Система, о которой я расскажу в этот раз, интересна сразу несколькими составляющими. Во-первых, это не просто система, а нечто большее — сочетание помещения со сложной звуковой обработкой, многоканальной кинотеатральной и стереосистемами. Во-вторых — имеет богатую предысторию и не меньшие перспективы развития. И в-третьих, находится все это не в жилом доме, а в рабочем кабинете, что само по себе встречается довольно редко.

Строилась эта система не один год. Многое изменялось и совершенствовалось в процессе. Владелец — весьма искушенный в звуке человек, предпочитающий очень разную музыку, к тому же ценящий хорошую технику и внимание к деталям. Эта система и техника — не первая и не единственная, к тому же все задумывалось не для эпизодических, а для регулярных и долгих прослушиваний.

Изначально все началось с помещения. И поскольку расположено все это было не в жилом здании — изначальные условия сильно отличались от тех, что обычно встречаются в домах и квартирах. По сути, комната строилась в свободном пространстве, и при проработке проекта планировались размеры, пропорции, подбирались материалы и конструкции для звуковой обработки. Сначала были построены стены. На этом этапе нужно было изолировать ее от окружающих помещений. Для этого, помимо специализированных материалов и конструкций, пришлось поработать и над дверью с полом.

Позже процесс перешел непосредственно в стадию звуковой обработки. Все элементы отделки помещения разрабатывались индивидуально под этот проект и изготавливались на заказ из дерева. Кроме декоративной функции просчитывалось рассеивание и звукопоглощение — те же специальные деревянные панели, которыми отделаны стены, имеют просчитанные отверстия, за которыми в нужных пропорциях размещены поглощающие материалы. Еще интереснее обстояло дело с потолком.

Изначально он был неровный, структура чем-то напоминала форму диффузора Шредера. Это свойство и было использовано — повторяющиеся элементы потолка собраны из массивных ребер, а между ними находятся тонкие панели со множеством отверстий. Таким образом, и помещение получило внешний вид, согласно пожеланиям владельца, и звуковая обработка была выполнена серьезная, проверенная расчетами и измерениями.

Техника в системе менялась неоднократно: здесь побывали и электростаты MartinLogan в связке с киловаттным сабвуфером JL Audio, и Sonus Faber, и Tannoy из старшей линейки. Последние, кстати, до сих пор стоят в комнате, но в перспективе их планируют доукомплектовать супертвитерами и отправить на новое место жительства в другую систему.

В комнате нет прямых углов, форма помещения необычна, а стены, потолок — все в процессе создания было подвержено сложной обработке с использованием разных материалов

Усилительная часть также менялась — изначально это были интегрированный усилитель McIntosh со встроенным ЦАПом. Потом и этому аппарату нашлась замена в виде моноблоков MKW 1.2 и старшего двухблочного лампового предусилителя McIntosh.

Еще в то время, когда в системе работала акустика Sonus Faber Aida, понадобилась замена сабвуферу — прежний аппарат не успевал за колонками, и в хорошо отстроенной системе это было явно слышно. Поэтому на смену появилась связка из двух сабвуферов REL G1, собранных в единый комплекс согласно рекомендациям REL (возможность собирать стеки из двух и даже трех сабвуферов предусмотрена особенностями конструкции). Эту часть системы мы застали во время нашего визита, а вот основная акустика уже сменилась дважды. Сначала место Sonus Faber заняли Tannoy, а потом им на смену пришла старшая модель датской компании Audiovector — R11 Arrete. На этом можно предположить, что тема основной акустики закрыта надолго, если не навсегда, но вот НЧ-поддержка, вполне возможно, получит развитие в виде второго стека из пары REL G1.

Источники в системе также менялись неоднократно, но здесь нужно учесть специфику, поскольку основными музыкальными носителями являлись файлы в различных форматах, в том числе HD, а не оптические и аналоговые носители.

В самом начале, в паре с интегрированным усилителем McIntosh в качестве цифрового транспорта проигрыватель Dune HD Max, который и сейчас остался в системе, правда на правах временного-подменного аппарата. Позже, когда вместо интегральника появились моноблоки и предусилитель, в тракт добавился ЦАП Antelope Audio Gold DAC c внешним блоком питания.

Нашлось место и еще одному источнику — универсальному проигрывателю Oppo BDP-105D. В настоящий момент тему цифрового источника нельзя считать закрытой — выбор аппарата на смену в процессе, и пока окончательный вариант не определен.

Отдельно стоит сказать о кабельной обвязке. Ее делали сразу и с максимальным запасом, исходя из вкусовых предпочтений, в которые наилучшим образом вписались кабели Nordost (и не младшие-средние, а Odin и Valhalla 2 ). Это касается не только акустических проводов, но и межблочников, сетевиков и даже акустических перемычек.

В данном направлении также планируется развитие: скорее всего, моноблоки переместятся ближе к акустике — на специально изготовленные подставки (аппаратная стойка в системе тоже делалась на заказ). Вот тогда акустические кабели можно будет заменить на новые — не так давно выпущенные компанией Nordost кабели из линейки Odin 2.

Массивная аппаратная стойка, в которой сейчас располагаются компоненты системы, сделана на заказ

С тем же перфекционизмом построена и система питания. Здесь использованы сетевые фильтры Nordost Quantum Qx2, Qx4 и распределитель Nordost Quantum QBASE QB8. При этом для соединения между фильтрами и разветвителями также использованы кабели Nordost Valhalla 2 и Nordost Odin.

Кроме этого, в системе присутствуют два гармонизатора питания Nordost Quantum QRT Qk1 и четыре Nordost Quantum QRT Qv2. Материя это сложная, и сочетания подбирались экспериментальным путем. В качестве подставки для всех этих компонентов служит стойка Solid Steel, усовершенствованная путем замены штатных опорных шипов на антирезонансные ножки Nordost Sort Fur.

Слева — система питания. Такой подход встречается нечасто: здесь и отличные фильтры, и весьма дорогая кабельная обвязка. Даже виброразвязке нашлось место. Справа — стек из двух сабвуферов REL G1. Очень существенная по басовым способностям конструкция

Виброразвязке компонентов тоже уделено дополнительное внимание — конусы Nordost Sort Kone использованы для большинства компонентов, за исключением усилителей мощности.

Помимо основной стереосистемы, в комнате работает и многоканальный звук — его запланировали на начальном этапе и построили 7-канальную схему на основе встраиваемой акустики Speakercraft. В качестве процессора и усилителя используются Arcam FMJ AV888 и Arcam FMJ P777. Но в настоящий момент кинотеатральная система используется редко, а экран телевизора по большей части служит для отображения интерфейсов медиаплееров.

Тыловая акустика кинотеатральной системы. Также на фото можно рассмотреть панели, использованные для отделки стен. Все это изготавливалось под заказ для конкретного проекта

Подбор, установка и настройка оборудования: акустическая лаборатория «Чистый звук».