Что такое HD-винил и действительно ли он так хорош [перевод]

Что такое HD-винил и действительно ли он так хорош [перевод]

Новость о том, что так называемый HD-винил будет доступен уже в 2019 году, многих взбудоражила, однако о принципах работы технологии было сказано не так уж много. И совершенно точно этот винил не так прост, как кажется.

Еще в 2016 году мы рассказывали об австрийской компании Rebeat Innovation, подавшей заявку на патент «Винил высокого разрешения». Спустя два года компания получила финансирование в размере 4,8 млн долларов США на разработку технологии, которая, как утверждает основатель компании Гюнтер Лойбл (Günter Loibl), «по максимуму заменит традиционное производство пластинок». И ясно, что такое серьезное заявление необходимо рассмотреть со всех сторон.

Новой информации появилось не намного больше, чем два года назад. В пресс-релизе HD-винила обещаны «невероятно возросшие по сравнению с традиционным винилом качество, срок жизни и точность», также планируется увеличить громкость и емкость пластинок на 30%.

«Вместо традиционной технологии нанесения дорожек HD-винил использует трехмерную топографическую модель и лазерную гравировку», что исключает необходимость электролиза.

Разработчики утверждают, что HD-винил будет полностью обратно совместим с классическим, и уже существующие вертушки справятся с ним без проблем

«В результате матрицу создать намного проще, живет она дольше и на экологию влияет значительно меньше», — описывают его преимущества разработчики с учетом того, что фабрики смогут отказаться от производства, где на шаблонах наращивают никель в гальванических ваннах.

Хоть название «HD-винил» и звучит громко, в первую очередь стоит отметить, что процесс трехмерного моделирования и лазерной гравировки относится к созданию матрицы, а не самой пластинки. Заявляя, что «технология будет полностью обратно совместимой», Rebeat, вероятно, имеет в виду, что HD-винил можно будет не только воспроизводить на обычных проигрывателях, но и печатать на существующих производственных мощностях по тиражированию пластинок.

Так как же их все-таки будут создавать? Лойбл объясняет, что это будет процесс выжигания дорожек лазером на неназванном пока керамическом материале, который в отличие от никелевых матриц не подвержен деградации. «У керамики перед никелем огромное преимущество: нет химической реакции с ПВХ. Молекулы никелевого шаблона постепенно исчезают с его поверхности с каждым последующим созданным диском — это основная причина деградации».

У никелевых матриц срок эксплуатации составляет примерно 1 000 пластинок, а Лойбл заявляет, что с керамическим шаблоном десятитысячная пластинка будет точно такой же, как и самая первая. Неясно только, как новую технологию удастся интегрировать в существующие станки: никель в прессах используется из-за особого коэффициента податливости. Матрицам придется выдерживать до 90 тонн давления каждый раз при создании пластинки.

Дорожки на матрице гравируются лазером на основе трехмерной модели

Лойбл также надеется, что новые матрицы продлят жизнь самим пластинкам: трехмерное моделирование, судя по всему, избавит дорожки от тангенциальных деформаций и радиальных искажений. Новые шаблоны создадут «дорожки с постоянной формой».

«Возможно, производители картриджей смогут создать иглы, идеально подходящие по форме дорожкам HD-винила — такие, которые касаются поверхности дорожек целиком, а не только в двух точках справа и слева. Эти иглы значительно снизят износ пластинок».

Благодаря «постоянному профилю дорожки» можно будет использовать иглу, которая соприкасается с дорожкой целиком, а не только в двух точках

Во многом проект HD-винила поднимает вопросы, которые ставят под сомнение дату выхода первой партии дисков — 2019 год.

Именно скорость интеграции технологии повлияет на то, насколько HD-винил сможет удовлетворить спрос фабрик. Сейчас фабрика с шестью станками выдает 4 000 матриц в год, большие европейские заводы — в пять раз больше. По заверениям Rebeat, один их станок стоимостью в 600 000 долларов будет в первый год работы выдавать 700 матриц, а в следующий — в четыре раза больше. Если HD-винил и заменит традиционный, уйдет у него на это несколько лет.

И что насчет заявлений о более высокой громкости и емкости дисков? «Мы знаем конкретную амплитуду в конкретный момент времени на шаблоне, поскольку создаем трехмерную модель дорожек, и поэтому можем оптимизировать расстояние между ними, — объясняет Лойбл. — За счет этого мы также можем использовать освободившееся пространство для увеличения громкости, не компрессируя при этом динамику сигнала». Неясно только, почему большая громкость и большая длительность причисляются к преимуществам, особенно когда другие форматы, вроде потокового аудио, позволяют проигрывать музыку сколь угодно долго на любой громкости.

Что же в итоге от этого формата получит простой покупатель, и будет ли HD-винил для него дороже по сравнению с традиционным? «Покупатель получит HD-винил практически за ту же сумму, что и обычный, но при этом лучшее качество, поможет сохранить окружающую среду и даже сможет воспроизвести его на уже имеющейся дома вертушке».

Фраза «практически за ту же сумму» должна вызвать подозрения у тех, кто считает, что существующие пластинки и так слишком дороги, но следует учитывать и стоимость для самих лейблов и исполнителей. Для инди-исполнителей, еле сводящих концы с концами уже сейчас, даже малейшее увеличение стоимости производства переведет HD-винил в разряд премиальных продуктов.

Керамический шаблон, как утверждают разработчики, будет жить дольше и обеспечит постоянство качества копий

Существует и более важный вопрос, который не затрагивает принципы работы: а зачем он вообще нужен? Конечно, одним из наиболее привлекательных аспектов станет потенциальный отказ от использования химии в процессе производства и сопутствующие этому экологические преимущества. Но стоит оглянуться и спросить: а разве высокое разрешение — то, чего стоит ждать от пластинки? «Все, даже люди с неидеальным слухом, сразу же почуют разницу», — заявляют разработчики. И разница, возможно, будет сопоставима с HD-разрешением, убивающим шарм картинки старых кинолент. Разве олдскульный характер винила — это не самая важная его особенность наряду со способностью доносить звук до самых глубин человеческой души?

Оригинал: The rest is surface noise: What is HD Vinyl and is it really a good idea?

75.8 дБ +

Комментарии

#

"Неясно только, почему большая громкость и большая длительность причисляются к преимуществам" Большая громкость поможет уменьшить слышимость механического трения иглы о поверхность пластинки.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

это лазейка для записей с сильной обработкой максимайзером

собственно то, за что не любят цифровые издания

- 56.02 дБ +
#

Может быть , но и сейчас на пластинках 70-80 годов можно услышать разный уровень громкости. Некоторые звучат как раз на 30% громче ( а к некоторым пластинкам фирмы Мелодия, по ощущениям в 2 раза) , зачастую качество у этих пластинок очень хорошее и звук механического трения иглы нивелируется. Раньше был ещё такой вариант -

DMM ( директ метал мастеринг ) Нарезка на медный диск вместо лакового.


- 50 дБ +
⇡ в ответ @NewArtVinyl #

собственный шум виниловой массы не зависит напрямую от громкости мастера

по поводу DMM разные мнения - там другой заход торца нарезки и потому картриджи начинают давать больше сибилянтов

- 53.01 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Я имел в виду,на фоне большей громкости механический шум трения иглы, щелчки и тд. , меньше заметны. По поводу сибилянтов поживем- услышим как новый вариант матрицы будет играть.

Шум винилового мастера ,это отдельная тема.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

DMM вообще технология странная... вернее как идея она хороша... нарезать сразу на диск и штамповать минуя кучу переходных процессов... но вот на звук... все таки резцу приходится с металлом воевать а не с мягким парафином... и это приводит к некоторым фирменным звучаниям на вч... у меня есть несоклько винилов по этой технлогии сделанных... верх там ярче чище шикарнее но вот одна незадача... тут попались примеры звучания разных технологий у одной бюджетной которы котора по тыще р готова штучно винил писать... так вот контора работает строго с файлами в формате 44кгц 16бит... никаких хай резов в упор не признает... винилрекодерщики блин... но суть не в этом... ихние примеры это записть в этих же 44/16 с винила который они сами же и сделали... и вот момент с верхом... он все равно на DMM звучит с таким же характером... и я так вслушиваюсь... такое ощущие что как на металлических пищалках в колонках баксов за 700 в начале века... он звучит своим металлом а не тем что на записи... разве что у резца звук на слух приятнее получается... как у вас информация на эту тему?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

не понял в чем вопрос

да, не секрет, что для пластинок не используются хайрез, при накатке матрицы там фильтруется сигнал от любого ультразвука

dmm не dmm, а звук готовой грампластинки все равно получится немножко другой, чем у оригинального мастер-файла

причина в механизме звукоизвлечения этого носителя, он становится самостоятельным "щипковым инструментом" со своими гармониками и обертонами

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

ну про ультра звук и зачем нужно больше чем в 2 раза частоту дискретизации выбирать это теорема Найквиста-Шеннона расскажет лучше меня... не путать с теоремой Найквиста... эта двухфамильная теорема на 12 лет позже написана чем однофамильная... Найквист же не из ума выжил в 30 с копейками чтобы просто так второй раз изобретать велосипед...


я сейчас от том что при записи одного и то же файла разными методами и классическим и дмм и при последующем воспроизведении на вч у дмм свой особый звук... который никуда не теряется даже после оцифровки с цд качеством... вот только не понятно что это за звук... сколько в нем достоверного сигнала а сколько он сам "нашуршал" своим удачно совпавшим с человечким восприятием звучанием?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

а на счет самостоятельного щипкового... фраза конечно красивая... но все таки в 90х пилили винил который один в один как цд звучит... да и сейчас взять тот же релиз КИНО Звезда по имени солнце на виниле... от 2013го кажется года... так там тоже цифра цифрой... и честно говоря такого прям ощущения своих призвуков не наблюдается... что цд что винил... почти одинаково звучат... разница лишь в ачх трактов...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

правильно, потому что в начале 90х CD-издания еще не компрессировались под завязку максимайзером громкости, как это делается последние двадцать лет.

И если там в 90-х в обоих случаях источником для реплицирования была DAT-кассета и с к виниловому мастеру не применялась какая-то особая эквализация, то на виниловом тракте без отсебятины такая пластинка и не должна была как-то принципиально "отличаться" от CD

- 50 дБ +
#

Все студийные мастер записи для винила обрабатываются компрессором (динамический диапазон становится 40 дБ с кепкой), дабы среднестатистическая игла не слетала с дорожки;))))))))))) При этом звук уплотняется: тихий звучит громче, бас упругее, верхи звонче. За это и любит народ винил))) Хотя криворуких пластинок наштамповано немерено.

- 50 дБ +

Есть физические особенности записи на винил, тут деваться некуда. Универсального носителя нету. У каждой страны где издается винил , свое видение на запись. Ваш вариант ближе к японскому винилу.

- 50 дБ +

Да у каждого лэйбла свой вкус и цвет! Сменился хозяин - жди перемен видения;)))

Размашистее 48 дБ на НЧ шибко рисково штамповать. Даже расширение зигзагов дорожек за счёт укорачивания времени записи на сторону не спасает.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

подождите... ведь чисто теоретически звукорежиссеры в студиях сводя запись изначально должны были ее по дд сводить под тот носитель на котором будет тираж... я всегда думал что именно это и привело к тому что при выходе цд понадобилось делать ремастеры под возможности нового носителя... разве не так? чувсютвую опасную тему поднял... сейчас будет жарко...

- 50 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

Обычно сводят в том же формате, что и пишут. Потом начинают лепить версии для радио, для винила и т.д.

Ремастеры - отдельная история. Берут старые ленты, сигнал пропускают через кучу улучшайзеров (в том числе аналоговых), цифруют поканально, после чего сводят, получая ремастер, из которого лепят любой нужный формат. Но кто-то сначала цифрует поканально и улучшает всё уже сугубо в цифре - тут кто во что горазд.

- 50 дБ +
#

Источником для HD-винила, наверняка, будет цифра, а значит, качество старого доцифрового винила останется недосягаемым.

- 50 дБ +

Качество доцифрового винила было очень разным!!!

Например, вкусно звучащий альбом FleetwoodMac "Rumours" записывался на ленту в частотной модуляции с расширителями динамического диапазона - это уже не direct. Качество звучания в немалой степени обеспечил уникальный микшерский пульт.

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @V_A_N #

Кстати, вкусный звук Слухов обеспечила, в первую очередь запись, сделанная Кэйлаттом в глухом деревянном доме)))

- 50 дБ +
#

Мне всегда казалось, что винил — это аналог от вибраций в груди певца до процарапывали и пресса, что создавало некую "настоящесть" изделия в т. ч., т. е. вещь от начала и до конца. Когда же, чтобы нарезать HD винил, придётся всё к тому же переводить в цифру... Ну, не знаю...

Вот например, вы слушали хорошие записи на хорошем граммофоне? А потом то же самое с электрическим звукоснимателем?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @croud #

Слушал. Приличная пачка шеллака еще лежит в закромах, хотя сейчас его играть не на чем. Предпочту электрическую схему, если что, но не абы какую.

- 50 дБ +
⇡ в ответ @Gorbatov #

кстати... а я вот призадумался... старые вертушки с пьезголовкой которые переворачиваются на широкую канавку и на узкую... на 78 и на 33-45... ведь они же схему коррекции не меняют? а ведь она была введена уже для винила... выходит аппаратики неправильно шеллаковые пластинки воспроизводят?

- 50 дБ +
⇡ в ответ @croud #

тут такая ситуация... есть же бренды типа Лингдорф и Триннов... которые в схеме винил корректора применяют усиление сигнала его оцифровку(в хай резе само собой) и только потом в цифровом виде уже делают кривую коррекции... говорят аналоговая схема из конденсаторов и индуктивностей очень нестабильная штука в плане температуры и ухода параметров... да и поговаривают не очень то и точная... как итог есть заявления что цифровой алгоритм работает лучше... просто мы это дело еще не слышали в достаточных количествах для сравнения...

ну а вообще хайрез на 192 кгц сейчас доступен для оценки качества звучания... большинство ноутбуков уже на борту имеют цап способный это дело озвучить... проверить и сравнить дело 10 минут... и понять что лучше цд на хорошем тракте или хайрез на ноутбучном... и какой из них гораздо ближе к виниловому звуку... как по мне так лучше хай рез на ноуте чем цд за лимон... ну в общем как и с винилом... лучше бюджетная вертушка чем дорогущий цд...

- 59.03 дБ +
⇡ в ответ @AnegiN #

в высшей степени самонадеянно судить о формате 192 по ноутбучной встройке, которая делает децимацию до 48 кгц

- 50 дБ +
⇡ в ответ @YG #

Ярослав тут ведь как... если я слышу разницу на ноутбуке значит на нормальном цапе она будет еще сильнее? значит если я уже по ноуту делаю выбор в пользу хай реза то хуже от сравнения цд с хай рез на нормальном цапе точно не будет!!! будет лучше и выбор будет еще однозначнее!!! я в данном случае всего лишь предлагал в рамках стартового шага в сторону хай рез сделать сравнение... насколько можно хай резу доверять в плане пригодности его для аналоговсти звучания винила...


кстати вы меня сейчас на мысль натолкнули... ведь лазерная 3д нарезка матрицы это по сути тоже цап... только не мультибит или дельта сигма а вообще свободный от электро-частотной зависимости радиокомпонентов... но вот вопрос... данный "цап" он lossless или lossy?

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.