Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате

Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате

Вообще-то основной идеей данного ликбеза должен был стать грамотный выбор акустики. Но приступив к работе, я понял, что начинать логично с самой первой проблемы — звуковых свойств комнаты, где эта акустика будет стоять. В итоге получилось, что до процесса выбора колонок на этот раз я так и не добрался, зато написал несколько полезных советов о том, куда и как поставить уже купленную систему, чтобы раскрыть ее лучшие свойства. Сразу скажу, материал рассчитан на новичков-меломанов, только делающих первые шаги в поисках лучшего звука.

Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое. Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение. С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым — вообще никогда.

По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется. Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса. Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.

Профилактика лучше, но лечение чаще

Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» — лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.

Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван — в гостиной». Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол. Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна — лично видел такое не один раз.

Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек

О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему — понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…

Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.

А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща — потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.

О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи

Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.

Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.

Четыре плохих комнаты

Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:

1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации. Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ). Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.

2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.

Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами

3. Ранние отражения. Высокочастотные (в меньшей степени — среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка). Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.

4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.

Спасение звука подручными средствами

Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту. Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками. Или что незашторенная стеклянная стена — воплощённый кошмар любого меломана с ушами.

Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему

Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами. Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки. Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.

Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены. На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену. Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале — тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.

Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше. В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате. Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот.

Акустически калькулятор

Еще один способ определения оптимального положения колонок — метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина — на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.

Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики. И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы — наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем. Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.

После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей. Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило. В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.

Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом - главная акустическая проблема большинства помещений. Большие акустические ловушки помогут даже в самых тяжелых случаях, главное суметь вписать их в интерер

Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал и проводов хватило.

Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением — и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.

Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам — больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.

О пользе зеркал и вреде отражений

Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.

Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.

Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.

Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей

В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.

76.81 дБ +

Комментарии

#

Спасибо за статью. Сам имею гостиную сложной формы, и меня не покидает мысль, правильно ли я расположил колонки? (Напольники Фокал 836W). Гостиная метров 35, вокруг только монолитные стены. Сейчас колонки стоят по длинной стене, между ними расстояние где-то 2,5 метра и до точки прослушивания около 2 метров, колонки повернуты на слушателя, от стены колонки подвинуты сантиметров на 20. Из мебели, пока, только диван, и телевизор на стене. Позади дивана сейчас игровая зона для ребенка.

- 50 дБ +
#

Растоянее вроде верное а за диваном или в левый угол пробовать нодо , саб напрашивается с направлением динамика в пол жилательно с такой гостиной

- 50 дБ +
#

у меня стандартная квартира в панельке, - пол - ковролин, стены обклеены половой пробкой 3мм, потолок - штукатурка , но с приклеенными кружками от упаковок сд дисков. ресивер - marantz m-cr 603, акустика jamo e 350 ppl, саб - mordaunt short ms 308, кабели - толстые медь. звучит, что медь тарелок, что струны контрабаса. слушаю в основном джаз, но и классика, и рок и альтернатива всё звучит пристойно, и самое главное цена всему этому мизер. я бывал у своих зажиточных товарищей у них всё на порядки дороже, кроме звука, мой иногда убирает их дорогущую технику. правда, монтировал у себя всё я сам, и работал давно звукорежиссёром и звукооператором.

- 56.02 дБ +
#

Хорошая и достаточно полезная статья! Вот к стати наглядный пример того как меняется звук:

Acoustic panels effect: Cheap room treatment

К сожалению, Youtube не дает скопировать сюда

- 53.01 дБ +
#

"Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту". Это конечно замечательно, вот только где их взять этих "проверенных специалистов"? 99,999% всех инсталляций сводится к элементарному разводу заказчика на деньги. У самого дачный дом построен на основательном фундаменте и стены из толстого специального финского бруса, 2 этажа, с гостиной на первом этаже около 50 кв.м. Простора для творчества МОРЕ, никаких ограничений на пространство и применяемые материалы, единственная задача максимальная отдача от уже приобретенной аудиосистемы из АС JBL Everest D6600, преда Audio Research LS27, пары моноблоков Audio Research
Reference 250SE, источника NAS (сетевой аудио сервер хранения Integrita X5 на 20 Тб и сетевой плеер Krell Connect) + Audio Research CD9 (работает в т.ч. как USB-ЦАП) и аналогового источника LP Avid HiFi Sequel SP с башкой MC Goldring Legacy и фонокорректором Avid HiFi Pellere phono stage. Все установлено на разных независимых стойках. Учитывая просто нереально огромный вес АС (150 кг) и остального "железа", посчитал выполнение задачи по грамотной расстановки и, при необходимости, доводки помещения, сложно выполнимой. В результате обращался в четыре известных салона Hi-Fi в Питере, но все заканчивалось на стадии убеждения, что вот их компания самая что ни на есть профессиональная. В результате приезжали "господа", цокали, восхищались, затем предлагали СРАЗУ купить: кабели, аудио процессоры, цифровые эквалайзеры и т.д. и т.п. Причем по большей части даже без хотя-бы получасового вдумчивого прослушивания системы, не говоря уже о каких-то измерениях. В общем в итоге получилось нечто похожее на описанное пользователем vova-mozeswork, но сделанное самостоятельно. В принципе помещение было вполне приемлемым по своим акустическим свойствам изначально (может быть совсем чуть-чуть "звонким" из-за пустоты, высокого потолка и довольно большой площади, но в нем возникали жуткие стоячие волны, способные заставить резонировать даже такой монолитный девайс, как Avid Sequel с максимальной вибро развязкой! После экспериментального определения наилучшего положения для АС (около 1м от боковых стен и около 60 см от задней стены), постеленного коротковорсного ковролина и размещенного (на расстоянии 70 см от задней спинки до стены) дивана, проблема все еще имела место быть. Как-то систему услышал мой друг, совершенно равнодушный к музыке, аппаратуре и т.п., занимающийся проектирование, изготовлением и монтажом высококлассных (и дорогих) интерьеров клубов, яхт, домов и именно ему пришла идея приподнять АС немного над полом (примерно на 20 см). Его компанией были изготовлены соответствующие профилю и подходящие по цвету постаменты на массивных регулируемых шипах из искусственного камня (с шильдеками, повторяющими таковые на фасаде АС) и в целом это устранило в значительной степени проблему стоячих волн и переотражений. В довершение был полностью переделан потолок и тут уже доверился буйству фантазии интерьерщиков, а главным требованием было его максимальная "изломанность" при сохранении эстетического приличия, применение экологических материалов с приемлемым акустическими свойствами и многозонное светодиодное освещение. В общем эта проблема была устранена, но нарисовалась другая - выжигающие мозг ВЧ (видимо приподняв АС несколько снизилась инфразвуковая составляющая и ВЧ "выскочили" на передний план). Тут все оказалось проще: достаточно было повесить ковер позади дивана и проблема разрешилась. К сожалению в этом помещении до сих пор рискованно размещать какие-то стеклянные или хрустальные предметы, посудные шкафы и т.п. (они просто и без всякого драмматизма или шуток взрываются!), а потому из элементов интерьера только книжные полки по одной стене и полки для аудионосителей по другой стене (коллекция винила около 2000 LP). Многие мои гости недоумевают, когда я разливаю им достаточно приличные алкогольные напитки в пластиковые стаканчики во время прослушивания очередного интересного альбома, но те-же стаканы для виски или бокалы для вина "шарахают" иногда прямо в руках. Может быть кто-то сталкивался с этой проблемой и у него есть рецепты "лечения", готов с удовольствием выслушать. Сейчас меня все устраивает в этой системе, при том, что она абсолютно не имеет жанровых предпочтений: пластинка Slayer "South of Heaven" отправит вас прямиком в место, обратное обещанному, а

Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор С. Рахманинова заставит рыдать навзрыд крокодильими слезами.

- 60 дБ +
#

Из описанного больше похоже на проблемы с КНТ, но это предположение, а надо проводить инженерные изыскания. (Частотный отклик, (EDT, T10, T20, T30 ) в треть октавных как минимум. Из учета, что народ уже порезвился, (я так понял, без инженерных изысканий), предполагаю, что простыми советами не обойтись. Архитектурная акустика, как ни крути, связана со строительными работами.

- 50 дБ +
#

Ой...

- 50 дБ +
#

Очень полезно почитать не только новичкам.. Ещё нужно учитывать и высоту комнаты..

- 56.02 дБ +
#

Очень полезная статья ! Далеко не для начинающих, ибо многие меломаны...аудиофилы понятия не имеют об акустике помещения...

- 50 дБ +
#

В этой статье всё намного точнее и интереснее.

А с помощью акустических on-line калькуляторов можно легко сделать расчеты своей комнаты просто введя её размеры.

- 50 дБ +
#

" Золотое сечение по Кардас "... которое сам использовал и многим советую . Не даром и тут имеется...

- 50 дБ +
#

а поподробнее можно?

- 50 дБ +
#

Подробнее, чуть выше... тоже самое. можно поискать самому в инете.

- 50 дБ +
#

Совершенно согласен со всеми пунктами статьи. Но из этого следует неутешительный вывод: настоящий аудиофил должен быть однозначно богатым, чтобы иметь возможность самому обставить отдельное помещение для лучшего звука, либо, как и настоящий полицейский - бессемейным. Впрочем, даже благосостояние и тщательно обустроенная отдельная гостиная для прослушивания аудио не гарантирует того, что какой-либо домочадец не сломает себе шейку бедра, упав вместе с колонкой, отставленной, в соответствии с рекомендациями, на нужное расстояние от стены. Никакая настоящая жена не способна распознать стоящий на дороге сабвуфер или лежащие на подставках кабели! Травмы неизбежны. Еще есть дети, тещи, соседи, коты и прочие домашние животные. Автор не читал полезные советы от женатых аудиофилов о вытягивании твиттера, продавленного пальчиком любознательного крапузика, пылесосом? Интересным аспектом правильно расставленной акустики является потребность регулярной уборки между ними и стенами и между полом и кабелями. Я вспоминаю многие статьи журнала Stereo & Video, описывающие красивые инсталляции у богатых людей. Там все по возможности утоплено в стены, шкафы, вмонтировано намертво, ничего не торчит и не валяется на полу, ничего не находится на заметном от стены расстоянии, и соответственно, слушается иногда или включается для гостей.

Что же делать нам, обычным смертным, обремененным семьей и обычной квартирой, со всей этой акустической расстановкой? Тут вспоминается старый советский мультик про Мюнхаузена и птицу павлина: "Ну какой такой павлин-мавлин? Не видишь, ми кюшаем!" Приходится признать, что разместить правильно акустику и подогнать под нее помещение в обычной квартире шансов мало. Она будет всем мешать или "это испортит весь интерьер" (жена). Помню, в юности пытался разместить колонки в комнате с выступающим углом, ну никак не вписывались, пришлось вешать сзади дивана в углы. Звук был да уж. Но это ладно то, по предложению мамы одну колонку надо было поставить на шкаф, другую под стол, иначе "портило весь дизайн комнаты". Так и повелось: семья поменялась, а подход остался такой же. Ну не отягощены остальные у меня аудиофилией и меломанией, а самая лучшая музыка для жены - телевизор на предельной для ушей громкости (а он еще и сам вопит ведущими, потому что все от него уже глухие стали). Остальное надо сделать тише и тише, до нуля, иначе "орет очень громко". Надо сказать - она права по своему, акустика HiFi намного лучше слышится по всей квартире, чем телевизор - шире диапазон звука, больше проникает в другие комнаты.

Для себя оставил простой выбор. Раз уж присутствует неодолимая сила, что слушать комнатную акустику с приемлемым качеством невозможно, остаются наушники. Закрытая модель и приличный усилитель - и ты свободен от акустической расстановки. Наверное, найдутся те, кто посчитает звук в наушниках ущербным и не комфортным по сравнению с колонками, но мне, например, гораздо больше мешают посторонние звуки во время прослушивания: шум соседей и домочадцев, телевизор в соседней комнате, автомобиль на улице, дворник, катающий мусорные баки на колесиках... Изолировать все это нереально, если не иметь квартиру где-нибудь на необитаемом острове, да и тоже будет не комфортно в такой тишине жить. Колонки я тоже слушаю, но эпизодически. Расположены они катастрофически акустически неправильно. Ну и ладно то, попсу послушать изредка вполне можно.

- 50 дБ +
#

Что ж, бывает ! Каждый сам для себя решает, что для него совершенство...

- 50 дБ +
#

Купив верхний рес в линейке, я понял, что стереоуси для меня закрыты, до тех пор, пока их не оснастят автокалибровкой (а их обязательно оснастят, после интегрированых цапов и сетевых плееров). Хотя, как вариант, усилок и саб с автонастройкой. В общем, автонастройка - вот дешевое решение проблемы! В акустически необработанной звонкой комнате, но с более-менее правильно расставленной акустикой, результат на лицо - тяжмет можно слушать только с автонастройкой, иначе стояки утомляют, музон не цепляет(

Пс. Я меломан, но никак не аудиофил! ))

- 50 дБ +
Чтобы оставить комментарий, войдите, пожалуйста.