Кажется, на извечный шекспировский вопрос «To be or not to be?» в кои-то веки нашелся адекватный ответ: B.Audio. И пусть классик раскрывает суть вопроса в своем ключе, нам же интересно другое: как звучит и что умеет современный High End интегральник, задача которого — переиграть и подвинуть с ваших аудиостоек целые наборы горячих и не очень, любимых и просто по случаю купленных компонентов. Как оказалось, B.Audio Alpha One не только решает извечные вопросы, но и раскрывает суть нового направления звука в этом сегменте аудиотехники. 

Земли, за которые бились веками 

Для обоснования всего вышесказанного нам понадобится краткий экскурс в историю компании B.Audio. Более того, дальше вы поймете, что и название этой главы также имеет непосредственное отношение к предмету обзора. И вообще, есть план на развитие крупной интриги с последующим разоблачением — все, как мы любим. 

Но для начала просто: компания B.Audio была основана во Франции в 2016 году. Кроме целой команды опытных инженеров, управляют компанией два брата — Седрик и Себастьян Берманны, при поддержке своего отца Жерара.

Сразу стоит отметить, что это совсем не простые ребята, оба инженеры с многолетним опытом работы. Седрик, например, с детства с искоркой в глазах смотрел на аудиотехнику и собрал свой первый усилитель в 15 лет. Дальше ветер перемен унес его в метеорологию, где он работал над разными суперточными измерительными приборами.

Себастьян же — многопрофильный инженер, услугами которого пользуется даже концерн Mercedes-Benz: там он занимается акустической оптимизацией их автомобилей.

В общем, все это похоже на привычную для Франции семейную мануфактуру. Только эта мануфактура не совсем обычная, так как имеет множество всяких патентов и инноваций в области звука, большинство из которых легли в основу B.Audio Alpha One. И девиз у компании соответствующий: если есть проблема — она будет решена, а не замаскирована. 

Но если отмотать время еще назад, то мы увидим, как оба брата почти 10 лет конструировали свой первый идеальный ЦАП. На подобное способны только полные... инженеры, люди в здравом уме вряд ли будут таким заниматься.

И позже, когда ЦАП был готов, Себастьян и Седрик, используя свои связи в метеорологии и автобизнесе, нашли способ сравнить его с девайсами, которые на тот момент считались лидерами этого сегмента. К сожалению, сравнительный список куда-то унес ветер перемен, но результатом этого сравнения стало основание компании B.Audio: братья убедились, что создали продукт, готовый конкурировать с лучшими из лучших. 

Всего через несколько месяцев после этого они уже имели свой стенд в зоне новых компаний на Мюнхенском High End шоу — а попасть туда, поверьте, не так-то просто, там такие критерии отбора, что далеко не каждый производитель может претендовать на подобное место. 

Сейчас B.Audio имеет две линейки продуктов — One и Reference. В каждой линейке есть усилители мощности и ЦАПы в разных модификациях. В линейке Reference есть еще и моноблоки, для полного аудиофильского экспириенса. А особняком стоит наш всесторонне развитый интегральный усилитель Alpha One. 

Все события, описанные выше, происходили и происходят до сих пор в исторических землях Франции, имя которым — провинция Эльзас. Это уютное место известно своей Винной дорогой, а также интересным местоположением: за годы истории эта местность неоднократно переходила во владение то к Швейцарии, то к Германии, то обратно к Франции.

Здесь даже свой собственный язык сохранился — эльзасский, который является одним из диалектов немецкого. И есть весьма уверенное и обоснованное предположение, что именно все эти обстоятельства напрямую повлияли на то, какой характер имеет звук и Alpha One, и B.Audio в целом. Интересно, конечно, догадываются ли об этом сами Себастьян и Седрик.

Дизайн, который полностью подтверждает...

...нашу свежую теорию о неконтролируемом подсознательном и его влиянии на аудиокомпоненты. Здесь можно было бы сказать так: «Посмотрите, это же чисто Франция, с их странностями и прочими штучками, которые мы так любим!».

Но вы присмотритесь получше: где в этом стиле Франция? Может, в аскетичных угловатых формах? Или в холодной лаконичности выбора из белого и черного цвета? А, может, этот монохромный дисплей напоминает вам о лазурных берегах? Конечно же, нет.

Все, что можно найти здесь от классической французской школы дизайна — так это эстетика в закругленных углах. И то, придется смотреть только на углы, чтобы так подумать, потому что общий минимализм Alpha One каждую секунду подстрекает тебя отречься от общепринятых стандартов. 

Монохромный дисплей слева, шесть разбросанных кнопок и толстая алюминиевая плита — держите описание лицевой панели. И знаете, выглядит она действительно стильно. Просто не нужно пытаться притянуть сюда то, чего здесь нет: назвать этот стиль французским, а потом его несхожесть с последним обосновывать странностью. Здесь налицо холодный, прагматично просчитанный экстерьер, который смотрит на тебя словно слегка свысока. Вот в этом его необычность, именно в этом.

После развитой вентиляции на остальных сторонах Alpha One переходим к задней панели. Здесь коммутация, которая расскажет нам обо всем, что умеет этот интегральник.

По стандарту имеем аналоговые входы на XLR и RCA, вход на мощник и выход с предусилителя. По цифровой части — полный аншлаг: пара оптики, коаксиал, USB B, USB A для ваших флешек с тестовыми треками и даже AES/EBU. Рядом разъем RJ-45 для подключения к сети, дальше разъем питания и клеммы для акустических проводов в самом углу. Получился такой лаконичный на первый взгляд, но заряженный на второй солидный девайс, к родословной которого мы еще вернемся. 

Техническая часть

Изнутри B.Audio Alpha — это полностью симметричная топология, которую можно условно разделить на усилительную, цифровую и стриминговую части.

Начинается все с огромного тора и массивных радиаторов, которые упираются в лицевую панель, развивая за ее счет площадь охлаждения. Усилительная часть заимствована из самой хайэндной линейки B.Audio, Reference: работает в классе AB, не имеет общей обратной связи, но и имеет впечатляющий запас по току — братья уверяют, что любые колонки в разумных рамках ему по плечу.

Здесь же применена одна из фирменных технологий под названием IOD (Intelligent Output Drive), которая с их же слов максимально приближает этот AB-класс к А за счет дополнительного каскада, который регулирует ток на транзисторах. 

Предусилительная часть тоже балансная и тоже имеет свои технологические премудрости, которые получили простое, но емкое название ASP (Analog Symmetrical Preamplifiers). Если объяснять простыми словами, то вся схема построена так, чтобы не допускать ни фазовых сдвигов, ни искажений, ни разделительных конденсаторов на пути сигнала. И даже если вы подали сигнал через RCA, то он все равно будет переведен в баланс — другого выхода нет. Потому как даже регулятор громкости здесь балансный и полностью аналоговый.

Еще одна фирменная технология относится к цифровой части Alpha One и призвана бороться с заядлым врагом всех цифровых девайсов — джиттером. Технологию эту назвали SJR (Source Jitter Removal), и даже краткий экскурс в принцип ее работы показывает нам, насколько глубоко копают братья из Франции. И девиз B.Audio здесь будет очень к месту.

По их религии бороться с джиттером не имеет смысла, пока импульсы твоего тактового генератора имеют собственный джиттер. И что они сделали: с помощью этой технологии полностью очистили тактовые импульсы, а потом доверили им уравновешивать сигнал со всех цифровых входов.

И говорят, что где-то на Лазурном побережье Франции ходит легенда: если добавить в систему с B.Audio внешний клок, то звук станет хуже. Проверить бы, но для чистоты эксперимента хотелось бы выехать на местность.

Ну и ЦАП — о нем производитель много не говорит. Точнее — говорит, но совсем немного и с эльзасским акцентом: используется «мультибитный дельта-сигма чип». А из того, что можно разобрать, следует, что цифровая часть имеет свой собственный тор и никак не связана по питанию с остальными схемами Alpha One.

Таким получился этот современный интегральный усилитель: где-то с акцентом, где-то откровенно, но то, что будет дальше, перевернет все с ног на голову. Или же поставит все на свои места — кто к чему готовился, то и получит.

Любопытство превыше всего

Поэтому нужно срочно его удовлетворить. Пока Лазурное побережье готовится к экспериментам с мастер-клоком, мы в приятном столичном климате подготовили для Alpha One пару напольников: Martin Logan Motion F100 и электростаты ESL-X от этого же производителя.

В дополнение нам пригодится источник цифрового сигнала — Aurender N200, потому как проприетарный стриминговый модуль EX, который установлен в Alpha One, не имеет собственного управляющего приложения. Но в то же время он готов работать с Roon, AirPlay, UpNp/DLNA. Сейчас задача — выжать все из этого усилителя и наконец обнажить суть интриги, которую мы так неумело протягивали сквозь весь тест.

Не обращая внимание на погоду за окном, отдаемся треку «Les Amants» в исполнении Enrico Pieranunzi, Marc Johnson, Gabriele Mirabassi. Чистая и свежая мелодика, артикулированные инструменты и грамотная раскладка партий как между музыкантами, так и между слоями сцены. Сначала обращаешь внимание на то, что воображаемая сцена перестает быть воображаемой, и наполняется реализмом.

Вальяжности итальянского пианиста сразу было указано ее место, контрабас тоже не особо сопротивлялся. А кларнет воспользовался тем, что места вдоволь, и звучал с воздушностью и расстановкой, забирая на себя все, что оставалось от пауз других музыкантов. Но это еще не все, потому что следующим был трек

«Strong» в исполнении London Grammar нужно слышать. Сколько планов, сколько разрешений — и ни единого запрета. Бас словно из недр, вокал словно с небес, но все это построено по своим, особым правилам B.Audio. Этот характер не имеет нарочитой наглядности, а воспринимается точно так же, как внешность Alpha One: чувствуешь, что этот звук пришел оттуда, свысока, и нужно какое-то время, чтобы понять его вкусы и предпочтения.

Такие загадки всегда разжигают интерес, но прежде, чем озвучить все ответы, послушаем «Rocking Horse Road» в исполнении Jacqui Dankworth и Brodsky Quartet. Почему именно этот трек? Потому что здесь тоже есть паузы между инструментами, которые с Alpha One становятся угрожающе черными и глубокими, вследствии чего перед стереосистемой сидишь с таким видом, словно в один миг оказался на Лазурном берегу и понял, что ехал сюда совсем не за экспериментами.

А теперь вопрос: что французского в звуке B.Audio Alpha One? От условной «Франции» здесь легкая, шелковистая, освежающая, словно бриз, основа, которая непринужденно раскрывает перед слушателем любые интонации и секреты трека.

В ней нет отстраненности, в то же время она не пестрит эмоциями — кажется, чтобы добиться подобного звучания от своих компонентов, нужно быть полным инженером, и никак иначе. Это наверняка звук не для новичков, а для тех слушателей, кто уже был неоднократно искушен звуком, причем самым разным. Возможно даже отчаялся, ведь поиски были долгими, характеры были разными, но большинство из них прямолинейно отдавали ему свою идею, с первых нот, с первых треков, не оставляя шанса даже для легкой интриги. 

Что в этом звуке не французского? Видимо, исторически примечательная местность за годы своих приключений успела пропитаться и немецкой педантичностью, и швейцарской находчивостью, чтобы впоследствии два брата смогли объединить это все и выдать миру звук на грани.

В нем есть нордическая академичность, которая играет по правилам свежести бриза. В нем есть точность, которая отдает дань классическим представлениям о немецком саунде, а потом завораживающе сплетается с тем же бризом, и вся музыкальная картина зависает в воздухе прямо перед вами. Это невесомый образ, который устойчиво рисует вам любой трек, любой жанр. И когда вы это обнаружите — все остальное становится Hi-Fi-ем.

Выводы

Устройства, подобные B.Audio Alpha One — действительно большая редкость. И речь сейчас не о функционале, хотя он здесь тоже сыграл не последнюю роль, раскрыв своими запатентованными технологиями путь для того, ради чего мы все здесь собрались.

Звук с загадкой, звук, который вызывает любопытство, а по итогу просто ошарашивает слушателя всем тем, что поначалу никак не находило себе места. И потом, когда после очередного сеанса попыток успокоить нервы и разобраться, что к чему у этой «Альфы», прямо на входе в комнату для прослушивания тебя встречает отдельно стоящая звуковая картина случайно играющего трека… Отсюда и хочется начать разбираться, как же так получилось. Ничего личного, чистое любопытство.

звук; обширный функционал; качество изготовления; стильный дизайн

странный пульт ДУ; хотелось бы собственное управляющее приложение для смартфона.

B.Audio Alpha One

1 920 000 рублей

Тип: интегрированный стриминговый усилитель

Выходная мощность: 2 х 120 Вт (8 Ом), 2 х 200 Вт (4 Ом)

Топология: двойное моно, класс усиления AB.

Аналоговые входы: 1 х XLR, 1 x RCA, 1 х RCA (bypass)

Аналоговые выходы: 1 x XLR

Цифровые входы: AES/EBU; 2 x TosLink; SPDIF; USB B; USB A; RJ-45

Максимальное разрешение файлов: PCM 32 бит / 384 кГц, DSD 256

Стриминговые протоколы: Roon Ready, AirPlay, UpNp/DLNA

Габариты (В х Ш х Г): 102 х 450 х 395 мм

Вес: 15.5 кг