Жанр кинокомиксов продолжает набирать популярность, но в последние годы, кажется, Marvel и ее диснеевские истории практически стали монополистами на этом рынке. Да, DC понемногу отвоевывает место под солнцем среди сериалов, но в полном метре с марвеловским конвейером, кажется, мало что может сравниться. И компания Sony, подумав стратегически, пытается к этому конвейеру присоединиться, для начала — с помощью «Венома» («Venom»).

Давным-давно Sony выкупила у Marvel права на все, что связано с «Человеком-пауком» как персонажем, в том числе и на злодеев, попавшихся на его пути. Одним из таких злодеев (хотя правильнее назвать его антигероем) был Веном — симбиот, который даже засветился в последнем «Человеке-пауке» от Сэма Рейми.

Памятуя, видимо, об успехе жестоких фоксовских релизов — «Дэдпула» и «Логана» — Sony решила сделать ставку на кровищу. Правда, все-таки вписала ее в рамки рейтинга PG-13, дабы не терять выгодную аудиторию в виде подростков.

История, на самом деле, простая, и уместить ее можно в два слова: случайные напарники. Этот сюжет встречается в кинематографе уже многие десятки лет и особенно был популярен в боевиках конца прошлого века. Там чаще всего напарники были либо преступниками, либо, наоборот, полицейскими, учились уживаться друг с другом и делать общее благое дело.

В этом вся суть «Венома» — это история о двух случайных напарниках, вот только они не просто вместе спасают мир, но и живут в одном теле. Успешный репортер Эдди Брок, известный своими глубокими и скандальными журналистскими расследованиями, нехотя берет интервью у одержимого идеей улучшения качества жизни людей ученого и филантропа. На интервью он задает неудобные вопросы и после этого теряет работу, дом, невесту и даже ее кота, оставаясь на обочине жизни.

Однако в итоге оказывается, что неудобные вопросы он задавал не зря и филантроп действительно занимается не самыми этичными вещами — подсаживает, например, инопланетные организмы в человеческие тела, надеясь добиться адекватного симбиоза и сосуществования (потому и называет такие организмы симбиотами). И в итоге Эдди, решивший бороться за правое дело, совершенно случайно становится телом, в котором прописывается один из симбиотов — Веном.

Самое (или даже единственное) прекрасное, что есть в этом фильме — это Том Харди, играющий достаточно необычного для себя персонажа: трусливого, неудачливого, сомневающегося. Многие привыкли к такому Тому Харди, который ломает спины всяким Бэтменам и стреляет в коленные чашечки британским работягам, а здесь у нас рохля-журналист, самостоятельно поломавший себе жизнь и прозябающий на дне. Выглядит этот непривычный для Харди герой достаточно забавно и, как мне показалось, живо. Моменты «болезни» Харди отыгрывает вообще замечательно, сцена в ресторане — одна из самых живых и прекрасных. Его реакция на появление в своей жизни (и в своем теле) инопланетной черной кляксы вообще очень настоящая: сначала пугаться, потом привыкать, потом избавляться, потом примиряться с неизбежным, и все — ко взаимному удовольствию.

Помимо Эдди Брока, вселившегося в него симбиота Венома и главного злодея-филантропа Карлтона Дрейка в фильме есть еще несколько героев, о существовании которых забываешь сразу после выхода из кинозала, поскольку взаимодействие с ними уж очень условно. Мишель Уильямс играет бывшую невесту Эдди Брока, которой он испортил карьеру, но эмоций в общении персонажей вообще не чувствуется, хотя сам по себе ее персонаж, пожалуй, наиболее взрослый и адекватный. Есть еще и ее новый жених, есть девушка-ученая, у которой взыграла совесть, и пара совершенно третьестепенных картонок.

Единственные отношения, которые хоть как-то прописаны — это напарничество Брока и Венома. То, как они учатся сосуществовать, как приходят к единой цели, как стараются воплотить эту цель в жизнь — наблюдать за этими перепалками забавно. Харди самостоятельно озвучивал Венома, играясь с фильтрами в Garage Band, и по озвучке чувствуется, что персонаж вышел хоть и клишированным, но живым, ехидным, наглым и жизнелюбивым. Мотивация Венома, конечно, спорная, но какая-то логика в ней все же есть.

Когда-нибудь я перестану ходить на фильмы, в обзорах которых придется использовать слово «клише», но, видимо, все-таки нескоро. «Веном» состоит из клише чуть ли не на 146%, причем клише эти взяты из разных жанров — из боевиков, ужастиков, кинокомиксов, классических комедийных сюжетов про копов-напарников. Это огромная сборная солянка, дикая смесь всего, что мы уже видели, причем перемешанная не очень однородно.

Экшен скучный. Шутки забавны только в версии без перевода и то на волне ностальгии по девяностым. Романтическая линия кажется пришитой где-то сбоку третьей ногой. В драму и страдания опустившегося на дно Эдди Брока не верится. Злодей не просто шаблонный — он никакой, а финальная битва настолько проста, бездарна и глупа, что вспоминать о ней не хочется. Ей-богу, в этом плане даже «Лига справедливости» была задорнее.

При всем при этом я не жалею, что сходила на «Венома», да еще и на редкий сеанс с субтитрами. Большую часть фильма я разбирала его на составляющие, вспоминая, что такие моменты видела в «Людях в черном», «Час Пик», в сериалах вроде «Почти человека». Какую-то часть сеанса я провела, прикрыв лицо рукой, потому что смотреть на происходящее на экране было попросту стыдно: настолько все было банально и плохо (в первую очередь я говорю про сцену финальной битвы и в принципе все моменты с так называемым злодеем). Над шутками, большая часть которых рождалась в подтруниваниях Эдди и Венома, честно хихикала.

В итоге получилась очень странная смесь: фильм вроде как имел неплохие шансы стать крепеньким боевичком от Marvel, но заболел типичными ошибками DC. В нем есть приятные сердцу любителя комиксов пасхалки, в нем есть забавный и даже долгожданный антигерой, в нем есть, самое главное, Том Харди, который замечательно справляется и с отыгрышем Брока, и с озвучкой Венома. В нем нет, однако, цельности, нет доделанности, нет яркого экшена, нет драмы и чувств, зато есть темная картинка. Идеальное слово, которым можно описать «Венома» — пресный. Десатурированный даже. И Тома Харди для того, чтобы вдохнуть в него цвета, жизнь и эмоции, оказалось недостаточно.

С другой стороны, фильм вызывает острое чувство ностальгии по американским боевикам девяностых. Вот только маленькая проблема: на дворе 2018 год. А боевики девяностых сейчас можно без проблем пересмотреть хоть на стриминге, хоть нелегально. Так зачем же в таком случае нужен «Веном»?

P.S.: Вспомнила второй плюс, помимо Тома Харди, — в титрах играют Eminem и Run The Jewels. Да и вторая сцена после титров внушает надежду на то, что Sony все же сможет сделать что-то неплохое с «Человеком-пауком».