15 апреля горел собор Нотр-Дам. Это здание не просто является памятником архитектуры и имеет огромную культурную ценность для христианства — оно также важно и для истории музыки. Майкл Скотт Катберт (Michael Scott Cuthbert), историк средневековой музыки, в своем тексте для Los Angeles Times рассказал, что уникальное звучание собора, скорее всего, потеряно навсегда.

Многие изменения в европейской средневековой музыке XII века напрямую связаны с процессом постройки собора. Прародители современных христианских гимнов были записаны специально для него, а два композитора, Магистр Леонин и Перотин Великий, переписали все литургии с учетом резонирующих свойств храма.

Об этих композиторах никто бы не знал, если бы неизвестный автор не написал о них в XIII веке. Сейчас этого автора называют Аноним IV, и он, судя по всему, был гостем в Париже, а потому подмечал те особенности, которые местным жителям казались обыденными — особый ритм композиций, которые жители пели в соборе, и дрязги клериканства. Чего он не смог записать — так это того, как именно звучит музыка.

Ему бы для этого понадобилась не только современная терминология, но и современные технологии. И тогда, возможно, удалось бы узнать, как звучал Нотр-Дам на старте своего строительства, растянувшегося на два века.

У нас до сих пор нет технологий, необходимых для того, чтобы восстановить, сэмулировать звучание измененных или разрушенных пространств. Но развитие в звукозаписи, обработке сигналов и искусственном интеллекте потихоньку приближают нас к этому моменту.

Те последовательности звуков, которые мы считаем гармоничными, зародились именно там, в глубине Нотр-Дама, 800 лет назад — и они были продиктованы акустическими особенностями самого здания, для которого были написаны. Теперь, после пожара, история этих мелодий может быть утрачена навсегда.

Отметим, что историк Майкл Скотт Катберт не объясняет по каким причинам не удастся восстановить акустические свойства собора после его точной реставрации.