И в Америке, и в России 2015 год можно назвать годом хип-хопа и рэпа. На западе зафиксирован рост продаж пластинок этого жанра, все чаще используются классические, олдскульные композиции с четким битом в трейлерах фильмов и игр. Популярности жанру добавил и выход сериала «Empire» на канале FOX, повествующего об огромной звукозаписывающей компании, специализирующейся как раз на хип-хопе, R&B и рэпе, а Куин Латифа запустила собственное шоу талантов среди молодых MC.

В России успеху способствовало появление Oxxxymiron, изменившего представление местных рэперов о том, каким образом должны проходить рэп-баттлы, и чей альбом в итоге стал самым продаваемым в этом году, обойдя выстрелившего казахстанского Скриптонита.

Традиционно рэп и хип-хоп подвергаются очень серьезным гонениям с наиболее часто использующимся аргументом «это не музыка, а набор слов», с апелляциями к внешнему виду исполнителей и поклонников жанров, а также к их интеллектуальным способностям.

Аудиофильская среда, как я понимаю, достаточно консервативна, и поэтому мое заявление сейчас прозвучит кощунственно, но я вижу в развитии джаза и хип-хопа очень много параллелей.

Вы не подумайте: да, мое детство пришлось на пик популярности Слим Шейди и «NFS Underground», но вместе с тем заботливые родители подкармливали меня со своей стороны Pink Floyd и Queen, так что меня сложно обвинять в бездумной и однобокой любви к рэпу. Мысли о похожести в моей голове зародились всего пару лет назад благодаря общению с музыкантами и последующим раскопкам в истории электрогитаростроения, что привело к ознакомлению с большим пластом музыки середины и начала прошлого века.

В самом деле, если закрыть глаза на методы исполнения музыки, то очевидной становится схожесть причин, по которым эти жанры появились на свет: каждый из них был протестом для своего времени. Каждый из них появился из боли и страданий чернокожего населения Америки, чувствовавшего себя второсортным и в десятые, и в семидесятые годы прошлого века, и каждый из них был своего рода языком, на котором этот народ говорил.

Изначально и джаз, и хип-хоп служили для развлечения: веселые ритмы Original Dixieland Jazz Band позволяли работягам Нового Орлеана расслабиться после трудного дня и даже потанцевать, если оставались силы; циклически воспроизводимые сэмплы на вечеринках в Бронксе семидесятых достигали примерно такого же эффекта. Уже в дальнейшем тексты, сопровождающие музыку, становились все глубже, тематика затрагивала острые проблемы — и личные, и социальные, и политические, и жанры из развлекательных превратились в более серьезные. Оба жанра зарождались как музыка улиц, глас народа. Последующая коммерциализация привела к разделению хип-хопа на тех, кто познал жизнь в гетто, и на богатеньких сутенеров. Популярность джаза же привела, с одной стороны, к росту профессионализма музыкантов, но с другой — к некой усредненности жанра, от которой индивидуальные исполнители избавлялись.

Много слов сказано о джазовой импровизации как о показателе мастерства музыканта: способности сходу, из головы выдавать мелодии с постоянно сменяющимися ритмическими рисунками, которыми можно наслаждаться и восхищаться. Это – одна из важнейших характеристик джаза, появившаяся благодаря его фольклорным корням, когда никто не знал, как именно мелодия должна звучать в оригинале и привносил что-то свое, подходящее по смыслу и стилю.


В хип-хопе импровизация словесная — фристайл. На заданный ритм — хоть диджеем, хоть битбоксером — MC выдает текст на свободную либо выбранную кем-то тему, обычно остросоциальную. На основе фристайла и предварительной фактологической подготовки строятся рэп-баттлы: задача не только унизить оппонента, используя добытые ранее сведения, но и отреагировать на сказанное им, в чем и проявляется импровизация (в баттлах два участника и три раунда — каждый успевает высказаться).

Манера чтения рэпа обязана своим появлением так называемому «говорящему блюзу» — ритмичному начитыванию текста на трехаккордную гитарную музыку, хотя нельзя также отрицать влияние привезенных афроамерикацами детских считалок и прочих рифмованных фольклорных элементов.

Ритм — основное отличие жанров. В хип-хопе применяют в основном четкий, циклично повторяющийся бит, заедающий у слушателя в голове, в современных вариантах прерывающийся припевами. В джазе же на основе синкопирования — рваного, местами даже истеричного ритмического рисунка со смещенными акцентами — строится вся мелодия. Именно эту нестройность музыканты уникальным образом обыгрывают, подходя к ней с разных сторон.

Стоит также отметить разделение что джаза, что хип-хопа на стилистические ответвления как по территориальному, так и по временному признаку. Те, кто интересуется хип-хопом, знают о противостоянии Ист-Сайда и Вест-Сайда, проще говоря, нью-йоркских и лос-анджелесских вариантов исполнения, в девяностых. Те, кто интересуется джазом, знают о почти аналогичном противостоянии нью-йоркских и калифорнийских школ в пятидесятых. Разный климат, несколько отличающиеся социальные условия — все приводит к разному восприятию и преобразованию действительности в искусство.

Да, я применяю слово «искусство» по отношению к рэпу. Я искренне рекомендую посмотреть один из баттлов Oxxxymiron: мне в нем видится Есенин или какой-то другой язвительный поэт начала прошлого века (а русские поэты, как известно, не скупились на непечатные слова во время своих чтений). И не только мне: не просто так же одна ученица сравнила песню из его альбома со стихотворением Мандельштама. В любом случае, авангардизм, постмодернизм и новаторство не чужды ни одному из жанров.

Такое близкое соседство джаза и хип-хопа привело к некоторым интересным коллаборациям: Майлз Дэвис работал над последним альбомом «Doo-Bop» под покровительством продюсера Easy Mo Bee, известного в хип-хоп кругах; Херби Хэнкок выпустил сингл «Rockit» с DJ Grand Master на вертушках, а через десять лет Digable Planets использовали в своих композициях сэмплы с его альбома. И даже сейчас, несмотря на буйство всевозможных музыкальных стилей, смешение хип-хопа и джаза выглядит интересным, это можно видеть на примере группы BADBADNOTGOOD, в первых альбомах перемежавшей четкий и ровный бит с ревущим саксофоном и «эпичным» пианино, периодически добавляя вальсовые ритмы и гулкую бас-бочку.

Популярность джаза в аудиофильской индустрии вызвана не только тем, что музыка сама по себе хорошая. Крупные джазовые оркестры, даже квартеты умудрялись выдать такой сложный и интересный звук, что разбирать его малейшие детали хотелось годами, и все — на аутентичных, старых и редких пластинках. Хип-хоп в силу молодости жанра наличием такого огромного количества эксклюзивов похвастаться не может, но благодаря большей технологичности в теории может представить достаточно нелинейную композицию с электронными нюансами.

В СССР была такая присказка-поговорка: «сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь». И ничего, годы прошли, джаз стал одним из удивительно снобских музыкальных жанров, тем не менее достаточно популярным, пережил волну любви от хиппи, разукрашенные лица глэм-рокеров и перегруженную альтернативу, не теряя своих поклонников. Возможно, порицаемый ныне хип-хоп через пятьдесят лет станет таким же условно элитарным жанром, Пи-Дидди будет настолько же уважаемым человеком, что и Джон Колтрейн, а вместо «Take Five» в кадре высокобюджетного, серьезного фильма о нечисти будет играть «C.R.E.A.M». Конечно же, на виниле.

В конце концов, дабстеп же мы как-то пережили.

Источники: About Jazz and Hip Hop, Jazz to Hip-Hop – A Brief History