На сайте уже тщательно разбиралась работа универсального компонента — этакой системы «все-в-одном» Primare I15 Prisma. Теперь же настал черед изначальной версии аппарата — интегрированного усилителя Primare I15 — без цифровых схем, зато с предусмотренным слотом для MM-фонокорректора. Вполне себе аналоговый компонент, но с классом D внутри.

Эти устройства Primare «с лица» совершенно неотличимы: у них одинаковые корпуса весьма умеренных габаритов, идентичные передние панели с небольшими лаконичными дисплеями и четырьмя крохотными кнопками; две справа заменяют привычную ручку регулировки громкости. Ее, конечно, было бы легче и приятней крутить, чем тыкать пальцем, но удобный пульт ДУ всегда под рукой, а лаконичность дизайна компонента не разрушается лишними элементами. Более того, при желании эти кнопки можно вообще заблокировать.

Если «усиков» двух антенн не просматривается, значит, перед нами Primare I15, а не Prisma

А вот задние панели двух аппаратов разнятся существенно: у Primare I15 Prisma там изобилуют цифровые входы всех типов, а у оригинального I15 глаз приверженца Hi-Fi-традиций порадуют две стройные шеренги RCA-разъемов. Они образуют пять аналоговых входов и два выхода с предусилителя: с фиксированным уровнем сигнала и регулируемым. Самая левая пара разъемов ведет на MM-фонокорректор, модуль которого можно приобрести и установить в любой момент.

Компоненты Primare не только разрабатываются в Швеции, но буквально каждый изготовленный доставляется туда из Юго-Восточной Азии и проходит тщательную проверку перед отправкой покупателям

Вот и получается: тот же импульсный блок питания, что и у универсального собрата I15, избавленный от необходимости обслуживать схемы цифроаналогового преобразования и сетевого плеера, теперь может сосредоточиться на снабжении энергией такого же, как у Prisma, модуля усиления Hypex, работающего в классе D. Отмечу, что разработчики Primare оптимизировали этот источник питания, чтобы обеспечить лучшую детальность и скорость.

Стремительность

Идея единственного электронного компонента, к которому достаточно подключить лишь пару колонок, чтобы приступить к воспроизведению любого музыкального контента, понятное дело, привлекательна. Да и качество звучания такой системы может быть весьма достойным, чему свидетельством позитивные отзывы о Primare I15 Prisma. Но никто не будет спорить, что у аудиотракта, составленного из раздельных компонентов, есть свои преимущества — особенно для тех, кто ищет собственный звук. Попробую рассказать, чего ждать от этого компактного и симпатичного усилителя, работающего в классе D.

В роли поставщика цифровых потоков при тестировании выступал MacBook с установленным на нем программным плеером Roon Player, само собой, обеспечивающим доступ к музыкальному интернет-сервису Tidal. За цифроаналоговое преобразование и воспроизведение компакт-дисков отвечал Musical Fidelity M6CD/DAC, а виниловые пластинки проигрывал Superaudiosonic AX-514GX-PRO с MM-картриджем Shure M97xE. Основной парой колонок в таком пестром аудиотракте стали Dynaudio Contour S1.4LE, а дополнительной — более подходящие по цене KEF LS50. Ситуация, согласитесь, вполне жизненная: старое соседствует с новым, как и бывает у истинного ценителя качественного звука.

«Реквием» Моцарта в исполнении оркестра и хора под управлением Т. Курентзиса подается впечатляюще: формируется очень масштабная и объемная сцена, образы всех участников четко сфокусированы, они легко прослеживаются — вплоть до отдельных голосов хористов. Солисты выступают на переднем плане, вокал каждого из них отменно артикулирован и насыщен характерными тембрами. И экспрессивный дирижер нервным постукиванием палочки выдает свое присутствие.

Помимо высокой детальности, стоит отметить проворство звука, стремительность течения музыки. При этом динамические акценты ставятся очень точно, что добавляет ей энергичности и выразительности. Это не самый показательный материал для такого свойства звучания, как ритмичность, однако нога сама собой начинает притопывать в такт налетевшему на слушателя «Dies Irae», хоть эмоции и смыслы уводят его совсем в другую сторону от мыслей о танцах.

«Пляс Кощея» из балетной сюиты «Жар-птица» И. Стравинского кружит в вихре, прерываемом мощными, весомыми ударами барабанов, которые так и заставляют вздрагивать. То и дело врывающиеся в быструю, несколько суматошную главную тему голоса различных духовых инструментов узнаваемы и насыщенны. Верха — проработанные и подробные, легкие звуки перкуссии проплывают над сценой.

При этом нельзя сказать, что звучание теплое и располагающее. Это ощущение подтверждается при прослушивании джазовых композиций в исполнении Эллы Фицджеральд — к примеру, «Night in Tunisia». Все, что необходимо для получения максимального удовольствия, вроде бы на месте: отличная фокусировка, просторная сцена, четко расставленные на ней инструменты, правильные акценты и высокая детальность. Но этот знаменитый «медовый» вокал не струится, а просто вполне точно воспроизводится. В общем, хочется, как с винила, а получается немного «по-цифровому».

Колонки Dynaudio Contour S1.4LE — отличные партнеры для I15, позволяющие продемонстрировать лучшие качества усилителя, но KEF LS50, во многих отношениях несколько уступая им, оказались способными представить чарующий голос Фицджеральд более душевным, плавным и мелодичным.

Винил как опция

Собственно, Primare I15 готов и к работе с проигрывателем винила. Ставим на Superaudiosonic диск «Crime of the Century» группы Supertrump и получаем замечательный эффект. Характерная округлость звучания с этого носителя умножается на мощь, скорость и энергичность I15. Просторная сцена наполняется воздухом, сфокусированные образы делаются более выпуклыми и достоверными, ударные бьют упруго, с точно выверенной атакой.

Однако порой глубочайший басовый ритм несколько затягивается, обособляется от музыкальной канвы. И колонки Dynaudio за это ответственности не несут, что доказывает воспроизведение цифровой версии этого альбома, где они успешно справляются с теми же пассажами.

А если вы, как и я, не фанат винила, то согласитесь, что эта ремастированная запись в формате 24/192 впечатляет больше, поскольку в ней лучше проработаны все ритмические и мелодические линии, динамика масштабнее, ее тонкие вариации передаются точнее и смысловые акценты также расставляются более аргументированно.

Вывод

Самые сильные стороны Primare I15 — скорость, динамика, энергичность. Также он мастерски формирует музыкальную сцену, обеспечивает высокую детальность и тщательную проработку всех элементов композиций самых разных жанров. При этом он не старается сглаживать углы, хотя его ни в коем случае нельзя обвинить в резкости или яркости.

Современные качественно выполненные записи — особенно в форматах Hi-Res-аудио — он подает весьма впечатляюще, позволяя расслышать все нюансы, почувствовать ритмы, получить все полагающиеся эмоции.

Передняя панель может быть черной или светлой, титановой

А вот для ретро он слишком прямолинеен и демонстрирует все, как есть — в том числе и то, как далеко ушла вперед техника звукозаписи. Если такой подход совпадает с вашими музыкальными пристрастиями, а Hi-Fi-система располагает соответствующими компонентами, то стоит обратить самое пристальное внимание на этот усилитель.

быстрый, энергичный, детальный звук; масштабная проработанная сцена; высокая информативность.

фонокорректор порой теряет контроль над НЧ; не самый подходящий вариант для ретро-записей.

Primare I15

102 000 рублей (122 400 рублей за версию I15MM с фонокорректором)

Выходная мощность: 2 х 60 Вт (на 8 Ом), 2 х 100 Вт (на 4 Ом)

Входы: 5 RCA

Выходы: 2 RCA

Встроенный MM-фонокорректор

Габариты (ШхВхГ): 35х7,3х34 см

Вес: 6,5 кг