«Рок-группа из духовых» или серьезный цирк? На Международном музыкальном фестивале в Ярославле выступил духовой квинтет из Барселоны Spanish Brass. Испанские мачо-виртуозы впервые оказались в России, и они просто очаровали ярославскую публику.

Смешение стилей — традиционно для этого фестиваля, арт-директор которого, Юрий Башмет, сам большой поклонник джаза, фьюжна и всякого интересного кроссовера. И как раз духовые составы обычно отвечают за кроссовер, поскольку зачастую играют и «нормальную» классику, и произведения современных композиторов, и джаз.

Spanish Brass тоже такие. В их программе — все, от аранжировок Стравинского до знаковой мелодии хард-бопа «Sidewinder» Ли Моргана. Вы представляете, как можно сыграть эту пьесу без фоно, контрабаса и ударных? Я вот тоже не представлял. Оказалось — валторна, трубы и туба могут все.

Ведут себя эти испанцы, как какая-нибудь авангардная рок-группа: валяют дурака и играют, что в голову взбредет, но делают это на очень серьезном, высоком исполнительском уровне. Программа менялась по ходу концерта, и причем началась она с биса!

Как объяснил лидер Карлос Бенето: «А вдруг вам, дорогие зрители, не понравится концерт, и вы нас не вызовете на бис? А так мы уж точно бис отыграли, и нам не обидно!» Или такой вот автоконферанс: «Следующим номером программы мы... разденемся догола!» Благочестивая ярославская переводчица стыдливо перевела это «undress ourselves» как «снимем наши пиджаки», но народ все понял и от души посмеялся.

Лидер квинтета — трубач Карлос Бенето Грау. С ним я побеседовал о том, почему они не играют каверы поп-песен, и зачем классическим музыкантам брать уроки у джазменов.


— Духовой квинтет сейчас — не редкость, но для такого состава не так уж много написано материала. Как вы выкручиваетесь из данного положения?

— Мы просто стараемся играть разные стили музыки, потому что, по сути, медные — очень гибкие инструменты. Вообще-то у нас универсальный состав: можно играть все, от барокко до джаза.

— Но все же у вас более или менее серьезная музыка, скажем так. В отличие от многих, нет, скажем, каверов на Bohemian Rhapsody и тому подобного.

Мы поиграли и поп-музыку тоже, но теперь считаем, что у нас — миссия. У нас классическое образование и мы изучали джаз.


— Серьезно? Изучали?

Конечно. Каждый из нас два-три года брал частные уроки у состоявшихся джазовых мастеров. Там совсем другое все, штрихи и так далее. Но основы мы крепко освоили.


— Вы играете «Sidewinder» Ли Моргана, шедевр хард-бопа, в очень интересной аранжировке. Откуда берутся такие идеи?

— Мы просто хотим играть те произведения, которые нам самим нравятся. Поэтому просим друзей-композиторов придумывать аранжировки для нашего духового квинтета.

— И современные оригинальные произведения вы тоже играете.

— Да, современные композиторы создают для нас оригинальные произведения. Мы все их внимательно слушаем, выбираем, что нравится — и играем. Но с современными партитурами есть одна проблема: произведение должно вписаться в программу. А оно ведь может быть очень авангардным и необычным. Либо программа должна быть выстроена вокруг него. Так что не всегда все хорошо стыкуется.

К тому же духовые — это физически очень требовательные инструменты, а тебе надо два часа играть и не устать, не задохнуться!


— Вы говорили, что ваш ансамбль начался с забытого русского произведения.

— Да, Виктор Эвальд в XIX веке написал «Брасс-квинтет №1 си-бемоль-минор», и очень вероятно, что это вообще самое первое произведение, написанное для духового квинтета. Впервые получив приглашение выступить в России, мы решили, что уместно будет тут сыграть редкого русского композитора. Тем более что музыка прекрасная — такая романтика.


— Как вы вообще нашли это произведение?

— А еще в студенческие годы, копаясь в библиотеке. Больше скажу, с этого квинтета практически начался наш ансамбль. А сейчас нам тридцать лет!

— Как вы себе тогда себя представляли: рок-группа из духовых?

— Наверное, ведь мы тогда были совсем молодыми, студентами. Хотели духовой состав, вдохновлялись корифеями этого жанра вроде Canadian Brass. Я еще поиграл в оркестре, но потом с четырьмя ребятами организовались и с 1979 года играем только в этом коллективе (сменился только тубист, но нынешний с нами уже 15 лет) и все время выступаем. Здесь свобода — у нас же нет дирижера!

А вообще-то, мой идеал музыканта — это Фрэнк Заппа. Он — олицетворение художественной цельности. Он не следовал за поп-музыкой и вкусами, а делал то, что хотел, и за ним шли. Эксцентричный персонаж. Но музыка, которую он сочинял, не простая — это не рок на три аккорда, ее надо учить и играть серьезно. Прежде чем выйти на сцену, он три месяца репетировал с группой программу.