Тест регулятора тембра Schiit Loki: назад в будущее

ТEКСТ: Комментарии (22)
76.02 дБ
Тест регулятора тембра Schiit Loki: назад в будущее

Аудиофилы со стажем от четверти века и больше их еще не забыли. Это были полноформатные хайфайные компоненты с трудно исчислимым количеством ползунковых регуляторов, занимающих всю переднюю панель. Со звуком они могли творить совершенно удивительные вещи, причем далеко не всегда в позитивном смысле слова. И вот — они возвращаются… Впрочем, стоп. Судить о детях по делам отцов — последнее дело. Давайте лучше внимательно вглядимся в черты абсолютно нового приборчика, казалось бы, с навсегда забытым функционалом.

Если говорить начистоту, то на излете ХХ века эквалайзеры и не думали умирать. Просто они стали эксклюзивным достоянием профессиональной аппаратуры, главным образом — студийных и концертных микшерских пультов и аппаратных стоек. А все потому, что разработчики домашней техники в едином порыве решили лишить пользователей возможности менять АЧХ на свой вкус. И в самом деле! Нарегулируют черти-чего, а потом жалуются, что крутые новейшие аппараты звучат как-то не так. Да и потом, на то он и хай-фай, что все изначально воспроизводится с высокой верностью. Одним словом, уверуйте и не лезьте руками куда не надо.

С другой стороны, в таком злостном ущемлении прав конечного пользователя действительно были серьезные резоны. Во-первых, подавляющее большинство меломанов игралось с многочисленными ползунками не из осознанного и компетентного стремления подправить АЧХ тракта, а из чистого баловства. Раз ручки есть, чего бы их не покрутить — глядишь, и музыка красивее станет.

Чем вам не хайфайная стойка? И это при ширине 12,7 см

Однако была и другая, куда более глубокая причина. Она заключалась в том, что технически несовершенные регуляторы тембра заметно снижали качество звука вне зависимости от опыта и грамотности настройщика. Росли шумы, калечилась фазовая структура сигнала, и, наконец, просто начинали хрипеть забитые пылью ползунки линейных резисторов. Неудивительно, что прекратить такое безобразие разработчики были готовы даже ценой сокращения набора компонентов в среднестатистической хайфайной стойке, а значит, и своих доходов от их продажи.

Операция была проведена блестяще, и в какой-то момент широкие меломанские массы попросту забыли не только об эквалайзерах, но даже о немудреных тембр-блоках в интегральных усилителях. Домашний саунд в массе своей сделался чуть более осмысленным и предсказуемым, однако комнаты в наших квартирах акустически совершеннее не стали, как не стали прямее и руки у некоторых звукорежиссеров, отвечающих за мастеринг музыкальных альбомов.

Одним словом, предпосылки для возвращения эквалайзера на новом витке технического развития индустрии имеются, и первыми отважились их реализовать предводители калифорнийской компании Schiit — Джейсон Стоддарт и Майк Моффет.

Камбэк получился как бы двойным, поскольку модель Schiit Loki существовала и раньше. Несколько лет назад под таким названием был представлен ЦАП, обладавший уникальным для аппаратуры данного бренда свойством. Он был целенаправленно заточен на работу с цифровыми потоками DSD и, судя по отзывам на форумах, играл очень даже не плохо. Однако формат этот в Schiit недолюбливали перманентно, а потому, когда решили отказаться от него вовсе, то даже броское название передали другой модели. Опять же, имя Локи в германо-скандинавской мифологии носит бог плутовства и обмана, так что подобные двуличные выходки вполне в его стиле.

Маленький Локи

Несмотря на удивительный для нашего времени функционал, внешне Loki полностью соответствует линейке недорогих микрокомпонентов, в которую помимо него входят АЦП Jil, пассивный предусилитель SYS, ламповый усилитель Vali, а также связка из ЦАПа Modi 3 и усилителя для наушников Magni 3, с которыми я, собственно, и испытывал новый эквалайзер.

Маркировка ручек лаконична, но точно соответствует реальным характеристикам фильтрации

Компактная коробочка с отштампованным из стального листа шасси и нарочито грубо шлифованной крышкой (она же передняя панель) выглядит знакомо и привычно, так что особое внимание на себя обращает лишь необычный набор из четырех одинаковых алюминиевых барабанчиков. Собственно, с их помощью и выполняется настройка АЧХ сигнала. Рядом обнаружился рычажок полного обхода корректирующих цепей — штука для подобного устройства крайне важная. Подчеркну, что в данном случае отключение действительно радикальное — механическое реле напрямую перемыкает вход с выходом.

На задней панели все оказалось просто: пара тюльпанов линейного входа, еще пара линейного выхода плюс тумблер питания. Впрочем, один по-настоящему интересный элемент тут все же имеется. Это не коннектор, а надпись, которая гласит, что полное название аппаратика — Loki Mini. То есть в будущем не исключено появление более взрослой версии регулятора тембра. Кстати, намеки на возможность такого поворота событий обнаружились и на официальном сайте Schiit.

Зона регуляции

С точки зрения схемотехники наш герой представляет собой активный эквалайзер, единственный усилительный каскад которого собран на дискретных элементах по симметричной схеме с обратной токовой связью. Постоянная составляющая отслеживается сервосхемой, а значит сигнальный тракт избавлен от конденсаторов.

Регулировки выполняются с помощью индуктивно-емкостных фильтров переменной добротности. Если точнее, то таким образом организована обработка только на трех верхних полосах, а за самую нижнюю часть спектра отвечает емкостной гиратор — схема, способная придавать фильтрующим цепям индуктивность без применения реальной катушки. Кстати, при внимательном рассмотрении печатной платы в данном модуле был обнаружен высококлассный малошумящий операционный усилитель OPA1662 от Texas Instruments.

Потенциометры производства Alps, активные компоненты — Texas Instruments

Ни засечки значений, ни рабочие частоты фильтров на фронтальной панели Loki не обозначены. Их заменяют пиктограммки, показывающие, за какую именно часть диапазона отвечает та или иная ручка. Выглядит лаконично и наглядно, но, с другой стороны, точно восстановить измененные значения настроек будет очень не просто.

Зоны регулировки следующие: 20 Гц, 400 Гц, 2 кГц и 8 кГц. Слово «зоны» я употребил неспроста. Дело в том, что применение пассивных фильтров переменной добротности приводит к интересной особенности — частотный диапазон каждой регулировки непостоянен, и при увеличении глубины фильтрации полоса регулируемого участка сужается. Поэтому, слегка сдвигая ручку 20 Гц, мы получаем подъем АЧХ на пару-тройку децибел в весьма широких пределах — думаю, герц до трехсот. Ну а выкрутив ее на максимум, поднимаем на 12 дБ уже куда более узкий (но все равно далеко не точечный) участок примерно до границы 50 Гц.

Операционник OPA1662 задействован в схеме гиратора, фильтрующего диапазон 20 Гц, а TL081C — вероятно, в схеме контроля постоянной составляющей сигнала.

Очень похожая история происходит и с остальными участками регулировки, с той лишь оговоркой, что степень фильтрации у разных фильтров тоже не одинаковая. Если на краях диапазона (20 Гц и 8 кГц) глубина настройки составляет ±12 дБ, то ближе к центру (400 Гц и 2 кГц) — только ±8 дБ.

Держите себя в руках

Ну а теперь непосредственно о характере обработанного сигнала. Самое ценное свойство Loki заключается в том, что, внося коррективы в тональный баланс фонограммы, он практически не нарушает ни фазовые, ни динамические ее параметры. По этой причине музыкальная сцена не теряет прозрачности и фокусировки, если, конечно, «придавленными» не оказываются основные диапазоны ее ключевых элементов. А ведь именно деградация легкости, объема и динамики в свое время и послужила одной из главных причин изгнания эквалайзеров с меломанского Олимпа.

Отдельного реверанса заслуживают две крайние ручки, отвечающие за коррекцию на 20 Гц и 8 кГц. Даже если щедро крутануть их вправо, ни басы, ни средне-высокие частоты не начинают казаться болезненно гипертрофированными. Однако чувство меры здесь в любом случае не повредит, ведь 12 дБ — это очень много. И если появилось непреодолимое желание загнать ручку на максимум, это, скорее всего, означает, что у вас что-то совсем не в порядке или с сетапом, или с музыкальным вкусом. Одним словом, получив новую игрушку, держите себя в руках.

Меломанская вольница

А игрушка, между тем, действительно удалась. Я, например, не смог отказать себе в удовольствии переслушать с оперативной коррекцией все четыре пары оказавшихся под рукой наушников — от планарных монстров Audeze LCD-2 Classic до арматурных затычек Shure SE425. И, что характерно, меняясь от фонограммы к фонограмме, положения регуляторов никогда не застывали в центральных позициях.

Теперь осталось только понять, чего в этой меломанской вольнице больше — возможности улучшить линейность тракта, не прибегая к бесконечному перебору проводов и наушников, или банальной вкусовщины, то есть подсознательного желания сделать скорее красивее, чем правильнее. Но ответ на этот непростой вопрос каждому, понятное дело, придется искать самостоятельно.

В любом случае, я абсолютно не сомневаюсь, что в нынешней меломанской действительности эквалайзеры однозначно имеют право на существование. Во-первых, потому что в Schiit показали, какого класса саунд они могут выдавать даже при стоимости в 18 500 рублей, а во-вторых, поскольку идеальных музыкальных сетапов в реальной жизни не существует, так же как и сферических коней в вакууме.

Разумеется, ортодоксальные пуристы на это лишь криво усмехнутся и продолжат рассуждать о несовместимости темных записей с темными наушниками. Но у всех остальных теперь появился чертовски соблазнительный выбор.

Достоинства: Низкий уровень собственных искажений, бережное отношение к фазовой структуре сигнала, разумно подобранные диапазоны регулировки.

Недостатки: Деления вокруг ручек помогли бы лучше ориентироваться в изменении настроек.

Официальный сайт: Schiit Loki

Цена: 18 500 рублей

Паспортные данные

Рабочие частоты: 20 Гц — 20 кГц (-0,1 дБ); 2 Гц — 850 кГц (-3 дБ)

Макс. амплитуда вых. сигнала: 10 В (RMS, на нагрузку 10 кОм)

КНИ (20 Гц — 20 кГц): <0,002/<0,01% (среднее/любое положение регуляторов)

Интермодуляционные искажения: < 0,002% (CCIF)

Сигнал/шум: >109 дБ (относительно 1 В RMS, невзвешенный)

Взаимопроникновение каналов: -80 дБ (20 Гц — 20 кГц)

Полное выходное сопротивление: 75 Ом

Центральные частоты регулировки: 20 Гц, 400 Гц, 2 кГц, 8 кГц

Диапазон регулировки: ±12 дБ на 20 Гц и 8 кГц; ±6 дБ на 400 Гц и 2 кГц

Потребляемая мощность: 4 Вт

Габариты (ШхВхГ): 127х89х32 мм

Масса: 0,45 кг

ТЕГИ:#Schiit
76.02 дБ +

Комментарии

#

Возникает вопрос, что если эквалайзер такой замечательный, то почему Schiit делает его только в самой младшей своей линейке? Почему нет эквалайзера в топовых линейках?

Вообще странный подход - не прямые руки у звукорежиссеров пытаться ровнять искривляя АЧХ и ФЧХ,

- 46.99 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #
Возникает вопрос, что если эквалайзер такой замечательный, то почему Schiit делает его только в самой младшей своей линейке? Почему нет эквалайзера в топовых линейках?

Думаю это проба готовности публики к покупке подобных девайсов...) Если пойдет и коммерчески себя оправдает- сделают более совершенную старшую модель. все же это бизнес.

Признаться одно время даже смотрел на него для системы на наушниках, но потом подумал - а зачем, а ж никогда не испытываю желания подкрутить тембры, и забил...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #
а ж никогда не испытываю желания подкрутить тембры, и забил...

А я вот, признаться, одно время испытывал. Аж чуть вот такую штуку на ибэе не купил

Потом появилась возможность: touch-adjustable FIR equalizer offering 16,384 bands of high-definition equalization.

Покрутил я тембры в своё удовольствие да и забил на это.

- 60 дБ +
⇡ в ответ @Rodomir #

Подобные поделки появлялись здесь около года назад. Позиционирование компании - конечно USA. Когда запросил у них контакты для покупки в стране производителе (там мне могут купить и привезти недорогой и не тяжелый товар) - сдулись и ушли скоро вообще. Все реальные бренды не прячутся - у них полная локация по всему миру. Это левая компания втюривает свое "аппаратур"

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Wadim #

Уже где то здесь отписывался на эту тему - это фейковая фирма, ничего общего не имеющая с нормальным производителем. А анголо-язычные названия -для новых лохов.

У них нет ничего: дилеров и проч, а тем более сайтов в UK и т.д.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Fofann #

Ну это очень сомнительное заявление... Прямо хотелось бы обоснования более подробные, чем то что вы привели. Да, я нашел ваш тот пост. Не верю. По Штатам у компании прямые продажи без каких либо скрытностей. Другое дело, если вы хотели на адрес в США оплатить предъявив payment adress сильно далекой страны вас могли проигнорировать как потенциально карточного мошенника, желающего расплатиться чужой картой. Других идей нет, а так в Штатах все нормально продается.

По компании полно информации, видео, фото, интервью. Дисрибьюция в EU и UK тоже есть. Тестов от The Absolute Sound и Computer Audiophile и многих других изданий более чем хватает.

А так - весьма интересная небольшая компания, которая свое место на рынке заслужила.

- 50 дБ +
#

В наушниках , сидя рядом возможно интересно покрутить , но в стерео системе - не набегаешься без пульта быстро надоест.

- 50 дБ +
#

такие девайсы нужно снабжать ардуинкой и тестовым микрофоном чтобы они сетап калибровали на предмет перегруза и имели с пектроанализатор с визуальной информацией о том какая частота в какой момент вышла за пределы положенного качества... актуальна проблема не только на басах... зачастую куча грязи в эквализированном звуке оттого что пред в усилке окосел... особенно на современных записаях на пределе клиппинга где малейшее поднятие верхне-средних частот на 4кгц с целью повысить детальность акустической ритм гитары с металлическими струнами ожидаемого результата не дает... в общем индикатор к эквалайзеру нужен с перегрузами всего тракта а не только усилка...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Nikiniko #

во во!!!! вот таким современный аппарат и должен быть... можно еще для тактильных ощущений движки как у звукарей сделать чтобы с моторчиками сами ездили по разным пресетам... и еще чтобы сам музыку опознавал и пресет нужны ставил... ну там ну случай Стиви Вандера с его Part Time Lover обезбашенным... у меня не зе бесте сразу после этого трека такой басище валит... нужна автоматика!!! а то так и саб сжечь можно...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #
такие девайсы нужно снабжать ардуинкой и тестовым микрофоном чтобы они сетап калибровали на предмет перегруза и имели с пектроанализатор с визуальной информацией о том какая частота в какой момент вышла за пределы положенного качества

и еще бы все это за те же 150 $! Вот бы времена были... )))

- 50 дБ +
#

Не благодарите...

А это, если надо по больше регуляторов... Если очень хочется, то думаю и за бутылку водки можно найти ....

- 56.02 дБ +
#

Мой родственник (ему за 50 лет), меломан. Владеет неплохой "большой" компонентный hi-fi системой (HK990 + напольные Dali, модель не знаю + cd проигрыватель Яма - винтажные из топовых ). Купил в прошлом году эквалайзер Sansui SE88. Я спросил его:

- зачем;

- а побаловаться и смотрится в стойке красиво.

Когда бываю у него в гостях - никогда себе не отказываю в баловстве с этим красивым эквалайзером.

Звук? А что звук? Для прослушивания качественного CD он не нужен.

Вывод: игрушка.

- 53.01 дБ +
#

это из инета, но вот и Sansui SE88 в таком сетапе у кого-то....:))))

- 53.01 дБ +
#

Не понимаю, кому сейчас нужен аналоговый эквалайзер... В фубаре, ну или в любом другом плеере - хош 8 полос, хош 16, для совсем сложных случаев конвольвер можно использовать. Не понимаю, в чем смысл. Вроде как за короткий тракт у всех нормальных людей борьба идёт...

- 50 дБ +
#

эквалайзер, аналоговый или цифровой = фазовые искажения. особенно полосной с высокой добротностью

- 50 дБ +
⇡ в ответ @slava_jazz #

главное не говорить об этом звукорежиссерам... не поймут... хотя по факту да... искажения данного вида есть... но по правде говоря там еще и искажения ачх имеются... и завалы и подъемы и неравномерность... тут в цифрах и приборах уже ориентироваться не получается по определенению... назначение аппаратов эти цифры исказить... достоверный ориентир только один... по звуку и на слух... для оценки качественных параметров эквалайзеров нужно вырабатывать свою альтернативную систему отсчетов...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @slava_jazz #

есть цифровые эквалайзеры которые не двигают фазу

- 50 дБ +
#

эти хваленые альпсы, а шарпах магнитолах переключатели еле-еле 20 лет выдерживают и требуют вд-40, в муз. центрах соньках энкодеры тоже лет 20-25 и засираются, требуют разборки, чистки и смазки. Единственно переменники альпс с моторчиком в муз. центрах джей ви си живые и живее всех живых после 25 лет эксплуатации.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @miha_audiod #

Истину пишешь - Сонька засохла после годового простоя кнопки основные - не алё, только с пульта ду (mhc rx 90)

- 50 дБ +
#
Самое ценное свойство Loki заключается в том, что, внося коррективы в тональный баланс фонограммы, он практически не нарушает ни фазовые, ни динамические ее параметры.

фантастика да и только))

- 53.01 дБ +
#

Скорей бы все уже вернули в производственные линейки эквалайзеры ,хорошо бы еще и с красивыми анализаторами спектра как к примеру у Kenwood GE7020, а еще лучше сразу бы оснащали ими недорогие стереоресиверы и усилители.

- 53.01 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.