Об эмоциональном отклике на музыку есть уже множество статей и научных работ. Но как быть с откликом не на саму музыку, а на информацию о ней — например, на информацию о жанре?

Австралийские ученые из университета Флиндерса выяснили, что этой информации вполне достаточно для того, чтобы спровоцировать эмоциональный отклик. Для этого они провели эксперимент, в котором приняли участие 276 добровольцев из Австралии и Кубы.

Участникам эксперимента дали отрывки текста песен с указанием того, к какому жанру песня принадлежит, и попросили описать, какие эмоции они испытывают. Жанров было восемь: японская классическая музыка (гагаку), боссанова, фаду, болеро, хэви-метал, поп, хип-хоп и западная опера. Все тексты были переведены на английский и испанский и, соответственно, предложены участникам эксперимента, предпочитавшим тот или иной язык.

Однако в некоторых случаях участникам эксперимента сознательно называли не тот жанр музыки, к которому принадлежит текст. В других же случаях жанр в принципе не был указан. Сами тексты при этом оставались неизменными.

Выяснилось, что эмоциональный отклик участников на тексты зависит от информации о жанре мелодии. Так, тексты, которые подавались как отрывки из японской классики, воспринимались более мягко и спокойно, а будто бы взятые из самбы ассоциировались с возбуждением, радостью и счастьем. Металл и хип-хоп же чаще провоцировали злость.

По результатам исследования, ученые сделали выводы, что информация о жанре может быть основой неких стереотипных суждений о музыке, которые в свою очередь влияют на ее восприятие. Так, стереотипы о том, что японская культура сама по себе достаточно спокойна, могут распространяться и на музыку, которая якобы создана в этом регионе, а такие жанры, как хип-хоп и металл, ассоциируются с бунтарством и потому с агрессией — значит, и вся музыка этих жанров такая.

Более того, участники из Австралии и Кубы по-разному оценивали мелодии: так, для кубинцев хип-хоп чаще ассоциировался с грустью и агрессией, а для австралийцев — с грустью, предательством и одиночеством.

Сам факт того, что эмоции, возникающие по поводу музыки, могут не иметь никакой связи с самой музыкой, уже удивителен. По мнению Марко Сусино (Marco Susino), автора исследования, результаты показывают, что музыка все-таки не является универсальным языком.