Этот альбом считается программным в творчестве великого джазового композитора и басиста Чарльза Мингуса. Записанный в 1959-м, он должен был включать не только инструментальные композиции, но и песни со словами.

И слова эти были уже написаны, когда выяснилось, что записать их нельзя. Дело в том, что лирика у Мингуса была провокационная — все больше про угнетение чернокожих да обличение власть придержащих. Через десять лет, когда за эти темы взялись рокеры, им пришлось туго. А уж Мингусу с его джазом в Америке конца пятидесятых... в общем, пришлось обойтись без слов, и смысл остался только в названиях. Например, легендарный хит «Fables of Faubus» посвящен губернатору Арканзаса Фаубусу, который прославился тем, что выставил национальную гвардию против чернокожих школьников, пытавшихся попасть на уроки в школу для белых. Записью альбома занимался легендарный Тео Масеро — джазмен, авангардный композитор и продюсер, записавший «Take Five» Дейва Брубека, «Kind of Blue» Майлза Девиса и еще десятки альбомов великих джазменов от Мингуса до Монка. Заслуга Масеро это, конечно, не только собственно звучание записей, но их наполнение: он, как никто, умел отделить зерна от плевел в дебрях джазовых импровизаций и оставить для слушателя только самое важное. Его даже Майлз Девис слушался. Ну а с Мингусом у Масеро были давние отношения, еще в начале пятидесятых они основали Jazz Composers Workshop, так что над «Ah Um» работали уже как старые партнеры. Для этого переиздания была использована хорошо ремастированная цифровая фонограмма, и в общем, претензий по звуку к пластинке нет, кроме того, что некоторый цифровой душок все-таки присутствует. И еще один нюанс: обложка альбома не оригинальная. Релиз 1959 года был украшен картиной американского дизайнера и художника Садамицы Фуджиты, а наш — традиционным портретом Мингуса с сигарой.

Не понял

Название альбома представляет собой сочетание междометий, вроде нашего «Хм, хм», выражающее недоумение по поводу сложившейся ситуации.