В начале фильма «Лига справедливости» (Justice League) показывают бездомного, кутающегося в тряпки на тротуаре. У его ног лежит картонка с надписью: «Я пытался». И я могу сказать, что этот образ характеризует собой весь фильм.

Нет, правда, фильм пытался. Он пытался стать слишком многими вещами. Он пытался стать лучше, эстетичнее, приятнее, проще.

А в итоге стал кашей из идей, уже представленных кинокомиксами от Marvel. Если ранее DC специально стремилась строить свою киновселенную максимально непохожей на конкурирующую, то теперь, после регулярных провалов, запаниковала и решила тупо скопировать ключевые моменты, практически не задумываясь.

Одним из решений этой проблемы стала смена режиссера — кресло Зака Снайдера, снявшего трехчасовой фильм и планировавшего выпустить вторую часть этой истории, занял Джосс Уидон, главный герой дел марвельных. Уидон доснял около 20% сцен, фильм в итоге дополнительно порезали, убрали из него даже то, что уже успели показать в трейлере, собрали наскоро и вручили кинотеатрам. В итоге вместо длинной дилогии мы получили месиво классического для современного кинематографа хронометража в два часа.

Уидон вместе со студией решили изменить тон фильма — тоже в последний момент. Попытались уйти от удушающей, вязкой серьезности, от которой клонило в сон в «Бэтмене против Супермена», добавить шуточек, да и в принципе как-то снизить градус пафоса. То есть они действительно попытались сделать из фильма что-то, похожее на старые проекты Marvel.

Этих изменений хватило бы для того, чтобы подкосить даже беспроблемный проект, а такой противоречивый фильм, как «Лигу справедливости», они и вовсе добили.

Один плюс: смотреть его не так скучно, как того же «Бэтмена против Супермена», хотя где-то на финальной битве я уже полезла читать френдленту. Упростить «Лигу» создателям удалось, но в этом кроется еще один ее минус — она просто ничем не цепляет.

Студия, вероятно, боялась потерять хоть какого-нибудь зрителя, и поэтому постаралась сделать фильм максимально безопасным и безвкусным, максимально «никаким», чтобы не дай бог кто-нибудь не обиделся. «Лига» лишена масштаба, атмосферы наступающего конца света, даже удушающего пафоса — в ней просто толпа каких-то людей собралась, постарадала, попыталась решить внутренние проблемы и отправилась бить супостата, а потом ушла в закат. Все.

Отсылок к оригинальным комиксам практически нет — в отличие от того же «Бэтмена против Супермена», который подобными пасхалками изобиловал, а некоторые сцены экранизировал и вовсе один-в-один. Из финальной версии фильма, насколько я понимаю, вырезали сцены, где Бэтмен и Чудо-женщина обсуждают саму необходимость создания альянса из существ со сверхспособностями, что ему, опять же, не пошло на пользу.

В итоге картина выглядит рваной, неопрятной, грязной мешаниной непонятно чего. Кто все эти люди, откуда они взялись, почему я вообще им сопереживать должен и как-то о них беспокоиться? Неясно.

Нам представили сразу трех новых героев. Среди них — социально-неловкий подросток, роботизированный Франкенштейн, ищущий свое место в мире, и брутальный качок, будто сошедший с плакатов L'eau par Kenzo и Jameson одновременно. Казалось бы, разношерстная компания, но что вместе, что порознь персонажи смотрятся серо.

Барри Аллен, он же Флеш, он же еврейский мальчик со скрипкой и навыками веб-дизайна, сыгранный Эзрой Миллером, стал главным генератором шуток, подчас неуместных, но иногда и тонких. Из него попытались создать местного Питера Паркера, который очень хочет стать крутым героем и найти себе сверхсильных друзей, но вот некоторые особенности характера ему мешают, о чем Барри честно рассказывает сокомандникам. Часто. Много.

Присутствие в фильме сверхбыстрого персонажа должно, казалось бы, оправдывать сцены со слоу-мо, но, как и все в «Лиге», реализованы они топорно и безыскусно. Нам показывают парочку перекошенных лиц, молнии спецэффектов, пыльную взвесь в воздухе, растянутые по времени звуки — и больше ничего. Ни одна сцена не сравнится по эпичности даже с той версией Ртути, которая была в «Мстителях: Эре Альтрона», я уж не говорю о проходке под «Sweet Dreams» в «Людях Икс».

Спасибо хотя бы за «Рика и Морти» и Blackpink на мониторах в убежище Барри — порадовали. Никто не спрячется от Cartoon Network и кей-попа, даже в комикс-вселенной.

Аквамен в исполнении Джейсона Момоа стал Тором от DC, причем Тором из первых двух сольных фильмов, а не из вышедшего буквально две недели назад «Рагнарёка». Это героей-варвар, задача которого — пафосно мотать головой в каплях воды, показывать торс и фыркать на рациональные предложения сокомандников. Вот только даже Marvel поняли, что такой герой никому не интересен, и сделали из Тора в «Рагнарёке» выпуклого персонажа, у которого есть что-то помимо длинных волос и шести кубиков пресса. А DC наступает на те же грабли.

Киборг получился одним из наиболее интересных персонажей среди свежепредставленных. В герое Рэя Фишера чувствуется развитие — из испуганного и обиженного на мир парня он превращается в существо, принимающее свою суть и готовое использовать появившиеся способности и возможности во благо человечества. Жаль только, что времени ему уделили мало — думаю, пара-тройка дополнительных сцен ему бы не помешала.

Фильм вывозят Диана Принс и Брюс Уэйн — нет, не Чудо-женщина и Бэтмен, а их простые, несупергеройские альтер-эго. Именно они пытаются собрать команду, способную дать отпор злу, ведут диалоги и стараются решить проблемы этого мира.

При этом из Бэтмена сделали немощного дядечку, который вместо того, чтобы искусно колотить недругов, стреляет в них из инопланетного бластера и попадает через раз. В итоге даже один неприятель для него оказывается проблемой, что, в общем-то, неправильно — Бэтмен вполне мог потягаться с криптонцем в свое время и раскидать толпу бандитов на складе, а здесь же сидит где-то на периферии битвы.

Но Брюс Уэйн — уставший, обеспокоенный, даже обреченный — Бену Аффлеку удался хорошо. В его глазах видна неподдельная тоска, сменяющаяся безграничным счастьем при виде Супермена. Да, забыла добавить: главная фанатка Супермена — это не какая-то там Лоис Лейн, а все-таки Бэтмен. Этот момент фильм показывает очень явно.

Галь Гадот в образе Чудо-женщины и Дианы Принс стала столпом благоразумия в этой катавасии. Она все глубже врастает в роль и смотрится в ней максимально органично. Она общается с персонажами, вызывая их на диалоги, которые знакомят с ними зрителя, она объясняет намерения, проблемы и задачи. Она не теряет дух перед лицом опасности, сохраняет спокойствие и берет на себя лидерство в нужной ситуации.

Злодей? Он невнятен, что про него еще можно сказать? Очередное сверхсильное существо, которое захотело захватить, поработить и уничтожить землян. Мы такое уже проходили, и не по разу. Добавить ему фактурности DC не смогли — только рога поставили. Мотивации у него нет, брони интересной нет, голос пустой, фразы — стандартно-пафосные. За что там зацепиться — да не за что.

Еще у нас есть Супермен, который появляется в последней четверти фильма. В эпизодах с ним отчетливо видно, насколько же халтурная здесь компьютерная графика. В дополнительных сценах Генри Кавиллу пришлось сниматься с усами — у него уже другой проект начался — и усы эти специалисты по CG «сбрили» настолько топорно, что бравый Супермен в итоге выглядел парнем из какого-нибудь сериала с ТНТ.

Вообще, что странно, ощущение дешевого российского сериала во время просмотра не покидало. Куда, на что ушел бюджет в 350 миллионов долларов? Фильм выглядит грязно, пусто, неинтересно и уныло, как трехдневная перловка. Если «Бэтмен против Супермена» был серым, но с фирменными снайдеровскими цветовыми пятнами, то здесь просто на грязном фоне происходят грязные события. Финальную сцену залили красным светофильтром, который, видимо, должен был добавить апокалиптичности, но смотрится ужасно нелепо. На фоне игры с окрашиваниями особенно заметны провалы в качестве компьютерной графики — сами битвы излишне мультяшные и безжизненные, дешевые и кривые. Весь фильм смотрится так, будто он снят в студийном павильоне с декорациями из ближайшего строймаркета, чего не было даже в «Отряде самоубийц». И это ему, конечно, на пользу не идет.

Раньше у DC был свой собственный путь — пафос и мрачняк, драма и эпос, и фильмы этой киновселенной отличались от продукции Marvel. Теперь же, взирая на недостаточно крупные сборы и рейтинги, студия в панике отказалась от намеченного пути и резко свернула в сторону проторенной Marvel дорожки. Свернула и бездумно по ней пошла, даже взяв в проводники того, кто в это путешествие уже сходил.

В итоге в фильме нет ничего, за что можно было зацепиться. Нет ни идеи, ни истории, ни каких-либо авторских фишек. Это Франкенштейн, собранный из кусков трупов, которого никто не смог оживить.

Фильм старался, правда. Как студент старается в ночь перед экзаменом срочно и резко выучить то, что в него пытались впихнуть весь семестр. Но это подход губителен. Надо было думать заранее, а если не вышло — то стоило пустить все на самотек и, поорав «Халява, приди!», спокойно уснуть, надеясь на лучшее.

А тут студент и уставший, и не знает ни черта, и глаза у него красные, руки от кофе трясутся, ноги подкашиваются и в разные стороны разъезжаются, а обрывки теорем, законов и формул смешались в голове в липкую и тяжелую кашу.

Чуда не случилось — он заслуженно получил свой «неуд».

P.S. Если кто-то все же решится посмотреть фильм, знайте — финальная битва проходит не в Польше, а в России. В русскоязычном дубляже решили, что, видимо, страну и так потрепало, и супергеройские стычки на севере нам не нужны.