Этой осенью калифорнийский сказочник вернулся на экраны с новой страшилкой. «Дом странных детей Мисс Перегрин» (Miss Peregrine's Home for Peculiar Children) — 24-я по счету режиссерская работа Тима Бертона. После трейлера смотреть фильм желания не возникает — тизер рассказал чуть ли не всю историю до конца. К тому же, на протяжении последних пяти лет Бертон не снимал ничего экстраординарного — скорее, наоборот, впал в творческую кому.
Я говорю о выходе в прокат таких невыразительных фильмов, как «Алиса в Стране чудес», авантюрной драме «Большие глаза» с Кристофом Вальцем в главной роли или «Мрачные тени» — эдакой пародии на самого себя с шутками ниже пояса. И пусть массовая публика принимала подобное кино на «ура» и принесла студиям немалую прибыль (мировые сборы «Алисы в Стране чудес» составили $1 025 467 110) — истинные ценители творчества режиссера тосковали по картинам вроде «Эдварда Руки-ножницы». Удалось ли Тиму Бертону триумфально вернуться на пьедестал главного сказочника Голливуда или новый фильм — очередная проходная работа режиссера?
В центре повествования — 16-летний парень Джейкоб, переживающий травматический опыт смерти дедушки. В детстве дедушка рассказывал внуку удивительные истории, происходившие с ним в отрочестве в приюте. Только приют этот был необычный, и все его обитатели обладали уникальными особенностями: невидимый мальчик, девочка, способная зажечь огонь одним прикосновением, мальчик, оживляющий кукол, девочка в свинцовых ботинках (стоило их снять, как она поднималась в небо), преображающаяся в птицу воспитательница-оборотень. Главный герой настолько проникся рассказами деда, что сны в его сознании начали переплетаться со сказками и реальностью. После кончины деда Джейкоб в сопровождении отца отправляется на остров, где произошли сказочные события дедушкиных повествований затем, чтобы как-то облегчить боль утраты и возвратиться к нормальной жизни. Оказавшись на острове, герой встречает всех персонажей в реальности.
Сказать, что «Дом странных детей Мисс Перегрин» хороший фильм — все равно что промолчать. Фильм — удивительный, настоящая находка для фанатов и для любителей качественного во всех отношениях кинематографа.
Бертон — режиссер-визуал. С этим сложно поспорить, и здесь он не изменил себе: работа с командой художников-постановщиков оказалась выше всяческих похвал. Волшебный мир тщательно разбит на цветовые гаммы — голубую (сцены с летающей девочкой), красную (сцены внутри приюта), зеленую (сцены во дворе приюта). Реквизит и костюмы подобраны скрупулёзно, и параллельная реальность буквально оживает на глазах.
Но главное, что делает сказочный киномир живым и уникальным — это блестящий кастинг. Актеры подобраны идеально. К главному герою (Эйса Баттерфилда) типажа подросшего Чарли из «Чарли и шоколадной фабрики» проникаешься симпатией с первых же кадров, также влюбляешься в девочку с большими голубыми глазами (Элла Парнелл), по образу напоминающую главную героиню из «Алисы в Стране чудес», а образ строгой и справедливой воспитательницы в исполнении Евы Грин вызывает почти что благоговейный восторг. Если придираться, возможно, стоило дать чуть больше экранного времени персонажу Сэмюэля Л. Джексона — из него получился очень харизматичный и фактурный злодей.
![](http://img.stereo.ru/looonie/5fd320383d4a8e9a7a37e93b213ff4f8.jpg)
Относительно самой истории — тут Бертон постарался пойти глубже, чем просто рассказать абстрактную сказку (осторожно, дальше небольшой спойлер). Все истории в приюте времен юности деда происходили во время Второй мировой войны. В начале фильма выясняется, что во время налета фашистов на приют была сброшена бомба, и все, кто находился внутри, погибли. Таким образом, невольно возникает вопрос: что же тогда все происходящее — реальность или фантазия эмоционально нестабильного человека?
По ходу просмотра картины становится очевидна симпатия Бертон к еще одному современному сказочнику — Гильермо Дель Торо. Отголоски симпатии просматриваются как в самой сюжетной линии (вспомните историю с приютом во время войны в фильме «Хребет Дьявола»), так и в художественной постановке (слепые чудища с огромными щупальцами напоминают чудовищ из «Лабиринта Фавна»).
![](http://img.stereo.ru/looonie/6f2bf902873f7bfd1f1262a4a63715ea.jpg)
Для лучшего понимания фильма, вероятно, нужно прочитать одноименный роман Рэнсома Риггза (после просмотра возникает чувство, что он определенно глубже, чем кажется на первый взгляд).
C другой стороны, эта неочевидность — еще один трюк режиссера. Бертон развесил несколько «крючков», не дав однозначных ответов, и зрители в конце могут сделать собственные выводы. Но главный вывод, к которому пришла я после просмотра: Тим Бертон наконец-то вернулся таким, каким мы его знаем и любим, — искренним и безумным фантазером. И это самый прекрасный подарок, который только может сделать режиссер своим зрителям.
![](http://img.stereo.ru/looonie/b1b8dfbb663a8b369efac2df3e831371.jpg)