Если провести параллель между 20-м и 21-м веками, складывается впечатление, что аудиоинженеры перестали экспериментировать — акустические системы все как на подбор имеют вид столбиков с классической компоновкой. Но если отыщите рекламные брошюры 50-х годов прошлого столетия — увидите разнообразие форм и конструкций, опередивших свое время. Про одну из таких необычных моделей я и хочу рассказать.

Основатель и главный разработчик компании Амар Боус родился в 1929 году в семье индийца и американки. После окончания средней школы Abington он поступил в Массачусетский технологический институт, а в 1950-м закончил его со степенью Бакалавра в области электроники. После он недолго работал в компании Philips. Затем Амар собрал единомышленников радиолюбителей и начал заниматься ремонтом электроники.

В 1956 году Боус купил свою первую HI-FI-систему и понял, что она неспособна передать пространство концертного зала. По его мнению, так получалось из-за того, что колонки не учитывали акустические свойства комнаты и не взаимодействовали с ней. После этого, он решил сам разработать акустику, лишенную этих недостатков.

Первым продуктом стала система под названием 2201. Она бы и в наше время вызвала массу обсуждений, а в 50-х годах прошлого столетия — это был очень оригинальный концепт. Корпус в виде 1/8 сферы, оснащен 22-мя широкополосными головками, причем на каждую выведен свой канал усиления, и все это под управлением эквалайзера. Система получилась специфичная и сложная в изготовлении, и поэтому не получила массового распространения.

Bose 2201

Тем не менее Амар продолжил работы по исследованию психоакустики и в 1964 году основал компанию Bose. Уже в 1968 он выпустил первую модель под названием 901, ставшую флагманом компании на последующие 47 лет — с тех пор было выпущено семь модификаций серий 901х.

901-е — это достаточно крупные (32-53-33 см) полочные АС, они имели популярный в те времена футуристический дизайн. Конструкция колонки была весьма необычной — 9 широкополосных динамиков диаметром 4,5 дюйма, из них лишь один выходил на переднюю панель, остальные восемь располагались под углом на тыльной стороне. Акустика управлялась темброблоком с коррекцией АЧХ. Колонка устанавливалась на ножку с широким круглым основанием.

Модель 901 от серии к серии (в отличие от своих младших братьев 301, 501, 601) не меняла кардинально дизайн и конструкцию, эволюция шла по принципу тщательного отбора материалов и расчета акустических свойств. Правда, по мнению многих аудиофилов, была и деградация — в 3, 4 и 5 серии переднюю и заднюю стенку из ДСП заменили на пластик.

Bose 901-3

Начиная с 3-й серии появилась пара сквозных фазоинверторов сложной конструкции, выходящих на фронтальную и тыловую стенки, напоминающие сопла реактивного двигателя. С этой же серии 901-е получают HVC Driver — динамики с бумажным диффузором синего цвета и новым подвесом, плюс существенно доработали катушки. Все эти новшества значительно повысили КПД, а фронтальный динамик (который ранее располагался со смещением от центра) встал ровно по центру АС и обрёл свою независимую камеру в форме цилиндра.

Bose 901-4 в нутри

Я познакомился с данной серией примерно полгода назад. Не могу сказать, что я не знал о них раньше, но особо ни когда не интересовался данным брЕндом в принципе, и этой моделью в частности. Поэтому когда мой знакомый предложил мне послушать необычные системы от Bose особого энтузиазма я не испытывал.

Это была не самая последняя серия 901-х, а если точнее — 5-я серия. При первом же включении стало очевидно, что это не рядовая акустическая система. Её подача в корне отличалась от того, что я ожидал. «Вау»-эффекта или разочарования не было, тут дело в другом. Часто говорят, что звук у какой-либо модели не привязан к АС. Иногда действительно это так и получается, но в данном случае эффект «непривязанности» приобретает совсем другие масштабы.

901-е действительно создают иллюзию присутствия, акустика искусно формирует пространство, а направленность у колонок практически отсутствует, отчего комфортная зона прослушивания очень широкая. Минус «иллюзии» — размытые образы, не удается точно определить источник, сцена однородная.

Зато плюсом является отличный частотный баланс, живой и богатый среднечастотный диапазон, наконец, несмотря на то, что работают широкополосные динамики, дефицита высоких частот нет. Однако воздуха и детальности все же не хватает. Бас упругий, глубокий, но не забирается в ту область, где его начинаешь чувствовать телом. Динамика акустики не потрясает перепадами, но ее хватает для создания драматизма.

Я попробовал отключить эквалайзер и подал сигнал напрямую к АС. Звук стал зажатым, потерял детальность и даже объем. Так что, обработку сигнала следует рассматривать, как неотъемлемую часть колонок.

Главное достоинство 901-х — умение играть ровно, не привязывать слушателя к одной точке. Это определенно акустика для меломанов, так как любой аудиофил тут же найдет к чему придраться.

Многие крайне негативно относятся к продукции компании Bose, мне же очевидно, что она заслуживает пристального внимания, а вклад Bose в изучение психоакустики однозначно недооценен. Да у них были сырые модели, но посмотрите, как много идей в них заложено, и как много моделей было выпущено — одно это заслуживает уважения.