Проанализировав содержание полученных писем, и в особенности вопросов, приходящих на сайт stereo.ru, мне захотелось, обобщив свои наблюдения, порассуждать о том, насколько важно системное мышление как в целом, так и в части, касающейся, образно говоря, мышления аудиофила в рамках своей аудиосистемы.

За прошедшие годы я чаще всего получал вопросы (например, по виниловой теме) от тех, кто уже достаточно много знает и умеет сам и, как следствие, спрашивает о вещах тонких, но конкретных. Например, как подобрать тот или иной компонент при наличии хорошо отстроенной, уже понятной и достаточно изученной владельцем системы, когда известно большинство ее особенностей и нужно только лишь из множества вариантов выбрать один наиболее подходящий (что на самом деле совсем не просто), скажем так, внести последний штрих, поставить на место завершающий кусочек мозаики.

А вот вопросы новичков в нашем деле или вообще далеких от аудиофилии людей, желающих просто собрать некую систему, у меня периодически вызывали чувство недоумения. К примеру, какие колонки лучше: А или Б? Вопрос этот, хоть и крупномасштабно обсуждается в интернете, по сути своей пуст. Почему? Давайте разберемся. Во-первых, совершенно недостаточно рассуждать о каком-то компоненте в формате «лучший». Правильнее сказать — лучший для чего, в каких условиях. Все прекрасно знают, что сам по себе замечательный усилитель может отлично работать с одной акустикой, но не справляться или просто не сочетаться (когда формальный контроль есть, а жизни в звуке нет) с другой. Так же как и не любая акустика заиграет в любом помещении, а для винила 60-х годов предпочтительнее несколько другие головки, чем для винила 80-х. И так далее.

Когда-то я писал о специфике сборки виниловых трактов для пластинок разных лет и указывал на необходимые условия для каждого типа. В случае же сборки целой и целостной музыкальной системы таких условий становится еще больше — это помещение, жанры, собственный музыкальный вкус, бюджет (переменных много). И чтобы достигнуть баланса, необходимо из множества комбинаций выбрать ту, что подходит именно этому слушателю. А ведь желаемое и возможное иногда не совпадают. К примеру, есть маленькая комната, но владелец хочет установить в ней весьма крупную акустику, Конечно, можно установить большую акустику в небольшом помещении, но не каждую. Вот ламповик-однотакт на 845-й или 211-й лампе сам по себе чудесен, однако (даже без учета акустики) у вас просто нет возможности поставить его безопасно, с достаточным охлаждением и чтобы в помещении не было бани. То есть эта затея сомнительная. Также не стоит забывать о том, что бюджет и предпочтения по возрасту техники у всех разные — кто-то хочет просто купить аппарат, а кто-то готов возиться с поиском редких моделей или восстанавливать винтаж. И так далее, и тому подобное.

Так что в уравнении под названием «аудиосистема» на самом деле масса переменных. И самое лучшее — решать его самостоятельно: слушать, читать, анализировать, набирать информацию о том, что и как работает, что от чего зависит, сначала общие сведения, потом частности о каждом компоненте и сочетаниях. Конечно, дело хлопотное, но есть железное правило — чем больше усилий будет потрачено на стадии планирования, тем меньше вероятность ошибок и пустых трат. Конечно, за советами можно, а иногда и необходимо обращаться, никто не может знать все, но делать это лучше хорошо подготовленным. Чем точнее и подробнее будет задан вопрос, тем больше вероятность получить полезный ответ. И главное — ответ не о какой-то абстрактной «правильной» железке, а о том, что подойдет вам в вашем конкретном случае. Ведь как бы то ни было, за следование любому совету вам платить из собственного кармана и потом что-то со всем этим делать, если совет оказался не о том.

И еще, конечно, необходимо постоянно совершенствовать свой вкус (на тех же живых концертах) и набираться опыта, слушая при любой возможности — в гостях, на выставках, в салонах... Даже так можно приобрести некоторый опыт, особенно если всегда стараться понять, что, как и с чем взаимодействует и из чего складывается результат.