Поющий ар-деко: Dorius A-1

ТEКСТ: Комментарии (12)
66.02 дБ
Поющий ар-деко: Dorius A-1

Эта статья продолжает рассказ об интересных решениях в акустике от лаборатории Dorius. Теперь речь пойдёт об уникальной акустической системе А-1 «Спираль», сочетающей в себе технологии свёрнутого всенаправленного рупора и многокамерного трансформатора.

Приветствую вас, уважаемые читатели! Очень приятно было встретить такой интерес к предыдущей статье о способе оформления акустики в виде многокамерного трансформатора, и я решил продолжить знакомить вас с интересными идеями и изделиями нашей лаборатории. Начнём, пожалуй, с действительно уникальной, штучной акустической системы А-1 «Спираль», вобравшей в себя сразу несколько необычных идей.

Наверное, вся история звуковоспроизведения, начиная с первых фонографов и граммофонов, так или иначе связана с технологией рупора. И если изначально рупорные конструкции имели чисто утилитарное предназначение – усилить до слышимого уровня миллиметровые колебания мембраны от иголки патефона, озвучить максимальное пространство от усилителя с предельной на тот момент мощностью несколько ватт, то современные рупорные системы High End уже приближают звучание к грани полного реализма.

Преимущества рупорного акустического оформления давно известны – масштаб, макро- и микродинамика, высокий к.п.д., позволяющий добиться полноценной громкости даже при работе с маломощными однотактами, низкий уровень искажений, возможность формировать в определённых пределах нужную диаграмму направленности. При грамотном построении всей рупорной системы и правильном оформлении комнаты прослушивания к характеристике «реалистично» иногда хочется добавить «пугающе». Именно такой оценки новой АС нам и хотелось добиться, и первым пунктом в ТЗ на новую акустику было вписано «фронтальный рупор».

Однако, не менее известны и недостатки рупоров. В первую очередь, это достаточно узкая рабочая полоса частот одного излучателя – не более трёх октав, что требует либо организации в системе трёх-четырёх полос, либо заставляет комбинировать рупора с более широкополосными головками прямого излучения. Ещё одним существенным недостатком рупора с большим раскрывом является большой размер так называемой «ближней зоны» (термин из теории поля, означающий область пространства, где волновой процесс ещё не сформировался и носит в основном реактивный характер). А если к этому добавятся ещё и несколько разнесённых в пространстве излучателей на разные частоты, то расстояние, на котором звук наконец соберётся и всю систему можно будет слушать, уже явно превысит размеры обычных жилых комнат. На тот момент уже были определённые идеи, как эти недостатки победить, и к главной формулировке ТЗ было решительно добавлено: «широкополосный, по возможности – один на весь диапазон».

И наконец, давно хотелось скрестить мощь и динамику рупора с фантастической стереопанорамой, которую рисует акустика с круговой направленностью, когда каждый источник звука хочется потрогать руками.

В итоге было найдено решение, на которое был получен российский патент на полезную модель – взять рупор с близкими параллельными стенками (не шире половины длины волны на самой верхней частоте), и свернуть его в спираль вокруг одного края, как показано на рисунке.

Параллельные стенки образуют волновод, по которому эффективно распространяются все частоты вплоть до 20 кГц, а огибающая стенки спирали подобрана так, чтобы сформировать почти цилиндрический фронт волны. При гиперболическим законе раскрыва и длине 133 см наш рупор эффективно перекрывает почти полный диапазон частот от 80-90 Гц.

В основании спирального рупора установлен коаксиальный излучатель, переход к горлу рупора происходит через коническую предрупорную камеру, для драйвера ВЧ предусмотрен отдельный волноводный переходник.

Работа над А-1 шла в 2007-2009 году, и как раз к этому времени была отработана технология многокамерного трансформатора. Только с помощью этой технологии удалось добиться отдачи и скорости в нижнем регистре, соответствующих подаче рупора в основном диапазоне. Задержка сигнала в рупоре и трансформаторе была настроена одинаковой, так что АС обеспечивала идеальную импульсную характеристику.

АС была полностью изготовлена из массива твёрдых пород дерева толщиной 40 мм с декоративными элементами из полированной латуни. Спираль собиралась вручную из более, чем 30 слоёв, выточенных на прецизионном станке, и затем шлифовалась для минимального затухания высоких частот.

5-камерный трансформатор П-образной формы поместился в основании. Для уменьшения паразитных вибраций корпуса динамик крепился к горизонтальной панели, виброразвязанной как от спирали, так и от основания:

Характеристики были впечатляющими: 30 Гц – 20 кГц рупорного звука при чувствительности 98 дБ/Вт/м и мощности 170 Вт, с рекордно низкими искажениями 0.01 - 0.1% практически во всём диапазоне частот и точным импульсным откликом.

При правильной расстановке эта АС просто наполняла обычную жилую комнату осязаемыми звуковыми образами, стереопанорама сохранялась при перемещении в широких пределах. Стихией этой акустики была оперная и симфоническая музыка, прекрасен джаз и камерные составы. Вокалисты обычно просто располагались в одном помещении со слушателями.

На весенней выставке «РХЭ-2013» была показана версия А-1 с обновлённым многокамерным трансформатором в основании, позволившим продлить басовую полку ниже 25 Гц.

К сожалению, технологические сложности не позволили наладить серийный выпуск этой акустики, но меня до сих пор не оставляет идея снова затеять что-то масштабное, обязательно с формулировками «рупорный» и «всенаправленный» в ТЗ.

Продолжение обязательно следует! Больше информации об акустике Dorius вы сможете найти на нашем сайте dorius.ru.

66.02 дБ +

Комментарии

#
АС была полностью изготовлена из массива твёрдых пород дерева толщиной 40 мм с декоративными элементами из полированной латуни. Спираль собиралась вручную из более, чем 30 слоёв, выточенных на прецизионном станке,

Это необходимый технологический элемент?

- 50 дБ +

Рассматривали разные варианты - гнуть фрагменты спирального рупора под прессом, отливать его из акрила/пластика и т.п. В любом из этих случаев понадобилась бы матрица, так что послойная фрезеровка на ЧПУ для штучного изделия оказалась самым быстрым и недорогим способом.

- 50 дБ +
#

в интерьере виллы Мюллера отлично бы смотрелись

- 60 дБ +

Вагнер на них звучал бесподобно :-)

- 50 дБ +

Да я не того Мюллера имел в виду, который «Штирлиц останьтесь» Этот был был инженером и совладельцем крупной строительной компании. Неизвестно любил ли он Вагнера)))

- 50 дБ +
#

Для наглядности хорошо было бы иметь прозрачную прорисовку, стрелочки направления распространения звука от лицевой и тыльной стороны диафрагмы, место расположения динамика.

- 50 дБ +

Ну, полностью раскрывать все секреты конструкции мне бы не хотелось, вдруг ещё надумаю микросерию воспроизвести :)

- 50 дБ +
#

Рупорный окрас отсутствует. Или?

- 50 дБ +

Можно уточнить, что Вы лично понимаете под термином "рупорный окрас"? Если можно, в инженерных терминах.

- 40 дБ +

Ну какие инженерные термины с моим средним. По простому, если при разговоре нос зажать. Или вот были раньше советские колокола, у нас такой над клубом висел - своеобразно звучал. Если не брать в расчёт слишком уж дорогие какие нибудь Ливинг Войсы или Авангард Акустикс, говорят только Лаутерам и допотопным Алтекам рупор по зубам.

- 50 дБ +

Понял, о чём Вы говорите. Нет, "ведёрного" или "носового" призвука в А-1 не было совсем. На мой взгляд, такая плоская конструкция с близко расположенными параллельными стенками позволяет в принципе убрать массу недостатков классического рупора. Зато были другие проблемы в районе 1-5 кГц, связанные с сопряжением предрупорной камеры и горла спирали, которые в том числе помешали запустить эту модель в серию.

- 53.01 дБ +

Представил как это сопрягать, мыслепроцесс забуксовал. Действительно непросто, если получилось - поздравляю.

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.