Как известно, большая часть производства многих компаний, выпускающих AV-компоненты для развлечений, сегодня размещена в Китае и других государствах с дешевой рабочей силой. Текст: Аркадий Коротов

Маленькая надпись на технике японских брендов «Made in China» уже не так настораживает. Однако некоторые линейки, особенно модели верхнего ценового диапазона, принципиально производятся в Японии. В качестве яркого примера можно привести компанию Tohoku Pioneer Corporation, которая выпускает элитную автомобильную акустику серии PRS и другую Car Audio-продукцию на заводе в городке Тэндо, что в префектуре Ямагата. И дело тут не в том, что страна развитого капитализма с человеческим лицом не доверяет труженикам Поднебесной. На первом месте, безусловно, стоит долг перед отечеством, сладкий дым которого приятен не только нам, грешным.

Инженер-акустик Даисуке Итох (Daisuke Itoh) демонстрирует 30-см сабвуфер с малой глубиной установки (8,1 см) TS-SW3001S4/S2.

Своих японских высококвалифицированных специалистов тоже ведь надо обеспечить достойной работой. А на втором, не менее почетном месте, стоит забота об истинных поклонниках автозвука, которые, купив Car Audio-компоненты Pioneer с пометкой «Made in Japan», ни на йоту не должны усомниться в безупречном качестве продукции. В общем, держать марку дело непростое. Итак, к чему мы затеяли весь этот разговор? Дело в том, что руководство компании Pioneer не в силах больше сдерживать плотную завесу тайны, пригласила представителя журнала Stereo&Video в Мекку японского автозвука — фабрику в городе Тэндо. Всего три часа дороги на знаменитом суперэкспрессе Синкансэн «Цубаса-109» из Токио, и я на месте. Примечательно, что акустику здесь выпускают с 1966 года, т.е. со дня основания фабрики.

Центральное место на столе занимает пассивный корпусной сабвуфер TS-WX303 (250 Вт, RMS). Справа от корпусного саба 38-см SPL-сабвуфер соревновательного класса TS-W810SPL (3000 Вт, RMS).

История помнит немало примеров процветания фирм, которые начинали вхождение в большой бизнес с производства акустических систем. Воистину качественный звук вдохновляет на новые трудовые свершения. Теперь на заводе в Тэндо успешно производят еще и точнейшую механику для автомобильных головных аппаратов (Mechatronics), системы FA (Factory Automation) или попросту станки-роботы для различных отраслей промышленности, OLED (Organic Light-emitting Diode) и OELD (Organic Electro Luminescence Display) для Car Audio и мобильных телефонов, другую продукцию. Для справки: предприятия Pioneer расположены в США, Мексике, Таиланде, Китае и Вьетнаме. Штат сотрудников — около 12 000 человек (из них в Тэндо 500). Кстати, что касается изделий точной механики, то восхищаться действительно есть чем: взять хотя бы устройство 6-дискового CD-чейнджера размера 1DIN — ювелирное искусство, да и только! После знакомства с инженерами фабрики и вкусного обеда в обычной Pioneer’ской столовке состоялась презентация новых АС и сабвуферов. Специалисты с гордостью рассказывали о передовых технологиях и особенностях, которыми обладают разработанные специально для продвинутых аудиофилов АС серии PRS (Pioneer Reference Series). Напомним, что в составе топовой линейки две компонентные системы — 17-см TS-C172PRS и 13-см — TS-C132PRS. Расширение до трех полос возможно с помощью среднечастотника TS-S062PRS (66 мм, 15 Вт, RMS). Как известно, процесс совершенства предела не имеет. Руководствуясь этим железным правилом, японские акустических дел мастера заменили в вуферах и СЧ-динамиках ферритовый магнит на неодимовый и заодно уменьшили его габариты, точнее, сузили тыльную часть динамика.

Сабвуфер TSW252PRS разобран на составные части: прочный и легкий диффузор на основе арамидного и стекловолокна, успокоитель системы P.F.S.S.

Инсталляторы, безусловно, оценят такое оригинальное решение по достоинству. Но главное, новые PRS’ы стали звучать еще лучше, т.к. значительно увеличилась плотность магнитного потока (на 29%). В среднечастотнике TS-S062PRS каучуковый подвес специально выполнен различной толщины, что способствует быстрому и точному отклику диффузора. Проблемы повышенной реверберации, часто возникающие при установке АС в дверях, теперь удалось избежать с помощью фирменной технологии P.F.S.S. (Progressive Flex Suspension System). Для более детального и реалистичного звучания в твитере применена звуковая катушка с обмоткой из бескислородной меди (PCOCC — Pure Crystal Ohno Continuous Casting Process). Тяжелая артиллерия сабвуфер TS-W252PRS удостоен еще больших почестей: мощный 250-мм басовик (400 Вт/4 Ом, RMS) разработан в стенах знаменитой High End-лаборатории TAD (Technical Audio Devices Laboratories, Inc), принадлежащей компании Pioneer. В системе используется классический ферритовый магнит. Зато для быстрого и точного отклика диффузор саба выполнен из чрезвычайно прочного и легкого композиционного материала: пространство между арамидным и стекловолокном заполнено полипропиленом. Тканевый подвес тоже хитрый: рифленый, в складочку и, естественно, прорезиненный. В общем, изделие полностью готово к любым испытаниям на прочность: будь то участие в SPL-соревнованиях или просто в составе системы инсталлированной любителями отборного зубодробительного баса.

Смотришь на процесс изготовления элитной акустики PRS, и душа радуется! Зрелище завораживающее: этакий симбиоз гениальной инженерной мысли, сложного высокотехнологичного оборудования и ручного труда квалифицированных рабочих. А в итоге получается гармоничное изделие, реалистичное звучание которого приносит радость тысячам поклонников добротного автомобильного аудио.

От колонок, безусловно, зависит многое, но какими совершенными они ни были, без качественных источников и усилителей далеко не уехать.

Динамики новой и текущей серии PRS установлены в корпуса полочных колонок. Поочередное включение АС с различными аудиоисточниками и музыкой различных жанров выявило бесспорное преимущество обновленных компонентных акустических систем TS-C172PRS (170 мм, 2 полосы, 50 Вт/ RMS, 4 Ом).

Поэтому, чтобы водителю и пассажирам не пришлось скучать в дальней дороге, инженеры Pioneer хорошенько потрудились над созданием референсных CD/USB-тюнеров с DSP на борту DEX-P99RS и DEH-P88RSII. Хочется сразу заметить, что первый из названных аппаратов по праву победил в престижной номинации EISA Award 2009–2010 InCar High End Component. Качество звука, функции и возможности для расширения системы у DEX-P99RS действительно неординарные. Особенно впечатляет 4-полосный независимый контур цифрового кроссовера. Ну и, конечно, без чего совсем нельзя обойтись, так это без внешних усилителей мощности. В составе PR-серии четыре модели: один моноблок D-класса PRS-D1200M, два 4-канальных PRS-D420 класса FD, PRS-A900 (мостовой) и один 2-канальный, тоже FDкласса PRS-D220. Прекрасное впечатление оставляет отточенное, как японский меч катана, мастерство девушек-монтажниц: ни одного лишнего движения. Все-таки ручная сборка, особенно японская, еще долго будет оставаться критерием высокого качества и непревзойденного мастерства. Логическим завершением знакомства с производственным процессом стало прослушивание новых АС и компонентов PRS: сначала в демокарах, а затем в специальной комнате, в которой High End-компоненты Esoteric попеременно озвучивали текущую серию автомобильных динамиков PRS, затем обновленную и в заключение студийные колонки TAD. Отличия в игре вторых и третьих систем были настолько минимальными, что в «слепом» тесте немудрено и ошибиться.

Текст: Аркадий Коротов