Очень хорошо, что география выставок расширяется. Прошли московская и петербургская выставки, скоро будет выставка в Екатеринбурге; все-таки больше возможностей услышать вживую и пообщаться — это однозначно хорошо.

Но мы сейчас пройдемся именно по Hi-Fi & High End Show Санкт-Петербург: выставка вышла невероятно интересной и была полна систем с узнаваемым звучанием и понятными концепциями. Дни, когда компании просто засовывали в комнату ворох компонентов и надеялись, что оно как-то заиграет, а если не играло, то винили во всем формат выставки, прошли — хорошего, интересного, продуманного и разного звука было много.

ММС

Комнаты компании ММС, которых было на выставки три, в чем-то оказались предсказуемыми, а в чем-то — не совсем. В двух комнатах было много акустики KEF — самой разной: побюджетнее и подороже, активной беспроводной и классической пассивной, и новые модели, и модели уже привычные рынку. Соответственно, и почерк звука, пусть даже с разной электроникой, здесь задавала акустика. В целом — ненавязчиво, но напористо, с типичной в меру светлой, детальной подачей. И красиво, а не формально и не механистично.

Дальше детали: с электроникой Tone Winner звук чуть более земной, с весьма бюджетными компонентами IotaVX вышло даже интереснее ожидаемого. Еще показывали бюджетные проигрыватели виниловых пластинок Premiera — для свего сегмента и своей цены сделаны они неплохо, подводят разве что предустановленные головки из самого младшего сегмента. 

Еще в одной комнате было совсем другое сочетание — акустика Morel, ламповое усиление Manley, Primare в качестве цифрового источника и кабельная обвязка Petrik Audio. И здесь явно другой звук - подчеркнуто эмоциональный, заполняющий ярко искристый, с очень неплохим контролем акустики. Не совсем привычный вариант лампового звучания, хотя конечно же оно определяется точно как ламповое.

Armada Sound

В двух комнатах компании Armada Sound были показаны соверешенно разные концепции: в одном случае активные (и весьма функциональные к тому же) беспроводные колонки Cabasse The Pearl Pelegrina и классические модели Cabasse, но в паре со своим цифровым комбайном-усилителем-стримером. Своего рода экосистемы, к которым и добавить что-то со стороны сложно.

Звук — очень быстрый, силовой, совершенно не расслабленный. В меру яркий. Самобытный, но весьма всежанровый, кажется, и для кино в стерео тоже вполне подходящий. Антианалоговый подход, но имеющий право на существование.

Вторая комната — наоборот, куда как ближе к аналогу. Проигрыватель виниловых дисков Thorens TD 124 DD, старшая акустика Thorens, выполненная в открытых корпусах (фактически щитах с массивом динамиков), и ламповое усиление Audio Research. Здесь есть даже доля винтажного почерка в звуке, в первую очередь за счет акустики, но при этом подача детальная, с хорошим диапазоном. Звук чуть мягкий, но располагающий к погружению в материал, с деликатной подачей эмоций.

Sonance

Отдельная комната компании Sonance была посвящена различным видам инсталляционной акустики, а также полезным приспособлениям вроде держателей планшетов Iport, часто используемых при реализации управления системами в кинотеатрах и умном доме. Да, эта комната со звуком напрямую не связана, но в ряде случаев все эти решения оказываются очень нужными.

Kennerton

Как всегда заполнена и наушниками, и техникой, и посетителями была комната российского производителя наушников Kennerton. Можно было послушать очень разные модели, коих у производителя немало, при том в связках с очень разной техникой — от современной до винтажа (но хорошего и в хорошем состоянии).

Приходилось постоять в очереди, но зато можно было оценить спектр конструкций и звука, предлагаемого производителем. А спектр широк: наушники очень разные, пытаться свести их к какому-то единому знаменателю смысла нет совершенно. Возможность прослушивания все-таки информативнее, чем попытки что-то описать в нескольких строчках.

Supreme Audio

Экспозиция компании Supreme Audio была представлена только одной лаконичной системой: старшие полочники Raidho TD1.2 (которые многих впечатлили на московской выставке) в этот раз играли с японской электроникой SoulNote — старшим интегрированным усилителем A-3, старшим же SACD-плеером и ЦАПом S-3 и внешним тактовым генератором X-3.

Звук получился другой: мягче, теплее, может, чуть менее подчеркнуто-детальным. Но при этом все равно акустика очень достойно отыгрывала в том числе и классическую музыку — уверенно, очень неплохо тембрально и с хорошей разборчивостью.

Overton

Комната компании Overton предсказуемо была посвящена в первую очередь вертушкам Pro-Ject и всевозможным аксессуарам, а также акустике Triangle, но, как всегда, здесь была выстроена некая концепция. У Pro-Ject в одной системе стояли компоненты балансной линейки, в другой — компоненты небалансной. Производитель сейчас активно развивает именно балансную серию, и можно было понять, что и зачем.

Также можно было узнать, а частью и посмотреть-потрогать новые тонармы Pro-Ject, коих производитель выпустил несколько линеек — и помладше и постарше, и рассчитаны они уже далеко не только на свои собственные вертушки (хотя апгрейд — как раз один из сценариев) и не только на продажу другим производителям: для домашней замены тоже подойдут. 

Triangle — да, бюджетные варианты акустики, но со вполне милым звуком, совершенно не вызывающим отторжения, скорее симпатию.

AP Audio

Две комнаты компании AP Audio были прямо-таки заполнены техникой одних из старейших китайских производителей электроники и акустики. Тут и Xindak, и Aurum Cantus, и Consonance, и Swan Speakers — разная акустика, транзисторное и ламповое усиление.

Пытаться обобщать звук достаточно сложно — не получится единой картины, но старшие из представленных моделей этих производителей играли достаточно убедительно и на общем фоне, и сами по себе. Практически везде мне звук показался чуть подчеркнуто эмоциональным, но и нордической сдержанности (которая на самом-то деле далеко не у всех скандинавских производителей есть) я здесь точно и не ожидал услышать.

Alex Audio

Комната компании Alex Audio была, по традиции, несколько перегружена образцами своей техники. Крупная акустика не очень вязалась на первый взгляд с размерами помещения. В качестве дополнения — много ламповой электроники, собственный проигрыватель винила нестандартной конструкции.

Но экспозиция, особенно с цифровым источником, получилась гармоничнее, чем обычно я наблюдал у Alex Audio. Подача явно теплая, с приподнятой серединой и с окраской, но при этом есть некий свой собственный характер, ощущение слаженности компонентов. Звук этот на любителя, но явно не плохой: он получился комфортным, особенно на малых и средних составах, не вызывал напряжения или раздражения. И даже крупная акустика как-то уживалась с помещением.

VP Acoustics, AT-Technologies, Living Athmos, Smart Audio Recording Lab

Уже известное по московской выставке объединение нескольких российских участников. Акустика VP Acoustics, усиление AT-Technologies, кабели Living Athmos, тиражные записи на магнитной ленте и отреставрированный магнитофон Studer от Smart Audio Recording Lab.

Это — пример того, что уровень High End нашим производителям под силу, причем под силу в разных направлениях. И это уже не совсем штучно производимая техника — здесь можно говорить о повторяемости. За счет лампового, а не транзисторного, как в прошлый раз, магнитофона подача получилась теплее и мягче, но все равно очень здорово: есть и детальность, и динамика, и отменная проработка диапазона. Можно было и с лентами познакомиться, и просто послушать очень приличную систему, и пообщаться со всеми теми, кто ее создал и представил.

Next Hi-Fi

Весьма лаконичная и наглядная инсталляция компании Next Hi-Fi — одни крупные трехполосные мониторы PMC и две системы к ним в пару. Две разные концепции. В одном случае — стример/предусилитель Cary Audio и внушительный транзисторный мощник этого же производителя. Вторая система — интегрированный усилитель HiFi ROSE RA180, сочетающий в себе усиление в классах A и D, и старший стример/ЦАП RS150b.

Обе системы очень достойно справлялись с акустикой и сложно сказать, какая лучше. Отличный контроль даже на сложных жанрах, приятное, нескучное естественное звучание. С Cary мягче и теплее, с Rose — редкий случай, когда гибрид с классом D не дал синтетики и яркого неестественного звука, но наоборот, все очень хорошо получилось, натуралистично.

AVReport.ru

В комнате AVReport была показана весьма нестандартная и интересная система с редкой по нынешним временам планарной акустикой Magnepan. В паре — цифровой источник MSB, интегрированный усилитель Dan D'Agostino. Весьма интеллигентная система получилась — ненавязчивый но очень детальный звук, хорошая динамика, есть эффект погружения в музыку. И просто слушать интересно, и можно даже отдохнуть под этот звук от выставочного шума, хотя ставили далеко не камерные произведения. И даже с басом получилось все очень неплохо.

Сбоку от основной системы тоже можно было найти весьма необычные и редкие аппараты, например, ламповый усилитель Western Electric, или необычную настольно-мониторную систему Magnepan Mini Maggie. 

ADK Audio, Petrik Audio

В комнате компаний ADK Audio и Petrik Audio демонстрировали весьма лаконичную систему: напольная акустика Peak Consult Sinfonia, усиление Audio Analogue и связка из проигрывателя с ЦАПом Metronome и транспорта Aurender в качестве цифрового источника. И кабельная обвязка Petrik Audio, конечно.

Что получилось вместе? Акустике в комнате было немного тесновато, но на этом вопросы заканчивались. Детальный, честный звук, тембрально естественный и комфортный. Может, чуть-чуть приукрашенно-цветной за счет усиления, но в целом был слышен очень приличный уровень и компоненты раскрывали сильные стороны акустики — а их у нее немало.

ГК Digis

ГК Digis представила самую масштабную экспозицию на этой выставке, заняв целых пять комнат.

В первой система была построена из электроники Quad и некрупной напольной акустики DALI Oberon 6. Звук получился мускулистым, чуть теплым и бархатным. Такой мог бы подойти и для различных музыкальных жанров, и для подзвучки кино в режиме стерео. Совсем не запредельно дорого, но эмоционально и в целом скорее сбалансированно. 

Вторая комната и вторая система — акустика и электроника Leak, выполненная, если так можно сказать, в ретро-стиле, и немножко электроники Moon by Simaudio из младшей линейки. Играло, может быть, немного простовато, но на удивление воздушно и атмосферно, с упором на заполнение пространства и на эмоциональную подачу. Не коробочно, не скучно — это главное. Дальше — вопрос не только вкуса, но и правильного применения. Но такая концепция своего слушателя найдет, тем более, что техника эта весьма бюджетная.

Еще одна комната была отдана под устройства Tivoli Audio и всякий беспроводной портатив Defunc — вещи нишевые, но интересные. 

В четвертой комнате была уже система существенно солиднее: старшая линейка акустики Wharfedale Elysian, средние компоненты Moon by Simaudio, проигрыватель виниловых пластинок Transrotor. Здесь получился звук аккуратным, подчеркнуто интеллигентным, но при этом подвижным, с хорошим наполнением и атмосферой. Спокойный, но совершенно точно не скучный.

И еще одна комната была отведена под кинотеатральную многоканальную инсталляцию. Короткофокусный проектор Hisense (то, что сам производитель называет лазерным телевизором), акустика M&K Sound, процессинг и усиление JBL Synthesis — для быстрой сборки в гостиничном номере в условиях выставки реализация получилась интересной и эффектной, и по картинке, и по звуку.

Digital Fruits

Компания Digital Fruits вовсе не заявляла экспозиции напрямую под своим названием, а обозначила их как относящиеся к определенным производителям или их сочетаниям друг с другом, демонстрируя в разных комнатах разные концепции систем.

Первая система — электростаты Martin Logan, усиление B.Audio, Aurender в качестве цифрового источника. Неожиданно силовой звук, подходящий в том числе и для современных агрессивных жанров. Играло эффектно и качественно по формальным признакам, но, может, немного прямолинейно и нарочито напористо.

Вторая система — Martin Logan но уже классическая корпусная акустика из недавней линейки Motion Foundation. Aurender в качестве цифрового источника и ламповое усиление Fezz Audio, тоже свежие модели. Здесь подача мягче, атмосфернее, но совершенно без просадок по формальным критериям. Что понравилось — здесь тоже был свой стиль звука, вполне цельный. И не сказал бы, что характер получился подчеркнуто-ламповым.

Третья система — тоже корпусные Martin Logan, только линейки Motion. В основном в паре с усилителем Aurender — аппаратом в D классе, с традиционной для производителя начинкой в виде цифрового источника. Воздушно, детально, атмосферно, и, опять же, без явно торчащего из звука класса D. Не мягко и не жестко, но сбалансированно, посередине.

Четвертая комната была отдана под акустику Pylon Audio — несколько моделей, включая Pylon Audio Jade 20 и огромные Amber mkII. Последние звуком чем-то напомнили старые модели Electro-Voice типа Georgian, но все-же играли не так ярко. А сам по себе их форм-фактор, конструкция — не из тех что часто встречаются на современном рынке. Это интересно. И звучало в целом так, что послушать стоило. 

Pult.ru

Экспозиция Pult.ru была представлена парой моделей Vienna Acoustics, внушительным усилением Accustic Arts и стримером Auralic в качестве источника — достаточно красивая, лаконичная система, в том числе показывающая, как все может работать с усилителем с очень большим запасом по мощности и току.

Звук получился скорее камерным, но с очень хорошей микродинамикой. Ни намека на мягкость или вальяжность, может быть, даже с резкостью. Но слушать можно было даже очень сложные для воспроизведения жанры. 

Technologica

Компания Technologica в двух комнатах показала достаточно большой выбор техники и разные подходы к построению систем. Упор был сделан на не самые дорогие, вполне «земные» компоненты.

Разные модели Davis Acoustics, усиление — в одном случае Audio Analogue, в другом — прилично подзабытый на нашем рынке бренд Myryad.

Отдельно стоит упомянуть новинку для нашего рынка — Trettitre: в каталоге производителя как необычные по исполнению беспроводные колонки, так и ламповые усилители и бюджетные проигрыватели винила. Но в целом выглядит это все забавно, мило. И сделано для своего сегмента недурно.

Электра

Электра — новый участник выставок и российский производитель акустики и техники. В комнате — смесь собственной техники, аппаратов других производителей т некоторое количество доработанного винтажа, как, например, роликовый проигрыватель винила Garrard 401.

Своя техника интересная — те же крупные, очень глубокие полочники. Но звук получился неоднозначным. Баса было объективно немного даже для полочников, и сцена была очень необычной, как будто приподнятой выше, чем нужно. Возможно, дело только в расстановке в комнате, но к производителю в будущем точно стоит присмотреться, если он еще будет участвовать в выставках. 

Long Wave

В комнате компании Long Wave было показано много техники: акустика Spendor, QLN, ламповый усилитель Ayon, гибридный Pathos, транзисторный Moonriver и различные цифровые источники. Но при этом здесь очень грамотно была выстроена демонстрация собранных из всего этого систем.

Здесь один звук, дальше другой, но в каждом случае — весьма выверенная и работающая концепция, а не просто какое-то звучание. Интересная комната и интересный разный звук.

S.A. Lab

Компания S.A. Lab показывала свои усилитель и фонокорреткор, что логично, поскольку выпуском усилительной техники она и занимается. Источники — аналоговые, проигрыватель винила Avid и катушечный магнитофон Otari. И все это, неожиданно, с акустикой Burmester.

Звук акустики узнаваем — чуть светлый, детальный, с хорошей проработкой по всему диапазону. Усилитель вполне справился. Система давала неплохую эмоциональность, но без перебора, и приличный эффект погружения в прослушивание. И дело не только в необычном сочетании техники, которое хотелось расслушать, а в звуке в целом.

Триумф Аудио

Триумф Аудио — петербургская инсталляционная компания, не участвовавшая в московских выставках. Поскольку комната не дистрибьюторская, свобода выбора техники и сочетаний здесь больше, и тут было, на что посмотреть и что послушать.

Акустика — Wilson Audio и неожиданно Audio Note. Усиление — CH Precision и Audio Note. Проигрыватели виниловых пластинок — TechDAS Airforce V и Bergmann, катушечный магнитофон — Ballfinger. И это не полный список.

Кстати, на TechDAS пришлось в процессе инсталляции поставить головку несколько проще, даже сильно проще, чем планировалось — и было очень интересно послушать, как и что может выдать хороший проигрыватель с приличным тонармом даже с головкой ниже по уровню. Да, если бы все сложилось как планировалось — звучало бы еще интереснее . Но даже так — один из лучших виниловых сетапов на выставке.

En-Trade, Huge Sound

Совместная экспозиция En-Trade и Huge Sound была крайне лаконичной. Рупорная акустика Blumenhofer, ламповый однотактник на 845-й лампе Unison Research Simply 845 и MSB в качестве цифрового (и единственного) источника.

Сочетание лампа/рупор всегда на любителя и всегда не без споров и оговорок, но тут получилось цельно. Особой ламповости в звуке нет, точнее, нет явной или избыточной окраски. Акустика очень неплохо отыгрывала разные жанры, хотя, понятно, тяготея не к самым экстремальным. Но главное — то, что удалось показать совершенно точно работающую, играющую систему, которая именно в своей стилистике получилась достойной внимания.

Bonanza

Компания Bonanza была представлена в двух комнатах. В одной основой экспозиции была пара моделей активной акустики Canton и вариант ее использования (один из) — озвучка в стерео режиме концертных видео. Получилось весьма бодро и эмоционально.

Вторая же комната была отведена под систему из акустики Canton Reference 3 новой генерации этой линейки и полного комплекта из электроники AVM — моно усилителей, преда, цифрового источника и проигрывателя винила. Звук AVM в связке с Canton получился даже немного мягче, чем я ожидал.

А вот если попробовать его разделить на составляющие, то у меня сложилось впечатление, что от поколения к поколению Canton Reference становятся все человечнее и утонченнее, отходя от шаблона резкого силового звука. Динамика и детальность при этом не пострадали, но все же звук стал более многогранным, менее прямолинейным. Один минус только в данных конкретных условиях: акустике в комнате было явно тесновато, ей точно нужна площадь больше.

Апелиотис

В комнате Апелиотис, что логично, показывали ламповый усилитель Апелиотис — пока единственный аппарат, выпускаемый этой компанией. На выбор — цифровой и аналоговый источники, акустика Klipsch Forte IV. По сути — та же система, что была и в Москве на последней выставке, и тот же уютный, обволакивающий звук, совершенно не агрессивный, но детальный и динамичный. И это совершенно серийный усилитель с совсем не заоблачной ценой. Можно немного порадоваться за наших производителей.

Gong-AV

Gong-AV, как обычно, показал что-то редкое и дорогое — так уж исторически сложилось, что ничего бюджетного в каталоге у них не было и нет. А еще много редкостей, которые далеко не все слышали.

В это раз система была построена на основе связки из акустики Brodmann и усиления Dartzeel. В качестве цифрового источника — MSB, в качестве аналогового — очень внушительный по габаритам проигрыватель винила Vyger. Точнее, даже так: доработанный и пререработанный Vyger.

Проигрыватель имеет вакуумную систему и в прошлом на шум его помпы владельцы жаловались. Теперь же помпа стала тихой. И не показывали эти проигрыватели много лет — стоило и посмотреть и послушать. Что же можно сказать про звук самой системы — основной тон тут задавала акустика. Прекрасная подача малых составов, умение играть на небольшой громкости, не теряя тихие звуки, хорошая глубина и детальность. И один из примеров звука, на фоне которого можно было отдохнуть, не теряя ощущение вдумчивого внимательного прослушивания.

Вторая система интересна гибридным усилением Aesthetix и вертушкой и фонокорректором EMT.

Espace Bureau

Espace Bureau показала пару моделей акустики Heco, в том числе старшие колонки La Diva и систему из электроники Naim. Результат получился ярче, чем я ожидал.

Heco — совсем не грубая акустика с утонченной эмоциональностью, здесь это тоже было слышно. Но также был слышен и масштабный, заполняющий звук, не грубая, но совсем не легковесная подача. 

Bon Hi-Fi

В одном из залов разместилась экспозиция компании Bon Hi-Fi. Тут была связка предтоповых Focal Utopia и топового усиления Naim Statement. Из источников — только стример Naim, но для системы этого было вполне достаточно.

Акустике в комнате было чуть тесновато, конечно, но в целом — детальный и явственно эмоциональный звук с неким тяготением к вокалу и акустической музыке, хотя по формальным критериям здесь играли самые разные жанры. Разве что как звучит металл не слышал — не включали. А так — от джаза до классики вперемешку с роком система отыграла уверенно. 

Simple Distriburion

Техника компании Simple Distriburion была представлена в двух комнатах и в одном зале.

В одной из комнат показывали разные полочники Q Acoustics — и активные беспроводные и пассивные в связке с Parasound. Понравились масштаб, несколько неожиданный для некрупной акустики, и интеллигентное и одновременно экспрессивное (вот уж необычное сочетание) звучание в целом. Модели разные, звук разный, но характер скорее узнаваемый, чем радикально различный.

Во второй комнате была акустика Magnat, от крошечных мониторов до крупных напольников. Усиление — Magnat и Parasound. Яркий, напористый звук, подчеркнуто эмоционально-силовой по всему диапазону, но при этом не жесткий и не холодный. 

Самое интересное было в большом зале — огромная рупорная акустика Klipsch Jubilee 75th Anniversary Edition с ламповым усилением Manley. Источники — старший проигрыватель виниловых дисков Music Hall и Aurender в качестве цифрового источника. Действительно большая система с большим, сочным, силовым звуком. Утонченной сверх-детальности здесь не было, но вот масштаб, реалистичность образов сцены и напор действительно хороши. Это уже чем-то похоже было на звук концертной площадки, чем на звук домашний. 

Barnsly Sound Organization

Barnsly Sound Organization показывали несколько моделей акустики Monitor Audio — и не их старшие флагманы, которые вызвали ряд неоднозначных впечатлений, а просто акустику ближе к старшим линейкам, а именно Platinum, которую вполне можно представить в домашнем сетапе.

Усиление — Hegel, проверенное неоднократно сочетание. Да, и традиционно система была дополнена парой сабвуферов REL, к тому же прилично настроенных. За счет этого масштаб и бас получились весьма хороши: не каждый сабвуфер так впишется в систему. В остальном — узнаваемый звук, без выраженной резкости, даже с долей бархатности, с хорошей серединой и аккуратными верхами.

Alcom

Экспозиция компании Alcom заняла один из самых больших залов на выставке. Здесь показывали три системы с разными моделями акустики Magico, с усилением Vitus Audio, электроникой Playback Designs и Electrocompaniet. В старшей системе был так же проигрыватель винила Bergmann.

Совершенно точно самая масштабная и самая дорогая экспозиция на выставке. И было наглядно слышно, чем одна акустика отличается от другой, у каждой системы был свой почерк, но все играли и детально, и динамично.

В нюансах же — все-таки такому уровню систем крайне желательны более подготовленные условия, нежели общий зал, и возможность внимательного прослушивания, не в режиме выставки. Хотя для первого знакомства условия были более чем достаточные.

Салон Audiocapital

Отдельный зал так же занял Салон Audiocapital с, пожалуй, самой необычной системой на выставке. Главной здесь была кастомная акустика, построенная на винтажных динамиках и оформленная в открытом корпусе.

Редкие мощные ламповые однотакты KR Audio, винил, цифра, лента — здесь было все в такой смеси, которую практически нереально встретить в одном месте. И это было интересно слушать — отдельный, другой звук, непохожий на все остальное на выставке. Рассуждать про нравится или не нравится здесь нет никакого смысла, просто надо слушать и составлять свое впечатление. Ну и пообщаться с авторами системы тоже весьма интересно.

В качестве послесловия

Что же хочется сказать по итогам конкретной выставки и анализа представленных систем? Мне очень нравится, что все больше и больше делается упор на то, чтобы показать не набор компонентов, не самое дорогое или только новинки, а на то, чтобы показать совершенно реалистичные, «живые» системы. Нравится то, что чаще стали использовать не только свою технику, сборки из своих брендов, но и брать что-то со стороны, если это нужно для достижения наилучшего результата.

И еще по источникам. Я рад, что ажиотаж вокруг винила несколько успокоился. Это видно и по тому, что производители стали выпускать новинки реже, но более осмысленно. Это видно и по тому, что еще недавно винил старались затащить в любую систему, и не важно, как играло и что получилось, а сейчас ставят более осмысленно, подбирая по уровню, ставят те, кто знает, что собрать и как с этим обращаться.

Нелепостей и недоразумения становится меньше, и нередко лучше не показывать винил совсем, чем показывать кое-как. Или показывать в совсем другой обстановке и с другим уровнем подготовки. Чем меньше будет суеты вокруг этой темы, тем меньше будет случайных людей в ней, меньше пластинок из невозобновляемого ресурса запилят по недоразумению.

К цифре тоже отношение стало куда как более осмысленным. Вариантов «мы тут поиграем с ноутбука» почти не встретить: многие используют специализированные транспорты, стримеры, по-другому относятся к хранению, передаче и воспроизведению, понимая, что тема куда как сложнее, чем просто нули и единицы. И это не может не радовать.