Препарируя Баха: новые записи академической музыки

ТEКСТ: Комментарии (12)
74.47 дБ
Препарируя Баха: новые записи академической музыки

Сезон порадовал. Помимо новых записей вездесущего юбиляра Бетховена, еще и гениальные интерпретации Шопена — а также Бах на инструментах, для которых он не писал.

Конечно, препарируется не только Бах. Просто один голландец сыграл его на саксофонах — об этом ниже. Важный же для русской культуры релиз — первое издание концерта Жени Кисина 1985-го года. Недоумеваем: как такое могло лежать столько десятилетий в архиве?

К кинокомпозиторам некоторые (даже профессионалы) относятся как к простым ремесленникам — но попробуй, сам сочини, чтоб в кадр легло! Это особый дар. Знаменитый советский автор саундтреков Андрей Эшпай — яркий мелодист, это понятно. Но к тому же, как выяснилось, прямо-таки постмодернист своего времени.

А начнем мы с амбициозного мегапроекта коллектива Quatuor Ébène.

Quatuor Ébène «Beethoven Around the World — The Complete String Quartets»

Мы нередко обозреваем тут записи французского «Эбонитового квартета» — одного из самых известных и плодовитых камерных коллективов мира. Последний их релиз — это настоящий opus magnum, гигантский проект. В мире сейчас, помимо пандемии, еще и юбилей Бетховена, так что все стараются воздать должное Людвиг-Ванычу и сделать что-то необычное.

«Квартет» и тут выделился: они сыграли в разных городах мира на всех (!) континентах все квартеты Бетховена (откуда и название — «Бетховен кругосветный»). Записали и выпустили. Теперь если есть желание погрузиться в камерного Бетховена, ощутить, как композитор развил жанр струнного квартета, революционизировал его, — вам сюда. Конечно, это своеобразный квест — прослушать все, от Первого до Шестнадцатого, от молодого энергичного экспериментатора до старика-философа.

Интересно, что до последнего времени в официальной дискографии Quatuor Ébène творений Бетховена вроде бы не было. По крайней мере, в таком объеме (зато есть его «последователь» Брамс, фортепианный Квинтет и Первый струнный квартет — чудесная запись!) Но это «их» композитор. Здесь они точны, изящны и страстны. Мастера в нашей оценке не нуждаются.

Apple Music, Яндекс Музыка, Deezer


Андрей Эшпай «Круг». Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижер — Эмин Хачатурян

«Мелодия» переиздала Второй балет Андрея Эшпая «Круг». Бессюжетный балет на тему Второй мировой войны. Между прочим, Эшпай был разведчиком — дошел до Берлина.

Андрей Эшпай, если можно так выразиться, классический композитор советского кино. Умеренный модернист — немножко в эстраду, даже в рок. Для всех ностальгирующих по старым-добрым эстрадным мелодиям, пышным аранжировкам с волнами струнных, со чпокающей бас-гитарой, клавесинами и вибрафонами, аналоговыми синтезаторами и прочей прелестью.

Музыка записана в 1980 году — и передает дух своего времени просто пугающе. Или приятно — кому как. Тут действительно много ярких мелодий, и даже грувовых ритмов. Мы ж помним, как в проклятом совке боролись с низкими частотами вообще и всякими бас-гитарами в частности. Идея прошибла все запреты. Получился «Круг» — штучная вещь.

Apple Music, Яндекс Музыка, Deezer


Arno Bornkamp «Dance — Bach by Bornkamp»

Саксофон в классической музыке — редкость. Не очень-то прижился. Нет, конечно, для саксофона уже написан определенный корпус произведений многими значительными композиторами, от минималистов до лютых авангардистов, плюс — всякие хрестоматийный примеры вроде сочинений Александра Глазунова.

Но вообще-то классические саксофонисты часто ищут что-то более понятное. Не боятся даже делать переложения заигранных произведений.

Нидерландский саксофонист Арно Борнкамп, сооснователь Aurelia Saxophone Quartet, тоже любит переложения. В его дискографии, например, есть запись «Паваны» Равеля — дуэтом с пианистом. Вот казалось бы — кто только за нее не брался, а тут получилось по-особенному.

Теперь взялся за Баха. Саксофона во времена композитора, понятное дело, не существовало. Обработке подверглись произведения для сольных флейты и скрипки. И получилось просто удивительное нечто. Да, минималистично и суховато — все же один инструмент. Но его как-то много, и вокруг него облако вибрирующего воздуха — это чувствуется даже в наушниках-втычках.

Борнкамп играет тут на почти всем саксофонном спектре — от тенора до сопрано. Гениальный кунштюк: саксофоны звучат… не своими голосами! То как орган, то как виолончель, а конкретно скрипичные произведения на сопрано — ну точно как скрипка. Но все равно остается теплое дыхание саксофона. И при всем этом — атмосфера совершенно баховская.

Apple Music, Яндекс Музыка, Deezer


Концерт Евгения Кисина. Москва, 23 декабря 1985 г. (2 CD)

Практически каждый раз, рецензируя очередное издание из архивных записей фирмы «Мелодия», я здесь пишу что-нибудь вроде «это мастхев», «достояние русского народа» и прочее. Повторяться уже устал, честно говоря. Давайте договоримся так: любая архивная «мелодиевская пыль» — золотая. Достояние, культурное событие и так далее. Да и просто хорошая музыка: купить, на полку поставить, детям-внукам в наследство оставить. Не исключение — и запись пианиста Жени Кисина 1985 года.

В аннотации сказано, что это вообще первое издание данного концерта Кисина, который он дал на «Декабрьских вечерах» по приглашению самого Рихтера. Вот это странно: за год до того 14-летний москвич Евгений Игоревич Кисин стал звездой и настоящей мировой сенсацией. Такой успех даже не с чем сравнить.

И вот пожалуйста: его интерпретации Шопена — композитора, которого Евгений Игоревич играет всю жизнь, и под которого у него словно и руки, и мозги «заточены» — публикуется только сейчас. Странно. Ну ладно, поверим и просто порадуемся.

Ну, «рецензировать» игру Кисина — это смешно, про его гений уже тома написаны, кто мы такие, чтоб… Отмечу, однако, что запись довольно чистая, без особых шумов. Напомню, что «Вечера» проходят и проходили в не приспособленных для концертов помещениях — в мраморной коробке Музея им. Пушкина.

И вот еще какой момент. Спустя пять лет, в 1991 году Женя выступает в Карнеги-холл с опять-таки шопеновской программой. И вот если сравнить их, то слуху открывается просто нереальная разница. Два Скерцо — будто два разных пианиста играют.

Или Мазурка до-диез минор — обе парадоксально разные по содержанию. Хорошо заметно, что в ранней версии Кисин начинает ее немного тише и медленнее, но это «физическое» отличие — и дело совсем не в нем. А в чем? Да просто разная музыка! Причем и то, и другое — Шопен чистой воды, романтик и лирик, как мы любим. Вот это, похоже, и есть пресловутое совершенство техники, а не скорострельный полив нотами.

Apple Music, Яндекс Музыка, Deezer

74.47 дБ +

Комментарии

#

Александр, благодарю! Как всегда, интересно, оригинально. Перечитаю еще не раз. Взял на заметку. Дорожу вашим мнением.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Gray #

спасибо, рад стараться!

- 50 дБ +
#
Мы ж помним, как в проклятом совке боролись с низкими частотами вообще и всякими бас-гитарами в частности

Ну преимущественно только в записях эстрадных коллективов, а, например, музыка кино от Рыбникова Алексея Львовича имеет прекрасный бас и вся ритмика на басисте.

Давайте договоримся так: любая архивная «мелодиевская пыль» — золотая

"проклятый совок" сквозь пальцы просыпал-таки в историю золотую пыль

- 60 дБ +

ну а чо: эстрада -- нафиг, с классикой -- носились) хоть так, чо! :)

- 50 дБ +
#
Андрей Эшпай, если можно так выразиться, классический композитор советского кино.

Тогда все были "классическими композиторами советского кино" :) Эшпай, Денисов, Губайдулина, Канчели, Шнитке... Кто по любви, кто поневоле. Музыка Шнитке почти в ста фильмах! Деньги-то надо было как-то зарабатывать :)

- 50 дБ +
#

ну Шнитке точно не по особой любви...

- 50 дБ +

Ну да. Не по особой любви как-то особенно много получилось :) Но нам-то, простым смертным, это счастье, - прекрасная музыка в прекрасных фильмах.

- 60 дБ +

халтурить он не умел, точно )

- 50 дБ +
#

Спасибо за очередную интересную для меня и надеюсь для многих, тему.

А вот скажите Александр, где-то в 77 году отец принёс записи японского саксофона . На кассете, знамо дело. Заслушивались всей семьей. Ритм, язык, музыка - всё было необычным и интригующим.

Не знаете откуда это ноги растут?

- 60 дБ +

не знаю, в японцах не разбираюсь( их много там ) но это не авангард, да?

- 50 дБ +

Нет, это был ритм-саксофон с невероятно певучими речитативами.

- 50 дБ +
#

В виолончельной сюите N2 очевидно влияние М.Л.Ростроповича, это практически копия его интерпретации, со всеми паузами и акцентами. Построить такую громаду по-своему могут лишь фигуры масштаба Мстислава Леопольдовича, поэтому ожидать чего-то нового здесь не приходится. Тем не менее, слушать интересно, спасибо.



- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.