Когда в 2005 году группа по «защите от копирования» DVD CCA совместно с голливудскими студиями подала иск против Kaleidescape, серверы которого позволяли копировать лицензионные диски и просматривать их асинхронно на разных дисплеях в составе системы, множество компаний приостановило работы по созданию подобных устройств, а сама Kaleidescape изменила ПО, урезав функционал своих серверов. Полностью с рынка медиасерверы и цифровые рекордеры (DVR) не исчезли, но те, что остались, записывали фактически открытые эфирные трансляции.
Зато мощное развитие получили устройства Smart TV — сами «умные» телевизоры и приставки с доступом к онлайн-библиотекам фильмов и передач. Сегодня они развились настолько, что потоковые сервисы на них фактически заменили пользователям эфирные и кабельные трансляции, а сами сервисы доросли до съемки собственных программ и больших лент вроде «Ирландца». При этом проблемы не только остались, но и усугубились, ведь работоспособность тех и других напрямую зависит от скорости и бесперебойности интернета, а требования к качеству видео возрастают в геометрической прогрессии. К тому же сервисы, включая тот же Netflix, отличаются непостоянством – программы могут исчезать из доступа как временно, так и навсегда. В итоге спрос на серверы и рекордеры не исчез, а наоборот — возрос.
Проблема в том, что потоковые сервисы имеют защиту DRM. Поэтому под рекордерами и серверами для потоковых сервисов сейчас понимается не совсем то, чем они на деле являются. Например, Hulu — это просто облачный сервис, позволяющий «скидывать» на него программы, которые пользователь «отложил» на потом. А, скажем, рекордер PlayOn записывает видео с любого сервиса на компьютер методом простого (и некачественного) захвата «с экрана».
Серверы Modulus М1 и МХ1 от компании Modulus Media Systems из техасского Остина в этом плане революционны, потому что записывают как раз исходный поток, «разбирая» его на части, то есть видео и аудио, очищая их от «водяных знаков», а затем собирая в стандартный видеоформат, который могут воспроизвести все DLNA-совместимые устройства в доме. Серверы построены на Linux. И главное в них — запатентованное ПО, которое осуществляет описанную процедуру разборки/сборки. Серверы уже можно купить в нескольких модификациях с разным объемом памяти от 6 до 32ТБ, они поддерживают работу с 4К-контентом, могут масштабировать видео до 4К и главное – работают со всеми значимыми потоковыми сервисами, включая Netflix, Amazon, HBO, Fox, Spotify и Tidal.
Но самое интересное здесь состоит не в этом, а в самом факте появления таких патентов и аппаратов на рынке. Еще пару лет назад за такое на компанию точно бы подали в суд, ведь серверы фактически обходят пункты в соглашениях с видеосервисами, запрещающих скачивание, переделку и распространение исходного контента. И этот факт означает лишь одно: сервисы, как держатели прав на контент, сдались, понимая, что прежними методами контент, особенно «тяжелый», вроде 4К-видео, доставлять будет все сложнее, и нужно искать новые методы распространения. А это значит — большие перемены в самом ближайшем будущем.