Подбор внутриканальных наушников — процесс максимально персонализированный. Бывает так, что мелкие, но раздражающие детали удерживают от покупки модели, которая по всем параметрам казалась подходящей. То посадка в ухе некомфортна, то провод торчит не под тем углом, а иногда какие-то мелкие нюансы в звучании режут слух. Одним словом, сложно найти модель, которая идеально подходила бы по всем параметрам сразу.
Но разработчики не сдаются. Вот, например, инженеры JVC разработали наушники HA-FD01, которые имеют максимальные шансы идеально подойти большому количеству пользователей. При этом никакой идеальной формулы они не нашли — все вопросы решили технологическим путем.
Технологии, материалы и теория
Начать знакомство с моделью имеет смысл с общих понятий. Не так давно на Stereo.ru вышел тест флагманских внутриканальных наушников JVC HA-FW10000. Они отличались от всех прочих тем, что имели динамик с деревянным диффузором, а также корпуса, изготовленные из натурального дерева.
Модель HA-FW10000 — флагман линейки Wood, а наушники HA-FD01, о которых пойдет речь сегодня, возглавляют серию JVC под названием Solidedge. Если отметка Wood говорит о том, что перед нами наушники с деревянными диффузорами и деревянными же корпусами, то Solidedge — это намек на то, что дерева в конструкции искать не стоит, но зато там будет много разных металлов, карбон и прочие высокотехнологичные штучки.
Основа модели HA-FD01 — это 11-мм динамик с диафрагмой, покрытой двумя слоями карбона. Ее наружный слой создан по специальной технологии DLC, название которой расшифровывается как «алмазоподобный углерод» (Diamond-like Carbon). По происхождению этот материал является углеродом, но его молекулы выстроены таким образом, что механические свойства максимально близки к алмазу.
В конструкции диффузора такое покрытие, нанесенное поверх обычного карбонового, создает специфический сэндвич, слои которого имеют разную плотность и разную степень внутреннего демпфирования.
Это значит, что собственных резонансов у такого динамика будет меньше, чем у обычного. Кроме того, твердый наружный слой позволяет добиться отличной переходной характеристики, так что звук будет предельно точным: и на макро-уровне, и в мелких деталях.
Тут невольно напрашивается сравнение с фирменными деревянными динамиками из серии Wood. Ведь в их конструкции инженеры JVC достигали схожих целей и схожими средствами, но наружное покрытие диффузора было не алмазоподобным, а деревянным.
Возвращаясь к теоретической базе, вспомним, что одни материалы — например, металлы и сплавы — имеют хорошую переходную характеристику, но склонны к резонансам, а другие — например, бумага и дерево — обладают отличным внутренним демпфированием, но не могут похвастать идеально чистым и сфокусированным звуком.
Слоистые конструкции — те самые «сэндвичи» — помогают объединить полезные свойства разных материалов и победить резонансы, но при этом за характер звучания в такой конструкции отвечает главным образом наружный слой. Вот и получается, что флагман серии Wood демонстрирует лучшие качества деревянного покрытия без свойственных ему недостатков, а в модели HA-FD01 должен максимально раскрыться характер карбонового динамика, но опять же — без свойственных этому материалу проблем.
Корпуса наушников HA-FD01 изготовлены из нержавеющей стали, что подчеркивает принадлежность модели к направлению хайтек. Тем не менее общие элементы конструкции с серией Wood тоже имеются.
Например, для минимизации окрашивания звука внутри корпуса наушников размещаются выпуклые точки-рассеиватели Spiral Dot, а внутри фирменных насадок-амбушюров по той же схеме распределены вмятины Spiral Dot+, сглаживающие воздушный поток и предотвращающие возникновение турбулентности. Еще один знакомый элемент — титановый корпус динамика с интегрированной в конструкцию акустической линзой.
Наушники HA-FD01 имеют типовые разъемы подключения MMCX, что в первую очередь порадует любителей балансной коммутации, а также всех, кто пытается «отшлифовать» звук путем перебора кабелей. Штатный же кабель сам по себе исключительно хорош. Он имеет токопроводящие жилы из бескислородной меди и прочную оболочку с мягким, приятным на ощупь покрытием, не дающим выраженного микрофонного эффекта.
Традиционно для старших моделей JVC, от разъема до разъема идут отдельные проводники без каких-либо разветвлений земли и других паек на пути. Одним словом, тема замены кабеля с одной стороны соблазнительна, а с другой — имеет неочевидные перспективы: кабель получше придется еще поискать.
Яйцо, бумага и кабель
Что объединяет куриное яйцо, рулон туалетной бумаги и кабель для наушников? Один простой факт: люди никак не могут определиться, как лучше пользоваться этими предметами. Яйцо надо разбивать с тупого конца или с острого? Рулон вешать бумагой к стене или наружу? Кабель из внутриканальных наушников должен свисать вниз или убираться за ухо? Яично-бумажную тему, пожалуй, оставим за скобками — мы же тут про аудиотехнику говорим. И перейдем сразу к наушникам.
Встречались мне модели, у которых кабельный разъем находился под таким углом, что сам кабель можно было или развернуть вниз, или отправить за ухо. Идея неплохая и вполне рабочая при грамотном использовании — когда угол постановки кабельного разъема в корпусе не заставляет кабель странно торчать в сторону или упираться в ушную раковину при одном из вариантов ношения.
Но все это не более чем детские поделки по сравнению с тем, как сделаны наушники JVC HA-FD01. Подход японских инженеров поистине гениален! Сопряжение фронтальной части наушника, на которой установлен звуковод, и остальной части корпуса является подвижным, и эти элементы без каких-либо ограничений вращаются на 360° друг относительно друга.
Таким образом пользователь сначала выбирает удобное положение наушника в ухе, а потом имеет возможность повернуть основную часть корпуса целиком, чтобы теперь уже удобно уложить кабель: вниз, вверх — да в общем-то как угодно.
Учитывая, что уши у всех нас разные, некоего «идеального угла» для верхнего и нижнего положения кабеля не существует. А в случае с JVC HA-FD01 каждый пользователь подберет удобное для себя расположение кабеля. Мне, кстати, больше подошел вариант с кабелем, выведенным за ухо — благодаря этому сами наушники в ушах располагаются комфортнее и не смещаются при движении головой.
Не лишним будет упомянуть наличие в комплекте пяти пар фирменных насадок-амбушюров. Благодаря доступности промежуточных размеров S/M и M/L подобрать насадки можно максимально точно, что существенно влияет не только на качество и количество баса, но и на степень комфорта при длительном использовании.
Медные трубы и не только
Характер звучания наушников HA-FD01 в целом напомнил мне студийные мониторы со всеми присущими им особенностями. Бас очень собранный, четкий, но не доминирующий, не изображающий «большой звук», как это делает большинство наушников. Середина максимально сфокусированная и детализированная, верхняя середина акцентирована, как нередко делают в студийной технике. От этого она временами перетягивает внимание на себя.
Но главное — во всем диапазоне частот звук максимально прозрачный, открытый, чистый и полный мельчайших деталей. Именно эта способность раскрывать тончайшие оттенки и микронюансы записей отличает HA-FD01 от основной массы наушников с карбоновыми динамиками.
Такую способность отображать детали записей, когда даже разница между форматами 16/44,1 и 24/44,1 ощущается с первых нот как изменение в полноте передачи тембров, способно обеспечить не так уж много наушников в целом и моделей с карбоновыми драйверами в частности.
Что же касается верхних частот, у модели HA-FD01 может быть три разных характера звучания этой части диапазона — потому что на вращающемся корпусе кастомизация не заканчивается. Трубка звуковода от динамика до амбушюра является сменной, и в комплект входит три разных версии: бронзовая, стальная и титановая.
Отличие между звуководами сводится исключительно к материалу, из которого они изготовлены. Никаких специальных акустических фильтров в сменных звуководах нет, и защитная сетка у всех одинаковая, однако характер звука меняется ощутимо.
Стальные, отмеченные белым уплотнителем, наиболее нейтральны с точки зрения влияния на звук. Верхние частоты и верхняя середина получаются абсолютно ясными, сфокусированными и воздушными.
Титановые звуководы — с синим уплотнителем — делают верхнюю часть дипазона более яркой, острой и звонкой, а бронзовые — с красным уплотнителем — напротив, смягчают верх, делая звук более теплым и менее воздушным, смещая акцент на открыто и свободно звучащие средние частоты.
Все это, конечно, оттенки, но относятся они к той части частотного диапазона, которая заметно влияет и на восприятие звука в целом, и на то, насколько комфортным или резким он ощущается. С этой точки зрения инициативу инженеров JVC можно всячески приветствовать и ставить в пример всем остальным.
В заключение необходимо разобраться — как же применить все эти чудеса технологий. Как любая другая модель наушников или акустики, имеющая нейтральный тональный баланс, HA-FD01 справляется с совершенно разными музыкальными жанрами. При этом высокое разрешение делает звучание любой музыки совершенно не скучным — даже в самой простой музыке можно открыть для себя что-то новое.
Тем не менее, есть музыкальные направления, прослушивание которых эти наушники делают особенно интересным и увлекательным. К ним я бы отнес всю сложную и интеллектуальную музыку: фри-джаз и в принципе любые импровизационные направления, прогрессив-рок и прогрессив-метал, арт-рок, электронную музыка, классику — как оперу, так и симфоническую, качественные живые записи.
Все желательно в высоком разрешении: не обязательно DSD, но хотя бы PCM 24/48. Одним словом, те жанры, которые оказываются не по зубам технике с более простым или более окрашенным звучанием.
Вышесказанное касается использования наушников «как есть», без эквализации и со стальным звуководом — а дальше начинается вкусовщина. С помощью эквалайзера можно подкрасить звук по своему усмотрению, и HA-FD01 на удивление благосклонно реагируют на подобные манипуляции. Приспособить эту модель к прослушиванию рока или танцевальной электроники не составит труда, при этом роста искажений в процессе не наблюдается.
Измерения
Частотная характеристика линейна в основной части диапазона, что обеспечивает превосходную разборчивость баса и середины, а также облегчает процесс эквализации, если пользователь решит им воспользоваться.
Умеренный прогиб АЧХ в области 1–4 кГц смягчает звучание средних. ВЧ-диапазон не идеален на первый взгляд, однако резонансный провал в районе 6–12 кГц не так экстремален, как у многих других моделей, а ближе к 20 кГц уровень поднимается до уровня средней линии.
Использование трех разных звуководов дает отличия в характере звука не только заметные на слух, но также отображаемые на графиках. Разница ощущается в оттенках — и на АЧХ она также заметна в виде небольших отклонений на участке выше 3,5 кГц.
График искажений исключительно хорош на всей протяженности. От 25 до 10 000 Гц он фактически не поднимается выше 0,5%, а в чуть более узком и по сути основном диапазоне 100–2 000 Гц он лежит в коридоре 0,1–0,2% — и это превосходный результат.
Несколько смущает подъем искажений в районе 3 500 Гц, но он, во-первых, не превышает отметки 0,5%, а, во-вторых, совпадает с пиком схожей формы на АЧХ наушников. В целом результат отличный — особенно для своей ценовой категории.
Итог
JVC HA-FD01 — это три варианта звука и два варианта размещения кабеля, что фактически объединяет свойства сразу шести моделей. Добавим к этому возможность замены кабеля — и получим практически уникальный потенциал для кастомизации. Дополняет эти достоинства исключительно чистый, детальный и точный звук, способный раскрыть самую сложную музыку.
И в итоге HA-FD01 способны удовлетворить весьма требовательных пользователей из совершенно разных групп. Они подойдут тем, кто любит подстроить звучание согласно собственным предпочтениям, и тем, кто просто ищет максимально чистый, ровный и детальный звук.
Эту модель можно использовать и для прослушивания музыки, и для профессионального мониторинга — а тот, кто никак не мог определиться, куда же стоит направить кабель, сможет проверить на себе оба варианта, не меняя наушники.
ровная АЧХ, низкий уровень искажений, возможность коррекции верхних частот, вариативность способа ношения
для своих размеров наушники достаточно тяжелы, а цветовое оформление безальтернативно
24 990 рублей
Излучатель: динамический, 11 мм диффузор с двойным карбоновым покрытием
Диапазон частот: 8–52 000 Гц
Импеданс: 16 Ом
Чувствительность: 103 дБ
Максимальная мощность: 200 мВт
Кабель: OFC с разъемами ММСХ
Масса: 20 г