Тест проектора Wolf Cinema TXF-4000 MKII: во дворец!

ТEКСТ: Комментарии (10)
70.79 дБ
Тест проектора Wolf Cinema TXF-4000 MKII: во дворец!

Все проекторы, что мы описывали до этого момента, можно условно назвать «гражданскими», потому что они рассчитаны на камерные домашние системы и залы на 3–5 человек. Но Wolf Cinema TXF-4000 MKII — не такой. Он для тех, кто хочет себе личный, но большой кинотеатр. Как в мультиплексе, но High-End-уровня.

Думаете, такие заказы — редкость? Отнюдь! Во множестве домов к западу от Москвы найдется помещение метров 70–80 под кинозал. И в такие помещения владельцы домов хотят экраны дюймов 200, не меньше, потому что даже экраны в 150 дюймов по диагонали в таких залах выглядят недомерками. А для двухсот дюймов, да еще и со звукопрозрачным полотном нужен проектор с потоком никак не меньше 5 000 люмен. А если хочется и есть возможность поставить экран еще большего размера? Тут уж нужен проектор с потоком 8–10 тысяч люмен, не меньше, потому что в зале будет еще присутствовать подсветка проходов — иначе в нем совсем некомфортно будет ходить.

Проблема в том, что проекторов с таким потоком (яркостью) и качественным изображением не просто мало, а чрезвычайно мало. Большинство производителей аппараты с потоком больше 5 000 лм настраивают под всякие коммерческие проекты: обратная и прямая проекция на выставках, в театрах, на концертах — в общем, не для показа кино в затемненных залах. Для настоящих мультиплексов и больших коммерческих кинотеатров используются другие модели — значительно более яркие, которые для домашних проектов излишни.

В итоге, в мире существуют единицы производителей (одной руки для пересчета хватит с запасом), выпускающих столь яркие и, одновременно, приспособленные к бытовым условиям модели. Под бытовыми условиями в данном случае понимаются коммутация с медиаплеерами, относительно небольшой шум вентиляции при работе и, конечно, соответствие современным стандартам вроде поддержки 4К-видео с HDR разных форматов — ведь коммерческим моделям это, по большей части, не нужно.

Задняя панель целиком отдана под вентиляционную решетку. Именно сзади проектор засасывает воздух для охлаждения, поэтому ставить его вплотную к стене категорически не рекомендуется

Но проекторы со всеми этими свойствами, которые при этом еще и выглядят прилично и, что называется, на свои деньги, выпускает сегодня по сути одна компания — американцы Wolf Cinema.

Это только кажется, что для проектора не имеет значения его внешний вид. На самом деле далеко не всегда его можно спрятать в нишу, «кинобудку» позади зрителей или красивый бокс на потолке, потому что мощный проектор — это, прежде всего, огромный проектор. Например, данный Wolf Cinema TXF-4000 MKII внешне, если судить по фотографиям, мало отличается от других моделей фирмы, о которых мы не раз писали. На деле же сходство дизайнерских решений и отделки при очной ставке замечаешь во вторую очередь. А в первую — его размеры. Он в высоту больше 25 см! А в длину, то есть глубину — 66! Он весит почти 55 кг — и в этом не возникает никаких сомнений. Однако из-за дизайна, точеных панелей и дорогой отделки массивность не пугает, а скорее вызывает уважение.

Все разъемы расположены на боковой панели. Среди них есть и экзотические SDI - интерфейс, по которому передается непреобразованный видеосигнал. Жаль, что плееров с таким выходом больше не достать

Почему же он такой большой? Ведь сейчас применяются новые технологии, которые, по идее, все делают более компактным. Однако думать так — по меньшей мере наивно. От физики не уйдешь. 10 000 ANSI-лм — это не только высокая яркость даже на пятиметровом по ширине экране, но и очень мощное тепловыделение. Wolf Cinema TXF-4000 MKII, к примеру, тоже использует современные технологии — лазерно-фосфорный источник света, но столь мощный, что требует внушительной системы вентиляции, которая и делает его таким большим.

Более того, столь мощный световой поток требует применения и других элементов с большими размерами. Даже чипов! Скажем, в отличие от недавно рассмотренного Wolf Cinema TXF-500, здесь применяется другая сборка — один 0,66-дюймовый DMD-чип с одинарной системой XPR, с помощью которой на экране и формируется 4К-изображение. Более компактная сборка с 0,47-дюймовым чипом и двойной системой XPR, которая применяется в бюджетных проекторах, просто не выдерживает столь высоких световых потоков и банально плавится.

Объектив достаточно легко заменить другим, но дорого

Оптическая система тоже адаптирована к большому световому потоку и проекции на большие экраны. В ней все элементы, включая все линзы объектива, изготовлены только из минерального стекла, а детали крепления, включая тубус и регулировочные кольца — только из металла. Пластиковые бы испортились после продолжительной работы, да и искажения на больших полотнах были бы видны невооруженным глазом, поэтому только стекло и металл. Естественно, все регулировки оптики сделаны моторизованными и управляются с пульта. И конечно, при заказе оговаривается, какой именно объектив будет установлен на проектор: широкоугольный, средний или дальнофокусный.

Лишь в плане коммутации этот проектор больше напоминает «гражданские» модели. Только наличие Display-Port говорит о том, что его корни — из профессионального сектора. Но вряд ли он станет основным разъемом для подключения. Эту роль будут выполнять входы HDMI. Их два, оба версии 2.0, но поддерживают лишь прием 10-битного 4К-видео с HDR — по крайней мере, с нынешней версией прошивки. Впрочем, на воспроизведение любых фильмов с Dolby Vision и HDR10+, то есть c 12-битным видео, это никак не влияет. Проектор производит ремаппинг, то есть коррекцию яркости, и в итоге фильмы отображаются, как и должны — с нормальными светлыми градациями и без провала в тенях.

Все линзы из минерального стекла и с просветлением

«Улучшайзеров» для обработки динамичных сцен нет, поэтому движения в кадре отображаются максимально естественно без эффекта мыльной оперы и без нарочитого смазывания, которое иногда вводят для подчеркивания «положительных» свойств «улучшайзеров». В DLP-технологии используются чрезвычайно «быстрые» матрицы, поэтому такая обработка и не нужна.

А вот с цветами на изображении не все однозначно. Если смотреть проектор с заводскими настройками, выставив по привычке лишь понравившийся — скажем, нейтральный цветовой режим или «Кино» и теплую цветовую температуру в меню — то и насыщенности явно будет не хватать, и реальная температура будет далека от «теплой». Дело в том, что проектор настроен для реализации максимальной заявленной яркости, в чем нет ничего необычного — так делает большинство производителей. Но у этого аппарата яркости — с запасом, поэтому его можно и нужно калибровать, закачав с помощью профессионального ПО свой цветовой профиль, и тогда характеристики придут в норму. Охват, правда, не станет эквивалентен BT.2020, но rec.709 точно покроет, что для столь яркого аппарата — очень достойный результат.

Измерения

Все замеры проводились вне стен лаборатории в офисе компании «Техинтерьер», поэтому абсолютные данные не стоит напрямую сравнивать с замерами, сделанными в других помещениях. В данном случае показательны относительные результаты измерений.

Экран для первоначальной настройки использовался с коэффициентом отражения 0,8, диагональ — 110 дюймов. Помещение полностью затемнялось. Чтобы по максимуму исключить влияние полотна и помещения на результаты, проводились измерения не отраженного света, а «в потоке», при этом датчик располагался по центру изображения.

Чтобы получить приемлемое отображение градаций яркости на краях динамического диапазона в таких условиях, был выставлен на минимум режим работы лазера и деактивирована система динамического управления яркостью. При этом яркость белого фона составила — внимание! — 2400,3 кд/м2! Это абсолютный рекорд яркости, измеренный нами в ходе работы за всю историю Stereo&Video. Соответствует потоку примерно в 6 300 лм. Уровень черного при этом закономерно получился также высоким — 2,123 кд/м2.

Несмотря на столь впечатляющие характеристики, все градации отображаются корректно, а гамма идеальна — 2,22.

Цветовой охват при заводских настройках и выставленном нейтральном цветовом профиле по площади не превышает стандарта rec.709 и смещен в синюю зону.

Крайняя точка синего попала на край локуса — это реакция датчика на когерентный свет лазерных диодов. Крайняя точка красного — внутри локуса, а значит, когерентного красного излучения в источнике света нет.

Цветовой баланс с вышеописанными настройками и выставленной «теплой» цветовой температурой выглядит так:

Реальная цветовая температура при этом составляет примерно 9000К в среднем по диапазону. То есть калибровать проектор нужно однозначно.

Выводы

Wolf TXF-4000 MKII — фактически, безальтернативный вариант на сегодняшний день, если нужен очень яркий, но красивый проектор в кинозал с экраном дюймов 200–250 по диагонали. Все остальные либо не столь мощные, либо выглядят так, что их нужно однозначно прятать от зрителей.

Достоинства: шикарный дизайн, поддержка HDR, высокая яркость, большой срок службы источника света.

Недостатки: цена.

Цена: 71 000 долларов США (без объектива, в рублях на день оплаты)

Паспортные данные

Технология проекции: один 0,66-дюймовый DMD-чипсет Texas Instruments

Разрешение на экране: 3840x2160 пикселей

Объективы: 6 на выбор, с моторизованной регулировкой и проекционным соотношением 0,85-10,15:1

Сдвиг линз: по вертикали ±70%, по горизонтали ±30>#/p###

Источник света: лазерно-фосфорный BluHD с двумя типами диодов: синими и красными, ресурс до 30 000 ч

Диагональ изображения: от 100 до 300 дюймов

Световой поток (максимальный): 10 000 ANSI-лм

Динамическая контрастность: 2 000 000:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 3840 x 2160/60p, HDR10

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 3840х2160/60р

Входы/выходы: 2 х HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (10 бит), DisplayPort 1.4, Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный)

Акустический шум: 32 дБ в экономичном режиме работы

Габариты: 65,5х58х25 см

Вес: 55,4 кг

ТЕГИ:#Wolf Cinema
70.79 дБ +

Комментарии

#

Накопились вопросы..

Теперь Wolf Cinema поставляет проекторы без калибровки в своей лаборатории, получается? Или все таки есть пресет на 6500 ?

Чип там 4К-шный нативный, или со сдвигом?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

Судя по размерам матрицы - 4K нативное. Правда в спецификации ошибка что ли? Размер матрицы 0,66 дюймов, а должно быть 0,69.

- 40 дБ +
⇡ в ответ @cucumba #

ну почему же, 0,66 вполне себе существуют. Вот например:

https://www.christiedigital.co...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AppleY #

Понятно. Порою, что за вариант матрицы. Может для проекторов с повышенной светоотдачей.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AVsergeman #

Нет пресета на 6500. Со сдвигом. Без сдвига 4К-чип имеет размер 0,95 дюйма

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @VideoPhile #

Как это? Даже у топового JVC DLA -NX9 с родным 4K со сдвигом в 8K размер матрицы 0,69. У топового SONY VW5000 c родным 4K размер матрицы 0,74.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @cucumba #

Да так! У DLP все иначе. В DMD-матрицах работают подвижные зеркала. Настоящие зеркала, металлические. Они физически двигаются внутри матриц. Их нельзя сделать такими же маленькими, как ячейки в LCOS-матрицах. Тексас готовит вроде по слухам новое поколение, но только для того, чтобы достичь 8К, пусть и двойным оптическим преобразованием. Никто не будет ради свидетелей тру-разрешения бороться с физикой

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @VideoPhile #

Понял. Техасцы разошлись не на шутку )

- 50 дБ +
⇡ в ответ @cucumba #

Кстати, просто для инфы. Матрицы у всех проекторов JVC N-серии и Z1 - одинаковые. У всех Sony c 4К - тоже одинаковые. Для дорогих моделей не применяют какие-то особые матрицы. Легенды про особые матрицы распространяли люди, не имеющие понятия о производстве матриц

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @VideoPhile #

Это да. Они и так с запасом по качеству сделаны. У меня простой JVC RS4810. Это просто сказка по настройкам и качеству картинки.

- 60 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.