Из особенностей вертушки: прямой электромеханический привод диска, электронный микролифт, необычная конструкция тонарма, оптический автостоп.
Выполненные работы можно разделить на несколько этапов. Сначала был сделан ремонт и замена вышедших из строя радиокомпонентов. В моем случае нужно было поменять конденсаторы, которые потеряли емкость, в результате чего не работал микролифт и автостоп.
Дальше пришлось сделать регулировку узлов аппарата. Я разобрал привод стола, смазал его и собрал обратно. С ним проблем не возникло, а вот потом все пошло не так гладко. Вероятно, сборка на предприятии была не очень-то высокого качества, поскольку находящиеся под заводским лаком регулировочные винты были настроены неправильно. Тонарм при повороте двигался с заеданием. Причина скрывалась в шторке автостопа — ее криво установили и она касалась корпуса.

Также было обнаружено заедание при перемещении тонарма вверх-вниз. Оно возникало из-за неправильной регулировки винтов тонарма под пластиковой крышечкой. Обратил внимание, что в более раннем проигрывателе «Радиотехника ЭП-101-стерео», несмотря на всю примитивность и похожесть конструкции тонарма, на выходе был очень достойный звук. А в этом проигрывателе с тонармом все очень плохо.

Следующий этап — модернизация. Я решил полностью перебрать тонарм и собрать и отрегулировать все как надо. По итогам нашел виновников некачественной работы тонарма — это узел с пружинками на фото и установка трех жил вместо пяти. Все это было удалено и сделано уже по правилам.

Заменил проводку тонарма на то, что было не жалко, ведь результат на тот момент был еще не известен, поэтому поставил МГТФ. Его многие критикуют, но в данном случае он оказался вполне уместен. Из тонарма у меня выходят пять жил: четыре идут на головку и пятая на корпус тонарма (для нее есть специальное место крепления). Штатный кабель до фонокорректора без земли я заменил на балансный кабель. У меня в наличии был Supra Dual, но вполне подойдет и другой микрофонный кабель с двумя жилами внутри и общим экраном. Кабель распаян согласно схеме.

В проигрывателе из кабеля выходят четыре жилы, которые соединяются с четырьмя жилами тонарма. Экран от кабеля никуда не соединяется — это важно. Еще параллельно кабелю идет земляной провод. Одним концом он соединяется с землей фонокорректора, а вторым заходит в проигрыватель и соединяется с землей тонарма. Еще мне пришлось подсоединить к нему отдельный провод (он тоже синего цвета, как и земля) и пустить его на дно — в нем есть специальный контакт для подсоединения земли.

В итоге — вертушку просто не узнать. Тонарм получил необходимую подвижность, никакого рокота или помех теперь вообще нет. Еще заменил родной мат на фетровый и штатную головку на AT95EBL.

Можно и дальше вести усовершенствование по пути утяжеления стола, повышения виброразвязки, но я решил остановиться на том, что есть.
P.S. Не судите строго за фото, ведь все выполнено в процессе работы над проигрывателем.
Комментарии
AlexPlay
Интересная статья (хоть винил я и не слушаю), спасибо.
BS2016
Вадим молодец конечно,но его бы способности проявить бы в более полезном деле.Например взять винтажную вертушку импортного производства и проапгрейдить ее.Какой-нибудь денон или техникс. Не знаю,как Вадиму,но уверен большому количеству людей это было бы очень интересно и полезно.А вот делать из Г конфетку.... Лично мне это непонятно.Вот была бы изначально хорошая вертушка это был бы очень ценный и полезный опыт.
Wadim
Эта вертушка у меня случайно оказалась.
У меня есть Technics sl-1200 и в нем я только только заменил родной кабель. Всё, больше с ним делать нечего с паяльником. Есть много аппаратов, которые твику "не поддаются". это означает, что производитель сделал хорошее устройство и в доработке нет необходимости.
mexkb
Да-а-а-а-а!
AppleY
Мне вот интересно, ну как после таких вот косяков в сборке и регулировке компонентов находятся граждане которые отчаянно уверены что наш советский хайфай огого и даже лучше ихнего?
mexkb
Ну понятно же, что мнение сие культивируется мышлением стереотипным, а не опытом богатым.
Ros
Какой смотря. Понятно, что первоклашек надо напильником дорабатывать чтобы оно хоть как-то работало. Аппаратура же высшего класса (если хорошо сохранилась) подобного процесса как правило лишена, не считая замены конденсаторов.
BS2016
СССР давно закончился,а люди в нем рожденные еще живы)))) Так что таких граждан еще очень много.У меня был один знакомый-ездил на BMW X 6 и слушал s90. Считал что сейчас сплошной китай,а раньше делали лучше.
Ros
Всё правильно, лучше уж с90 слушать, чем то что сейчас продают)
Ros
Да чего ж такое, опять любители башен минусуют! Вот одно дело когда у человека дома 2 башни стоят, а другое когда с 90! Последние сразу внимание привлекают и интерьер украшают.
Serg_E
минусуют скорее всего любители здравого смысла:))) насчет украшения это вы круто прикололись:))))) многих с таким украшением жены и на порог не пустят :))))))))
Ros
Скорее любители серых-лакированных гробов-башен. Конечно, серьёзная 3 полоска будет занимать существенно больше места чем 2 башенки. Ну или с90 вместо неё... Как минимум, оно будет бросаться в глаза на фоне чёрных, безликих ящиков и мебели, вызывать любопытные взгляды у гостей, гордость у своего владельца, и даже настольгию в какой-то степени. Кто-то скажет, что это какое-то древнее уродство советских времен, однако я с таким категорически не согласен. Выглядят с 90 своеобразно, и я бы сказал, достаточно красиво, уж куда интереснее чего-то безликого из наших дней. Сходите в аудиосалоны, посмотрите что там продают, посмотрите как оно выглядит. Всё серо и однообразно, отличается разве что количеством динамиков и цветом лака. А посмотрите на винтажную акустику, это самые настоящие произведения дизайнерского искусства(ну не все конечно) отражающие "ту" эпоху, да, по большей части применимо это к японцам и пр, однако наших с90 это тоже касается, массивность, огромные ящики, цвет шпона, шильдик на передней панели с названием акустики и ачх... А если при гостях на соответствующей аппаратуре бони эм поставить, так вообще а*уеют. Даже соседи придут в гости, с Вами праздновать будут!
Впрочем, если "здравый смысл", как вы говорите, это безликость, ничего вам доказывать не буду. Главное, получать удовольствие от прослушивания музыки, чего и Вам желаю! Спасибо всем за минусы, очень конструктивно!
BS2016
Лакированные башни лучше подходят к современным интерьерам,а вот винтажные как раз и напоминают гробы.Ну что поделать,если концепция изменилась и вместо 30 см динамиков стали ставить по 2 штуки 16 см. Я тоже начинаю сейчас думать о том,что большой басовик хорошее дело,но тут мнения разные.Некоторые производители возобновляют линейки 70х годов в новом качестве-например танной.А клипши сохранили всю линейку эритаж и продолжают ее расширять.Все новое это хорошо забытое старое.А что касается s90 то это такие же дрова как и все советские вертушки и прочая техника.За неимением мерседесов и бмв у нас и волга считалась пределом мечтаний.Уж если винтаж-то лучше диатон,чем s90.
По поводу безликости-тут вообще не согласен.Посмотрите на бивни 8 серии,фокалы,кефы,легаси,вильсоны.Их уж никак безликими не назовешь. А ширпотреб понятное дело,какие там могут быть изыски....
AppleY
слушайте, ну право слово, ну невозможно. Вот вы серьезно сразу так относите S-90 к винтажной технике и апеллируете тем что мол раз это винтаж то и произведение искусства? Ну хватит, то что их делали в 197х-198х не значит что это произведение искусства автоматически.
Что же касается реального положения дел, то одна пара у нас в офисе стоит. Выглядит как ... ну, на троечку с минусом. И глобально там ничего не поправить. Ну посмотрите еще раз сами:
И сравните с даже не самой уж лухари, довольно средней серии колонками от сансуй:
И я даже не хочу обсуждать качество деталей С-90, все вы их знаете, ну разве это можно сравнивать?
А гости... Что гости, ну скажут не "О, круто, Вован, у меня такие были!" а "О, нифигасебе, у меня в классе был пацан, у него папа из японии такие привез!".
BS2016
Смотря,что наливать гостям.Если абсента налить,то им и Весна 202 будет круто!!!
BS2016
Или вместе с ними выкинут за этот самый порог)))))
S 90 место в музее советских вещей.Ну или в коллекции.Сверху на них можно еще советский "никон "поставить для антуража-фотоаппарат КИЕВ.
Ros
Я ж написал про японцев, у них конечно всё куда приличней было. Поймите меня правильно, с 90 выглядят оч внушительно и массивно, да, японцы винтажные (по моему мнению) эталон дизайнерской мысли. Но относительно той безликости, которой руководствуются дизайнеры большинства сегодняшних колонок, с90 сильно выделяются.
Я всё понимаю конечно, это сейчас для эконом класса норма, но у "не эконом класса" нынешней акустики ценник космический, исключения крайне редки. А тогда, для всех производителей это было само собой разумеющимся, и не только доступным для избранных, покупающих только "верхнее в линейке". С90>нынешний, как выразился комментатор выше "эконом класс". Моё мнение, опять же.
Ros
Да ничего не выкинут! Надо бони эм завести и плясать пойдут!
BS2016
я 2 года назад такие же пионеры другу подарил.И винтажный усилок дюаль 1460.
Поймите сейчас концепция изменилась.Другие принципы у акустики.И дизайн тоже разный.Понятно,что бюджетка -обычные столбики с 13 см динамиками.Но есть и выдающаяся по дизайну акустика.И довольно много ее.
Serg_E
а кроме бони ем? Хорошие ас для проигрывания "санни")))
Ros
Довольно много с ценником выше 100к, а тут уж извольте лучше винтажный пионер возьму
Ros
Увы, но новодельная акустика с ценовым диапазоном до 1000$ и того не может отыграть нормально. Впрочем, у меня в пользовании с 90 нету, так что ни к чему это))
AppleY
да я про другое. С90 - это унылое говно, которое продавалось задорого и ценилось в СССР только потому что ничего другого массы не знали, а если и знали, то купить не могли. Что касается внешнего вида тогда и сейчас - многое поменялось. Если раньше ценились в аудиофилии лампочки ручечки и прочие крутилки с регуляторами, то сейчас - прямой тракт, отсутствие темброблоков и прочих деталей, могущих теоретически навести какие то помехи. Ну вот так вот, да. Потому эти все регуляторы и прочие индикаторы перегруза уехали с колонок навсегда. Чего теперь страдать то?
Резюмируя свою мысль и свой вопрос - ну какого хрена все дрочат на эти С90 если ну вот чуть чуть дороже и можно купить такого же вида японцев, которые красивее, лучше, надежнее, музыкальнее и так далее? Понимаю если в детстве такие были - в качестве билета ненадолго в детство могу понять. Но эти споры с пеной у рта как раньше в сссрии хайфай делали круто - не могу ни разу.
YG
не только японские, западные колонки тоже в порядке - немецкие например и цены на них не перегреты, в отличие от
TestRadioProjektTechnolog
Да-да, я вижу как "изменилась" - вспомнили вертушки и т.д., далее... "Радиотехника" уже производит, хоть и современную, но концепцию S-90. А возьмутся за ретрошный дизайн - ни кто не упрекнёт, и будут правы ;-)
JaroslavS
Вот винтажные колонки Sony
А вот советское изделие более поздних времен Электроника 75АС-065
Понятно, как наши совковые конструкторы "конструировали"? Причем хреново слизывали, реплика звучит так себе.
Ros
Поправлю немного вас. Прародитель нашей электроники 75ас 065 - Fisher STE 1200, также известные как otto sp x-1. Где-то читал статейку, вообщем, задачу конструкторам нашим поставили в том то и дело что повторить или сделать что-то похожее, что они в итоге и сделали. Конечно, глупо было от реплики ожидать звучания на уровне оригинала. Но тем не менее, на мой слух, реплика весьма качественная. Если не хай энд, то как минимум оч добротный винтажный хайфай, полностью оправдывает те деньги, что за неё на авито просят. С новодельной вообще сравнивать такое глупо: на фоне них весь новодел до 100-130к - дрова.
Конечно, просто сравнивать и незаслуженно обсирать советскую акустику. Ведь у "них" там "золотая эра" была и прочее прочее. Но вы не забывайте, "они" там тоже еденицы в лучшем случае имели вышеупомянутые otto, да и сейчас ситуация не особо изменилась, хотя и рынок винтажа есть, всё равно иной раз случайно попадаешь на видео какого-то иностранца с примитивным сетапом, который ну ни в какое сравнение с советским 0 классом и какими-нибудь электрониками. Разве что вертушка техникс выделяется: и та, что называется - "сильно видавшая виды", ладно хоть поёт.
Радоваться надо и гордиться нашими людьми, что такие вещи могли делать, пускай и заимствовали дизайн и конструкцию у вражеской техники. А в какой сфере этого "заимствования" нет? Да везде есть, и они друг у друга некоторые вещи заимствовали(не было у них задачи делать реплику другой акустики, или я что-то упустил, однако были оч похожие по дизайну модельки от разных производителей) Вообщем, не нравится вам чудо нашей инженерной мысли, хорошо, буду очень рад, и помогу Вам или одному из Ваших друзей избавиться от такого, раз уж оно такое плохое и Вас не устраивает, с радостью приму в дар и буду наслаждаться музыкой))
allkef
Интересно. Но вообще, здорово было бы какой-нибудь общий материал, с советами по доработке советских электропроигрывателей. Их на вторичке много и дешево, поэтому советы подойдут тем, кто стеснён в средствах.
Возможно, опытные товарищи напишут список проигрывателей, которые есть смысл покупать на доработку.
Gorbatov
Подавляющее большинство из них стоит честно отнести на свалку и не пытаться выдавать желаемое за действительно.
Исключения очень редки, и даже они - скорее ностальгически-исторические артефакты.
allkef
Все понятно... Очень жаль(
Serg_E
Спасибо, Вадим, за статью. Я вот до сих пор не решил как быть со своей Вегой 106. Честно говоря, отдал бы на настройку и проверку грамотному специалисту. В свое время она звучала очень достойно насколько я могу судить из своих детских впечатлений. Летом думаю заняться этим вопросом.
BS2016
Если это из детства-тогда лучше сохранить и даже восстановить.Если для использования-то сейчас за относительно небольшие деньги можно купить винтажный денон или кенвуд или ямаху.Будет значительно лучше.
Imperium
отдавать стоит,если грамотный специалист работает за бутылку беленькой
то,что получилось затем на тест какому-нибудь ребёнку-он врать не будет,скажет достойно заиграло или нет
товарищ как то просил меня продать его 106 в идеальном состоянии-моя мечта по юношеским впечатлениям,думал эту подшаманю-у себя оставлю
когда взял в руки-всё болтается,кривое,огромные люфты и т.д.
пришло понимание,что подшаманить выйдет очень и очень дорого для моего бюджета,при этом 106 как стоила копейки на вторичке,так копейки и будет стоить не смотря на значительные суммы вливания
в общем купил новый аппарат от Rega,а 106 продал от греха
Serg_E
Я поинтересовался в салоне, что можно взять за не дорого, чтоб не хуже этой Веги и то что мне показали за 30тыс к примеру, сделано намного проще. И рекомендовали или брать новое не менее чем за 60 тыс, либо тюнинг Веги, который экономически намного выгоднее.
Imperium
ЛЮБОЕ железо импортное сделано НАМНОГО проще из СССР с виду
на плате не на что смотреть,тот же Корвет 068 из последнего отечественного у меня
звук дерьмо (зачем я его только купил заместо Кумир 001),зато схема далеко непростая,напихано там от души,как и у 106
ну и вес нельзя сбрасывать со счёту,ибо звук и вес по сути близнецы-браться
говоря про звук-подразумеваем вес
говоря про вес-подразумеваем звук
BS2016
Вся проблема в том,что в бюджете до 1000 баксов нет альтернативы винтажным проигрывателям.За 300-500 баксов можно купить в Японии винтажный Денон или Техникс ,многие модели переделываются на 220 вольт.И если сделать правильный апгрейд можно получить хороший результат.Вот мне было бы интересно почитать про апгрейд какого-нибудь из Денонов- 57/59/62/67. Сам думаю поменять провода в тонарме на новые.Фоно кабель уже поменял на Ортофон.
Wadim
Я ранее выкладывал фото вертушки, которую сделал из 602й Унитры. Но найти ЭПУ Унитра Г-602 (именно без буквы С) в хорошем состоянии очень сложно. У Унитры по механике невысокая надежность: двигатель уже с завода был с недостатками, привод стола быстро разбивался, а Ария 102 - боле надежная, но капризная по тонарму и электронике. Но тонарм у Унитры более интересный, чем у Арии.
TestRadioProjektTechnolog
Если руки дойдут - проапгрейдить АРИЮ УНИТРАвским тонармом.
А мож кто меня опередит в этом.
Deslav
Слышал или читал такое-у качества родины нету! Так что не стоит принижать или восхвалять советскую технику. Были разные вещи , кому как везло. Моя первая вертушка была вообще кошмар по сути. Это Аккорд-201-стерео... Но большинство пластинок было куплено во времена когда у меня был он... И сегодня они почти все прекрасно играют, похоже мне повезло с иглой, силой прижима ... Сейчас пользуюсь 110 Вегой , с новой головой, всё устраивает. А что касается колонок ,то да хорошо звучащие башни многим не по карману. Ну а на с90 мир клином не сошёлся , есть и другие достойные колонки например Эстония 35ас-021, сам сейчас на ней и слушаю.
Ros
Полностью поддерживаю! Мне из совка, например, импонируют корветы и амфитоны, а с90 скорее самые массовые, возможно с переездом как передняя пара для киношек и пойдут, но не более. А за хорошо звучащие башни смысла платить не вижу, лучше уж винтажную японскую акустику возьму) И усь к ней соответствующий!
Imperium
так давно уже тенденция такая,что за ХОРОШО звучащие не только башни,но и остальное железо смысла нет платить
baidich777
Я поехал себе брать Technics 1510. На полке , прикрытая тряпочкой, стояла Электроника 012 с тонармом от Б1-01. В результате уехал с ней домой. Поставил Ortofon M2red. Как раз для ознакомления с винилом. 160 $ на все ушло. Даже на таком уровне понятно, что винил звучит натуральнее и естественнее. Не представляю, какой звук на топовых системах. CD Marantz 5004 звучит чище, с ним меньше возни, но звук стерильный, без души. Пока не хочу лезть в аппараты подороже , т.к. это неминуемо приведет к смене всей системы.
Gorbatov
Можно было бы и Торенс поискать, пусть даже не такой, с которого эту Электронику топорно слизали, и не с SME, у которого хоть и примитивная конструкция, но и ее не смогла внятно советская промышленность повторить...
BS2016
Не все еще в себе победили совок.С возрастом это становиться все труднее,а если еще жить дальше от столицы,при замкадовском уровне жизни-для многих это задача непосильная. Как говорят "девушку можно вывезти из деревни,а вот деревню из девушки нельзя."
baidich777
Я вообще не знаком с совком. Только в 28 лет начал интересоваться Hi-Fi. Помню дома был комбайн радио + виниловый проигрыватель с пластиковой иглой. Какой там звук может быть?
alnasique
Здравствуйте, если автор или знатоки ещё здесь, помогите, хочу сделать данный апгрейд. Все Неполадки совпадают , также тонарм щёлкает и гул есть. Ещё кнопка не включает двигатель - приходится спичку вставлять. Это где-то конденсатор надо поменять? Но не пойму про 4-жильный кабель: это 1 кабель экранированный а внутри 4 провода, или 4 отдельных провода каждый с экраном, и как это дело всё выглядит? Автор выбросил крепление с 3 Пружинками . И ее его заменить теми поводами? Фото бы..это очень тонкие провода ? и ещё есть сомнение: там пружинки наверняка были для гашения вибрации. А с проводами стало лучше? И ещё те зелёные болтики под крышкой тонарм их ослабить или как регулировать ? Спасибо
Wadim
Добрый день. Давно дело было... По кнопке. Нужно проверять электролиты. Мне пришлось все их заменить, т.к была блуждающая неисправность, время дает о себе знать. Мне сложно пояснить про " 4-жильный кабель", т.к изначально было неправильно и я всё старое удалил и сделал разводку согласно указанной схемы распайки кабеля. Если вам сложно понять, то может стоит обратиться за помощью специалисту, радиомонтажнику? Именно выбросил все родное крепление с пружинками и все сделал заново уже правильно. "Зеленые болтики" нужно отрегулировать на отсутствие заедания и зафиксировать краской или лаком. Если будут вопросы, постараюсь ответить.
alnasique
Здравствуйте,
я рад , что вы здесь! Вопросы есть..Заменил все электролиты на плате с кнопками- ничего не изменилось..
Я думаю я в состоянии сделать апгрейд. Про 5 жил провода в общем понял . Единственное непонятно, как определить какие контакты с иглы соответствуют сигналу и массе левого канала и таким же правого. По аналогии с обычным аудио , магнитофонной головкой например.. попробую Цежкой прощупать какой куда идёт, но если на пружинной сборке 3 контакта, то видимо там одна земля и 2 канала? Вопрос про головку: Вы рекомендуете AT95EBL, нашёл в интернете только at95e. Это тоже самое? И покупать весь картридж или саму головку, которая легким усилием высовывается в арии ? И они 100% совпадают или надо будет регулировать высоту тонарм? еще заметил, что двигатель вращается рывками, однако Влияния на звук не заметил. Это нормально? Спасибо
Wadim
Головок можно много вариантов подобрать. Например, из новых - Audio-Technica VM95E. У меня регулировка высоты тонарма (VTA) не потребовалась. На головке, на сколько помню есть маркировка L,P, + - не думаю, что с этим возникнут сложности. Если рывки на двигателе, причина может быть в обмотках. В некоторых экземплярах они не закреплены могут быть и болтаются в посадочных местах. Нужно их приклеить тогда. Проверьте соответствие фактическим напряжениям и по схеме . Возможно найдутся несоответствия. Имеет место какая-то неисправность. Более детально не смогу подсказать, проигрывателя уже давно нет.
alnasique
Спасибо, что ответили! Собрался я менять провод и тянуть его до самого rca. Но увидел вот такие комментарии про Ключи/транзисторы: «Отключить заодно от транзисторов-ключей, замыкающих выход головки при поднятом тонарме». Как отключить? отпаять ? боюсь что-то нарушить, я думал судя по вашей статье там просто замена провода и удаление Панели с пружинками. Поясните пожалуйста?Спасибо