Приветствую аудиоэнтузиастов.
Собственно, вопрос: имеет ли значение расположение фазы и нуля при подключении аудиоаппаратуры (видеоаппаратуры)? Если имеет, какова физика этого влияния?
Ответы
Сомневаюсь, что кто то объяснит физику процесса, но влияние бывает, а бывает и нет! ))) Чаще всего заметно в расширении сцены и большей прозрачности звука (при нарушении фазы соответственно - в зажатости), но понятия достаточно индивидуальные и даже субъективные, каждым воспринимаются по своему (кто то вообще не услышит разницы, для кого то она будет огромна).
Зависит от аппарата, его конструкции, особенностей сети и кучи всего остального. Как правило проверяется индивидуально на практике.
Подключение с соблюдением фазировки желательно для собственной уверенности в первую очередь! )))
Надо доверять профессионалам. На сетевой вилке обозначено - "ноль", "фаза", подключать следует соответственно.
Влияет или нет, что мешает один раз правильно подключить и забыть?) В любом случае хуже не будет. У себя подключил все компоненты правильно, пробовал переворачивать вилку удлинителя, в которую подключены все компоненты-звук определенно менялся. Описывать звучание не силен, но становилось определенно хуже
А как вы определили, куда должна приходить фаза на ваших компонентах? И логичней же переворачивать их вилки, а не вилку удлинителя.
В отключеном от аппаратуры сетевом кабеле проверял отверткой-индикатором. У меня все компоненты идут на один общий удлинитель, и чтоб максимально проявить эффект от правильной/неправильной фазировки, я поменял местами фазу и ноль сразу во всех компонентах системы. По отдельности не пробовал
Так может у вас одни компоненты были правильно подключены, а другие нет. Общую вилку перевернули и стало наоборот. Или фазировка важна только для одного компонента?
я проверил фазу во всех компонентах, все сетевые кабели расположил правильно и воткнул в удлинитель с несколькими розетками.Теперь, если перевернуть вилку на удлинителе, то соответственно во всех кабелях фаза и ноль поменяются местами
Я поэтому и спрашиваю, КАК вы проверяли фазу на компонентах???
Можно поступить как советует дедушка ВДХ, найти для каждого аппарата положение вилки при котором напряжение на земле минимально, а потом их подключить
но поскольку важна разница потенциалов на землях, результат может быть не оптимальный. Лучше на слух проверить все возможные сочетания
Воооот! А на слух, для некоторых "неправильное" подключение может звучать лучше чем "правильное")))
Может! Некоторые производители дают возможность "управлять" фазой.
В смысле "дают возможность"? А у кого такой возможности нет?
В прямом. На пульте ДУ кнопка переключения фазы.
Я даже не буду спрашивать как это переключение происходит, но очень бы хотелось взглянуть на такой пульт. Надеюсь речь не о сабвуферах? )))
У меня на ЦАП так можно. Срабатывает реле, как технически не знаю.
У вас ЦАП с пультом??? Что за ЦАП?
PS Audio
И до него ВСЕ мои ЦАП были с пультом ДУ.
Вы мне можете нормально объяснить, каким образом вы меняете сетевую фазировку своего ЦАПа и при помощи КАКОГО пульта? Может я чего то не догоняю?
Комплектный пульт дистанционного управления функциями аппарата. Смена фазировки одна из доступных функций. Чего Вы так удивляетесь? Это не ноу-хау.
Я, если честно, впервые об этом слышу. Наверное я отстал от жизни. А можно хотя бы ссылочку на этот ЦАП? Для общего развития.
Я подозреваю, что у DirectStream DAC кнопка DAC Phase управляет не переключением фазы питающей сети, а это что-то связанное с фазой аудиосигнала, возможно нормализацией левого правого канала по фазе или ещё что-то. У сабвуферов тоже есть настройка фазы аудиосигнала - 0/180 градусов, либо плавная крутилка задания требуемого градуса.
Точно никто бы не стал функцию перетыкания штекера в розетке реализовывать в виде реле с физическим переключением проводников питания L/N, да и ещё в центре пульта дистанционного управления эту кнопку делать. Делать кнопку в центре пульта, которая нужна только при первом подключении аппарата - бред. Я уверен, что в PS audio работают люди в здравом уме.
Я не знаю как это работает, но реле срабатывает в месте подключения сетевого шнура (примерно по звуку щелчка) . Пользуюсь функцией довольно часто, некоторые альбомы лучше играют с "перевернутой" фазой (эффект хорошо слышно). Так что я бы не был так категоричен. И кнопка все же относится к вспомогательным, а не основным.
"Я не знаю как это работает, но реле срабатывает в месте подключения сетевого шнура"
Вы серьезно? У вас сигнализация от машины сработает вы будете с брелоком разбираться? Сигнал же с него пришел)))
Глупое сравнение.
Совершенно в точечку! +
Возможно.
У Cyrus CD 6 пульт универсальный и подходит для всей аппаратуры этого бренда. Меняется абсолютная фаза. Если не в курсе что это такое-почитайте. Я встречал переключатель абсолютной фазы и на дорогих усилителях. А вы знаете, что CD диски могут писаться в фазе и с переворотом на 180 градусов? Вот для этого и существует переключатель фазы.
Все верно, только на довольно дорогой аппаратуре видел такой "бонус".
Думаю вот так все понимают, где должна быть фаза на компонентах.
Если нет земли ( аппарат подключён двумя проводами, розетки без земли) «правильное» положение зависит от индивидуальных особенностей каждого отдельного сетевого трансформатора
Приведённая мной схема не противоречит вашим словам. В разъёме IEC 60320 С14 может не быть контакта земли (у моего Arcam PA240 так). Так же и в вашей розетке контакта земли (заземляющий проводник, PE) может не быть. Это не отменяет того факта, что по стандарту у левого контакта в разъёме фаза, у правого ноль. И соответственно если для этого устройства это важно, то производитель внутри всё правильно разведёт т.е. подключит "правильно" сетевой трансформатор в БП усилителя.
Производитель так и так "всё правильно разведёт" и ему по барабану с какой стороны розетки у вас фаза. Если бы это было так актуально, то тот же производитель как то помечал где фаза, где ноль, как это делают ВСЕГДА для постоянного тока. Мы так скоро дойдем до абсурда, как то... "Раньше моя стиральная машина плохо стирала, но по совету знающих людей я вставил вилку наоборот и произошло чудо!!! Теперь все постиранные вещи сияют белизной и от них еще и ромашками пахнет" или " Вставил вилку по другому и мой ЭЛТ телевизор стал показывать 4К" Это даже не смешно.
Я не спорю с этим. Считаю, что для хорошо спроектированных устройств, это действительно не важно. Либо производители это бы прямо указывали.
Я привёл картинку как ответ на то, как определить где должна быть фаза.
А кто установил что она ТАМ должна быть? Я ж не просто так про ГОСТы упомянул. Каждый производитель делает по своему но не уделяет этому вопросу особого внимания, ибо нет оснований. Но тут вступают в бой маркетологи и начинают впаривать байду про подставки для кабелей, про стойки для АС из сандалового дерева, а на самом деле разводят на бабло. И всё это говорит лишь об одном. Люди разучились или не хотят ДУМАТЬ. Им лучше и удобнее задать вопрос и получить ответ, не вникая в его суть.
И музыку стали слушать не ту что нравится, а ту что посоветовали.
производитель как то помечал где фаза, где ноль Так все производители и помечают. И на вилках, и на ответных гнёздах рифлением на пластмассе указано. Если подключить наоборот, ничего страшного конечно, не произойдёт, но лучше соблюдать. Собственный опыт: когда я подключил системник согласно L и N, разрешение в звуке возросло. Стал изучать схему БП системника, обнаружил - не равнозначно. Повторю снова - надо доверять профессионалам.
Оно бы ему было всё равно если бы половины вторички были идеально одинаковы. А поскольку ничего идеального в природе не существует, особенно моточных изделий…
В общем, я там ниже по течению ссылку поставил, не поленитесь, прочитайте
Ссылку бы на русском еще))
Насчет моточных изделий - в точку. И какие процессы протекают, если начало обмотки (она ближе к сердечнику, например, силового транса) подключить к нулю или фазе? Это, по сути, два разных транса... по параметрам...
Не противоречит. Но дело в том что в вашем случае стандартное подключение не гарантирует наилучшего результата. Если бы половинки вторички сетевого трансформатора были идеально симметричны тогда вообще не имело бы значения с какой стороны фаза. Но поскольку мы имеем дело с реальным моточным изделием
Увы, даже при идеальном равенстве вторичек это не гарантирует результат. Поворот фазы всё равно работает, правда с меньшей заметностью. Есть ещё несимметричная первичка.
Из собственного опыта: в наушниковом транзисторном усилителе, для двуполярного питания используется одна обычная обмотка, без среднего вывода. Она по очереди работает и на плюс, и на минус.
Переворот сетевой вилки (как и замена на высококачественный, сетевого кабеля) в данном случае (в головных телефонах) хорошо заметен. Несмотря на избыточность по мощности питающего тороида (300 Вт) и применение электролитов производства США с пятикратным увеличением по ёмкости свыше номинального. Хотя эти меры радикальным образом влияют на звучание в лучшую сторону.
Читал про балансную схемотехнику для наушниковых усилителей (до и для мощников тоже). Влияние источника питания ослабляется за счет балансной схемотехники. Тем не менее, от влияния транса (источника питания) уйти полностью, думаю, не удастся...
Забыл добавить, в чудеса верю только те, что могут происходить внутри "Я" человека, в его душе. Также, как верю, что добро победит зло.
Давно ещё пробовал делать пассивный балансный выход с ЦАПа своего CD проигрывателя на пермаллое, с одновременным симметрированием входа лампового УНЧ. Мне не подошло, слишком воздушно и тонко.
Из собственного опыта: источник питания - половина, никак не меньше для звука любого устройства аудио. Также ИП не обязан обладать какими то особыми звуковыми особенностями, чуть ли не эзотерического свойства. Играют роль обычные электротехнические параметры.
А как интерпретировать данные с такой вилки? Тут фаза также справа?
Да, фаза должна быть справа. Обычно контакты подписаны буквами N и L на обратном штекере (IEC 60320 C13), который в усилитель втыкается. Соответственно можете прозвонить и проверить. Тут N в кружке и куча других абревиатур - это просто перечисление каких-то стандартов/сертификаций.
Обычно так надписи выглядят:
кто помнит, откуда иллюстрация? ;-)
🤣🤙🏻
Собрал все сведения о контактах в одну картинку:
А как вы найдёте правильное положение здесь
Насколько я понимаю, у этих разъёмов нет стандарта на положение фазы и нуля. Соответственно, если производитель выбирает такой разъём, то значит данному устройству точно не важно положение фазы/нуля (или по крайней мере производитель так считает).
У меня такой разъём (второй справа из обведённых) на кассетнике. Там столько всего на пути от дохлых нескольких сотен микровольт воспроизводящей головки до линейного выхода, что похоже действительно, нет никакой разницы.
Научитесь пользоваться тестовой отвёрткой!
Просто замечательно. Соблюдать фазировку согласно рисунков - самое правильное решение. Что там происходит внутри аппарата, об этом позаботился производитель.
+ Вот и я про то же. Это же не ГОСТ. Если бы это было так критично, то наверняка в мануалах было бы давно прописано куда цеплять фазу.
Искал ответ для себя на данный вопрос. При правильном подключении нашел улучшения - весьма тонкие. Причину объяснить не могу.
При правильном подключении всех компонентов сцена становится глубже, певец посредине и чуть выдвинут на слушателя. В общем правильная расстановка музыкантов и певца на сцене.
Например, для аппаратуры Primare положение фазы определенно имеет значение, раз они в комплект к ней кладут индикатор фазы
Имеет, если соединения в системе не балансные и не все устройства подсоединены к земле. Вот здесь подробно описана физика процесса:
https://www.jensen-transformers.com/wp-content/uploads/2014/08/an004.pdf
Звук меняется если даже соединения балансные и есть земля. Не знаю почему.
Сейчас я вопрос на эту тему сделаю
Но там с практикой и поведение фазы в комнате ставит в ступор немного
Надо подходить к ответу на этот вопрос немного философски. Если задуматься для сравнения, например - какова первоначальная причина движения автомобиля с ДВС. Не колёса, поршни и прочее. А энергия и тела существ, миллионы лет созревавших в нефтяном пласте. Так и всё наше звуковое хозяйство включено в длинную цепь - мозг, слух, звуковое поле, акустика и т. д. Последующее проистекает из предыдущего.
Ну если философски... Наука есть двух видов - темная и светлая (в трехмерном мире). Есть познанное, и неизвестное. Одна из них говорит - есть квантовый мир, эфир (посмотрите первоначальный вариант периодической таблицы элементов Менделеева - в последствии 0 группа исчезла. Видимо, с ней и истина), торсионные поля (вращения, всего два вида, как и движение автомобилей - левостороннее и правостороннее)...
Меняя ориентацию вилки в розетке, меняем существенно все электромагнитные процессы, т.е. процессы, часто еще не известные и непонятые, не признанные в официальной науке. К данному моменту. Эти процессы - в основе, далее в начале движения, того, что, типа, называется электрическим током. Степень влияния каждого фактора может быть разная, например - трансформатор в магнитомягком экране (сталь), или нет. Что это такое, дискуссия уже возникала. Так же как и описанные опыты по ориентации вилок в пространстве.
Для себя купил бесконтактную отвертку-индикатор, на светодиоде, ОИ-1 'Navigator'.
Удачи и успехов в научно-философском познании Вселенной, в частности - звука.
Признаю только официальную науку. В своё время, путём умозаключений, пришёл к выводу: эфир - лишняя сущность (бритва Оккамы) в миропостроении. Наш мир существует по квантовому принципу, этого достаточно.
Что касается переворота вилки, все слышимые эффекты - результат процессов, которые остаются в пределах территории обычной электротехники. Был разговор уже.
За пожелания спасибо, но я за полвека своих меломанских и радиолюбительских изысканий, всё что требуется в нашей сфере познал, постиг и перепробовал. Какой, каким образом и из за каких нюансов получается правильный аудиофильский звук - это для меня уже давно не является секретом.
P.S. Учусь до сих пор.
Игорь, давайте разойдемся мирно, как в море корабли. Главное, что мы оба учимся. Видимо, задаём вопросы, на которые у нас (пока) нет ответов - как в этой теме. Каждый из всех нас имеет право прибегнуть, или нет, к бритве Оккама, или к ... рубить Гордиевые узлы...
Есть аудиофильский опыт - и это уже хорошо. Ну, у меня не очень много. Но есть и другой опыт.
Удачи и успехов, здоровья! Берегите себя! И душевной музыки!
"Взаимная фазировка компонентов. Личные наблюдения"
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.