Акустика Old School появилась в прошлом году как модель, входящая в линейку Arslab. Однако летом 2016 года было объявлено, что отныне Old School — это самостоятельный бренд, а вслед за этим компания выпустила сразу три новых модели. Мне удалось протестировать модель Monitor М2 и сравнить её с Old School предыдущего поколения.

Пользователи, хорошо знакомые с теми самыми S90 от «Радиотехника», наверняка испытывают к легендарной акустике двойственные чувства. С одной стороны, это был один из немногих шансов приобщиться к Hi-Fi-звучанию (звук был действительно лучший из доступного), с другой стороны, как только на отечественный рынок попали приличные колонки иностранного производства, S90 все чаще стали переезжать на дачи, в гаражи, а иногда и вовсе на помойку.

Сказать по правде, подобные двойственные чувства вызывает у меня практически вся винтажная советская аппаратура. Выглядит иногда интересно, но слушать её — это за редким исключением подвиг, который я бы не хотел совершать. Одним словом, когда хочется поностальгировать и украсить свою жизнь предметами из прошлого, я чаще всего выбираю хорошо стилизованный и качественно изготовленный новодел. И на то у меня есть две причины.

На фоне узких и высоких напольников, имеющих сравнимый акустический объем, акустика «старой школы» выглядит крупнее

Во-первых, техника, сделанная сейчас, надёжнее, современнее и качественнее самого добротного винтажа. Есть редкие исключения, но они лишь подтверждают правило. А во-вторых, то, что мы хотим получить от винтажной техники, на самом деле не требует аутентичности. Мы помним тёплый звук, помним ощущение комфорта или восторга от музыки, но на фоне современного опыта прослушивания не можем заново пережить те же самые впечатления. Поэтому возвращение в прошлое в буквальном смысле приводит меня в замешательство. Включаем послушать винтаж, и оказывается, все было не так уж хорошо, как нам казалось.

Главное преимущество классического форм-фактора — можно поставить на фасад басовик большого размера

Поэтому новые Old School М2 нравятся мне куда больше и оригинальных S90 и даже по-своему удачной модели Arslab Old School Superb 90. Последние во многом копировали оригинал, а внешность новой модели сочетает стиль 80-х со вполне современными дизайнерскими трендами и дорогими материалами отделки. С модным и красивым проигрывателем винила такие колонки будут смотреться так же хорошо, как и на фоне суперсовременного сетевого плеера. Что касается внешнего вида и компоновки корпуса — это, несомненно, старая школа, что греет душу, а вот дизайн — современный и буквальной копией старых колонок они не выглядят, что тоже очень приятно.

С точки зрения техники

По конструкции Old School Monitor M2 — большой трехполосный полочник. Два порта фазоинвертора небольшого диаметра выведены на заднюю панель акустики в верхней ее части и настроены они чуть ниже 30 Гц. При заявленном частотном диапазоне от 38 Гц получается, что задача фазоинвертора — лишь немного приподнять нижнюю границу АЧХ.

Корпус собран из толстых листов 22 мм фанеры, а фасад и задняя стенка изготовлены из МДФ. Внутри корпуса находится перегородка, повышающая его жесткость. Кроме того, вся поверхность изнутри покрыта битумным виброгасителем. В результате корпуса получились прочные и акустически инертные. При простукивании они отзываются очень глухо, а вес одной колонки весьма внушителен. Винтаж делали из более тонкой фанеры, и весил бы он при том же размере меньше.

Твитер располагается в неглубоком рупоре, являющимся неотъемлемой частью его конструкции

Наружная отделка корпуса — сочетание натурального шпона зебрано и матовой светло-коричневой краски. Смотрится необычно, вполне в ретростиле и очень даже недёшево. Правда, я вместо краски использовал бы коричневую кожу — смотрелось бы куда богаче и интереснее.

По габаритам модель М2 несколько компактнее, чем флагман нового бренда Old School Classic One и их общий прародитель Arslab Old School Superb 90. За счёт этого Oldschool М2 смотрятся аккуратнее и в большей степени похожи на современные полочные мониторы.

Твитер, установленный в небольшом рупоре, произведён компанией Morel, среднечастотник и басовик изготовлены основным поставщиком Arslab — компанией Wavecor — китайским производителем, прямым преемником инженерных традиций Vifa, Scan Speak и Peerless.

Диффузоры басовика изготавливаются в Германии и помимо целлюлозы содержат стекловолокно, повышающее прочность

130-мм СЧ-драйвер с фазовыравнивающим телом в центре имеет плотный бумажный диффузор с точечным рельефным рисунком и резиновый подвес средней упругости. 200-мм басовик оснащен диффузором повышенной прочности, изготовленным в Германии из смеси целлюлозы и стекловолокна. Остальные детали динамика сделаны на собственном производстве Wavecor.

Для обеспечения эффективной работы басовика при большой нагрузке магнитная система имеет улучшенную конструкцию и называется Balanced Drive. Ее суть — в изменении формы магнитной системы для лучшего распределения магнитного поля вдоль траектории движения звуковой катушки. Выдвинув магнитопровод чуть вперед по ходу движения диффузора, инженеры уравновесили силу воздействия постоянного магнита на звуковую катушку в момент нахождения последней в двух крайних положениях. Таким образом, даже на высокой громкости дополнительные искажения не возникнут, а контроль не будет утерян.

Щпон зебрано с мелким контрастным рисунком хорошо гармонирует с выставленными напоказ срезами фанерных стенок

Клемм подключения у Old School M2 только одна пара, но зато каковы сами клеммы! Производители не поскупились на весьма недешевые WBT, которые и для звука хороши, и выглядят вполне олдскульно.

Не старые песни

Когда видишь перед собой классические полочные трехполосники, пусть даже и в окружении новомодной электроники, невольно ожидаешь от системы теплого звука с напористой рокерской серединой и выделенным верхним басом. Колонки Old School M2 оправдывают ожидания, но!

У разработчиков получилось совместить современный уровень натуральности и честности звучания и звуковой почерк акустики старой школы, причем так, чтобы они не исключали, а дополняли друг друга. Это выражается в некотором смягчении верхних частот, что делает звук тёплым и комфортным ровно настолько, насколько это уместно в исполнении подобной акустики. Поворот акустической оси относительно слушателя позволяет в небольших пределах варьировать яркость верхних частот и объем звуковой сцены. Мне больше всего понравился вариант, когда твитеры смотрят строго на слушателя, сцена получается естественной, а количество верхних частот наиболее близко к современному взгляду на этот вопрос.

Бумажный среднечастотник с фазовыравнивающей пулей, без сомнения, главное и сильное звено в конструкции

Детальность у М2 превосходная, что особенно ощутимо в среднечастотном диапазоне. Тембры голоса и живых инструментов слышны в мельчайших подробностях, они буквально чувствуются физически. Бас имеет ожидаемую фактуру: он достаточно плотный и мощный, управляется на удивление хорошо. По характеру больше похож на результат работы закрытого корпуса — четко очерченный, быстрый, упругий. Но на самых низких нотах ситуация меняется. Когда в работу включаются фазоинверторы, проявляется характерная для них гулкость, что тоже воспринимается как своеобразная дань прошлому.

Расположение фазоинверторов необычно — им нашлось место в верхних углах задней стенки

Больше всего меня удивила исключительная слитность звучания. Настроить трехполосную конструкцию весьма непросто. Многополосность часто влечёт за собой снижение динамики и нарушение пропорций звуковой сцены, так что ожидаемые плюсы перекрываются совершенно нежелательными минусами. Игра Old School M2 никаких типовых проблем трехполосок не показывает. Напротив, по цельности и монолитности звукового образа они напомнили мне хороший широкополосный динамик или двухполоску с простыми фильтрами. Такой характер подачи вовлекает слушателя в эмоциональное проживание музыки, буквально не давая возможности сконцентрироваться на отдельных деталях.

Old School — название которое как никогда точно отражает суть продукции

Прослушивание я начал, конечно же, с классического рока 70-х, и никаких вопросов ни к звучанию Цеппелинов, ни к исполнению хитов Дио у меня не возникло вообще. Для этой акустики музыка подобного рода абсолютно естественна. Далее рука как-то сама потянулась к Hi-Res записям Леонарда Коэна, и тут, как мне кажется, Old Shool М2 прозвучали ещё убедительнее. Современная музыка, будь то клубные треки или незамысловатые поп-хиты, также не стала проблемой для мониторов. Классика прозвучала на «отлично», а вот на финальном альбоме Дэвида Боуи «Blackstar» у меня, наконец-то, появились хоть какие-то претензии к звуку. Не подумайте, что М2 запутались в сложной фриджазовой ритмике или наслаивающейся друг на друга полифонии — с этим акустика справилась хорошо. В звучании мне не хватило четкости на краях диапазона; самые глубокие басовые ноты не были точны, а верха как будто осторожничали, не давая вырваться на волю самым острым и колючим звукам, которые присутствуют в записи в немалом количестве.

Вот так скромно и аккуратно разместилась пара клемм производства WBT

Для полноты впечатлений я решил послушать немного русской музыки, как дань модели S90 и звуку начала 90-х в частности. Приобщиться к творчеству Ласкового Мая не рискнул, признаюсь честно. Духу не хватило. Выбор пал на любопытный с музыкальной точки зрения альбом группы Агата Кристи — «Декаданс». И знаете, я открыл для себя хорошо знакомые песни совершенно по-новому. Ремастеринговая версия 2008 года сделана довольно качественно и хорошо передаёт безумную энергетику этой записи, а сочетание авангардного уральского рока с поэтическими конструкциями в духе Вертинского производят приятное впечатление.

На фоне коллег и великих предков

Тот класс качества и та точность, которую продемонстрировали Old School M2, конечно же, не идёт ни в какое сравнение с советской акустикой конца прошлого века, будь то S90 или любой из их клонов, производимых на других заводах и любовно дорабатываемых аудиофилами-любителями. А вот с не столь далёким предком новый монитор вполне можно сравнить. Arslab Old School Superb 90 изначально крупнее, чем Old School M2, следовательно и басом он несколько богаче. Хотя нижний спектр все равно похож по упругости, четкости штриха и общей энергетике.

С подбором компонентов для этой акустики можно экспериментировать долго, и с каждой заменой усилителя результаты будут все интереснее

Обе модели играют цельно, собирают композицию в бесшовное и гармоничное звуковое полотно, а по характеру — это аналоговая подача. Плюс хороший тональный баланс, благодаря которому живые записи играют реалистично.

Наконец, очевидная фамильная черта — высокая детализация и в целом высокий класс качества звука. Даже имея солидный ценник, акустика отрабатывает его в полной мере и, как мне кажется, заслуживает в партнеры лучшие в своем классе кабели и электронные компоненты.

Итог

И хотя временами Old School М2 старательно делают вид, что они «та самая» акустика из прошлого, ее звуковой почерк не так далек от нейтрального, как можно ожидать. Замечу, что акустика требует мощного и динамичного усилителя. Использование в тракте ламповой модели или винила в качестве источника может усугубить привкус винтажности в звучании, а с современным усилителем М2 имеют высокие шансы соответствовать понятию мониторных полочников.

Цельное и выразительное звучание, винтажный дизайн

Гулкость на нижних басовых нотах, нет возможности использовать подключение биампинг

163 710 рублей

Тип — трехполосная полочная

Акустическое оформление — фазоинвертор

Диапазон частот — 38-25000 Гц

Импеданс — 4 Ом

Чувствительность — 88 дБ

Рекомендованная мощность усилителя — 50-200 Вт

Габариты — 270х530х395 мм

Масса — 23.1 кг