат персонально вам — скорее зависит от вашего характера. Ведь как уже упоминалось, некоторые пользователи не согласны с этим мириться даже отчасти, в то время как некоторые вполне адаптировались, нашли приемлемый жанр и с удовольствием пользуются.