Если вы прогуляетесь по одной из выставок аудиофильской/потребительской техники, например, по CEDIA, CES или Munich High End, вы увидите ошеломляющее количество AV-компонентов, цены на которые приемлемы лишь для сотой доли одного процента покупателей. ЦАПы за 10 000 долларов, предусилители за 20 000 и усилители за 30 000 — большинство потребителей не могут позволить себе такие продукты, даже если выиграют лотерею Powerball. На рынке все чаще появляются устройства, стоимость которых выражается в пятизначных и даже шестизначных числах. Успехов тем, кто может купить себе такую роскошь, но возникает вопрос: какой должна быть адекватная цена на высококлассное AV-оборудование для тех, кто живет в реальном мире?
Начнем с того, что бюджеты у всех разные, как и финансовые ситуации. Ничего плохого в этом нет. Некоторые без проблем могли бы позволить себе приобрести компоненты по 10 000 долларов, но они не видят смысла в этом, так как не понимают ценности такого дорогого продукта (если, конечно, эта ценность вообще существует). С другой стороны, некоторые покупатели-новички стремятся покупать продукты, закрывая глаза на ценник. И многие из них покупают товары так, будто бы цена действительно ничего не значит. Особенно это распространено в США, где перепродажа потребительских кредитов между банками стала обычным делом. Купить по кредитке с годовой процентной ставкой 16,9% что-то за 10 000 долларов — это явно не лучшая идея. Оборудование будет дорожать с каждой новой выпиской по счету, хотя реальная цена приобретения — со временем снижаться. Любителям техники с ограниченным бюджетом очень важно ответственно относиться к инвестициям в свои системы.
Прежде чем мы начнем разбирать понятие «адекватной цены» для AV-техники, давайте поговорим о том, почему некоторые бренды стоят намного дороже других. Ограниченная доступность — вот один из факторов, который поднимает стоимость аудиофильского оборудования. Проще говоря, большинство High-End-компаний выпускают топовые новейшие компоненты небольшими партиями. В США осталось не так много фирм, продающих традиционную аудиофильскую технику. Их постоянные клиенты, родившиеся в период послевоенного демографического взрыва, стали старше — им уже почти по 70 лет. Соответственно, и покупать они стали намного меньше, чем раньше, хотя именно этого и стоило ожидать.
Азия и другие зарубежные рынки помогают развиваться High-End-индустрии: спрос высок в Гонконге, Сингапуре, России, Южной Африке и Германии. Оплаченные предзаказы позволяют производителям выпускать эту дорогущую технику партиями. Как и в винной индустрии, ценообразование многих аудиофильских продуктов зависит от небольшого масштаба производства. Если в какой-то местности винограда мало, а спрос на вино из него высок, то цена неизбежно вырастет. Говоря об аудиооборудовании, нужно учитывать сложнодоступность компонентов для сборки, а также саму работу, инжиниринг, маркетинг, дистрибуцию и (самое важное) большие наценки продавцов. Все это сказывается на конечной стоимости редкой техники.
Итак, какой должна быть цена на хороший AV-продукт? Если посмотреть на рынок со стороны, многие согласятся, что той самой ценовой точкой будут 5000 долларов за компонент. Это не значит, что нужно начинать с системы, где каждый компонент стоит 5000 долларов. Отнеситесь к этому как к долгосрочной цели — планке, достигнув которую, вы будете уверены, что все составляющие вашей системы безупречны.
Потратив 5000 долларов на телевизор, вы получите новейший OLED или топовый LED/LCD-телевизор с диагональю 65 дюймов. Даже немного останется на оплату услуг специалиста, который откалибрует телевизор по стандартам ISF или SMPTE. Если потратить еще немного денег, то вы получите экран побольше, но необязательно качественнее. В этом году на выставке CEDIA компания Sony показала первый в мире проектор с нативным 4K за эти самые магические 5000 долларов — публика была в восторге. Добавьте к этой штуке хороший экран, и вы получите настоящий кинотеатр с изображением 4K, размеры которого зависят лишь от вашей комнаты.
Когда речь заходит об источниках, потратить больше 5000 на одно устройство сложно. Если вы все еще используете диски, как я иногда, то новый UHD-плеер Oppo обойдется в десятую часть от нашей ценовой точки. Аудиофильская версия, оборудованная навороченным ЦАПом и продвинутым блоком питания, стоит чуть больше 1000 долларов. Даже самая-самая крутая универсальная система вроде Naim Uniti Atom стоит дешевле 5000 долларов. Цены на современные видеоплееры, USB-донглы и всякие приставки варьируются от 39 до 199 долларов, а многие из них уже поддерживают 4K. Если уж вам действительно нужен образцовый AV-источник, то пусть за 5000 это будет 4K-медиасервер Kaleidescape Strato c шестью терабайтами памяти и онлайн-магазином фильмов Kaleidescape Movie Store в Full HD или UHD. Это вершина? И не сомневайтесь. Если у вас есть пять штук на такой источник, то вам не будет равных.
С AV-электроникой опасно иметь дело в том смысле, что все постоянно меняется: стандарты, форматы, кодеки. Например, какой-нибудь HDMI версии 19.6 с каким-нибудь HDCP 22.5.7 (или что там у нас сегодня?). То же самое со звуковыми форматами — Dolby Atmos, DTS:X или Auro-3D. Техника всегда развивается. Стоит только купить себе что-то, как тут же потребуется апгрейд. На сегодняшний день стандартный AV-ресивер с последней версией HDMI и поддержкой объектно-ориентированного звука обойдется намного дешевле 5000 долларов.
С предусилителями-процессорами, которым отдают предпочтение любители хорошего звука, немного посложнее. Большие производители вроде Marantz предлагают отличные AV-процессоры для объемного звука стоимостью ниже выбранной нами точки. Однако небольшим компаниям тяжело держаться на том же уровне из-за дорогих чипсетов и лицензий. Добавим сюда новую технологию коррекции акустики помещения, и можно будет весь бюджет потратить на один лишь AV-предусилитель. Такое может произойти, если вы не очень осторожны, а вы должны быть осторожны. Некоторые аудиофилы предпочитают хорошие AV-ресиверы, подключая их к мощным высококлассным усилителям. Так вы получите больше возможностей в плане расширения системы и совместимости с различными форматами, а также этот способ позволит сэкономить деньги на апгрейды в будущем.
Как бы это ни было удивительно, сегодня самым важным компонентом аудиосистемы остаются колонки. Совершенно необязательно тратить 5000 долларов на фронтальную акустику, чтобы добиться классного звучания. Однако если есть такая возможность, то настоящее удовольствие вам обеспечено. Разумеется, можете потратить на колонки и больше, но нужно осознание того, за что вы платите. Если речь идет о сумме свыше 5000, то здесь вы платите за отделку, продвинутые компоненты, качественную сборку и общий престиж, но не всегда за более качественное звучание. Я говорю все это, потому что недавно купил пару колонок Focal Sopra №2 за 14 000 долларов. Не смог устоять перед их французским дизайном и отделкой, а также потрясающим качеством и великолепным белым покрытием. Кроме того, мне предложили хорошую цену.
Но вернемся к нашей теме. Пара колонок стоимостью 5000 долларов (или меньше) обеспечит великолепный звук, будь это стереосистема или сумасшедшая конфигурация вроде 11.2.4 (или больше). На рынке имеется весьма серьезная потолочная и внутристенная акустика, соответствующая аудиофильским и киношным стандартам. Такие компании, как Definitive Technology, Klipsch и Focal выпускают суперкрутые колонки c модулями, направленными в потолок: вы получаете комплект фронтальной акустики, сразу готовый для объектно-ориентированного формата. Такие системы представляют собой традиционные колонки для стерео с дополнительными драйверами сверху, направляющими звук в потолок для последующего отражения. Звучание удивляет, даже когда подобная акустика задействована в относительно скромном ДК.
Сабвуферы, без которых не обойтись киноманам и аудиофилам, производятся чаще всего не в США. Эти системы сегодня выпускаются в компактных корпусах, но с мощным звуком. Цены на сабвуферы сравнительно невысоки. Современная низкочастотная акустика отличается хорошими комплектующими, красивой отделкой с использованием древесины и лакокрасочного покрытия, а также в комплекте с сабвуферами идут специальные программы для настройки звучания под помещение. Все это дает глубокий, мощный и всеобъемлющий бас стоимостью гораздо ниже 5000 долларов. Да что тут говорить, за такие деньги реально купить столько сабвуферов, что можно будет ждать выселения из дома или предупредительного звонка из Калифорнийского технологического института, который исследует землетрясения.
Удовольствие заключается не только в том, чтобы купить ДК-комплект или систему класса High End, но и в последующем апгрейде. Такой подход часто подразумевает автоматизацию. Наших 5000 долларов вполне хватит для контроллера от Control4, Savant или даже Crestron. Все зависит от вашей системы и площади жилья. Организовать систему автоматизации для всего дома за такие деньги, скорее всего, не выйдет. Однако автоматизировать одно помещение получится (включая освещение, шторы и кондиционирование).
Вложив еще 5000 долларов, вы получите рэковую стойку с отсеками для всего оборудования, охлаждением, блоком питания и IP-управлением. Этих денег хватит и на заказной деревянный AV-кабинет на колесиках от местного столяра. Такое решение позволит разместить технику аккуратно и надежно. Помимо этого, 5000 долларов будет достаточно для полной акустической подготовки комнаты. Даже за меньшую стоимость многие компании согласятся спроектировать для вас идеально подготовленное помещение. Акустическая обработка может оказаться самым значимым апгрейдом из всех возможных.
Наконец, никогда никому не позволяйте стыдить вас из-за стоимости вашей AV-системы. Вкладывайте столько, сколько можете и когда можете. Мечтайте о топовых устройствах так, как мечтали о Lamborghini Countach на плакате, который висел на стене в вашей детской спальне. Если вы не в состоянии приобрести редкие дорогие компоненты, о которых мы тут пишем, не переживайте из-за этого. Даже если ценовая точка в 5000 долларов для вас высока — все хорошо. Помните, я не указываю вам, сколько денег тратить. Я лишь пытаюсь объяснить, что лишние траты чаще всего не оправданы, если вам важно лишь качество звука и изображения.
Самое интересное — это путешествовать в мире AV-техники. Оборудование и технологии продолжат меняться. Наше хобби тем и увлекает, что постоянно что-то меняется. Очень важно ничего не пропускать, что-то обновлять и настраивать. Это касается и медиасервера Kaleidescape за 4500 долларов, и донгла Roku за 39 долларов. Все эти устройства — часть процесса.
А какая у вас магическая ценовая точка? Пишите в комментариях о ваших планах касательно будущих приобретений и апгрейдов системы. Что бы вы купили, если бы получили пожертвование 5000 долларов от специального фонда содействия развитию AV-развлечений?
(В России цены могут отличаться)
Оригинал: What is the Magic Price Point for Top-Performing AV Components?