Группа изыскателей под руководством Майкла Мэйси (Michael Macy), профессора искусств и наук в области социологии и информатики, проанализировав набор данных из 765 миллионов музыкальных онлайн-треков, получаемых через Spotify одним миллионом человек в 51 стране, пришла к выводу, что изменение суточных и сезонных предпочтений схожи в разных культурах и демографических группах.
Хотя Spotify и старается рекомендовать музыку для слушателей, оказалось, что в 2016 году более 80 процентов треков были личным выбором пользователей. Исследователи учитывали только треки, которые воспроизводились полностью, предполагая, что пользователи не будут дослушивать до конца то, что им не нравится или не соответствует настроению.
Ученые убедились, что их выборки пользователей Spotify соответствуют демографическим характеристикам каждой из 51 стран. Используя данные о прослушанной музыке, они отслеживали переменную, которая получила название «музыкальная интенсивность», — в пределах от расслабляющей (акустическая, инструментальная, эмбиент, даунтемпо) до высокоэнергетической (ритмичная, танцевальная, громкая и бодрая) музыки.
Музыкальные предпочтения оказались зависимы от дневных ритмов: песни с меньшей интенсивностью преобладали по утрам, затем интенсивность повышалась, сохраняя уровень вплоть до вечера. По выходным дням ситуация выглядела немного иначе.
Интересно, что эти результаты точно совпали с предыдущим исследованием, отслеживающим эмоции в постах пользователей Твиттера, отличаясь только в одном: тексты демонстрировали спад во второй половине дня, а вот в музыке такого спада нет.
Также обнаружились некоторые культурные различия: энергичная музыка популярна в Латинской Америке, расслабляющая — в Азии. Есть и гендерная разница, которая зависит от географических полушарий: женщины слушают менее интенсивную музыку в северном полушарии и более интенсивную — в южном.
Пики сезонной интенсивности соответствовали летнему солнцестоянию в каждом полушарии, и эти колебания были более экстремальными в более высоких широтах. Вблизи экватора изменения интенсивности были сглаженными в течение всего года. Продолжительность дня влияла на музыкальную интенсивность сильнее других факторов.
Это, конечно, пример того, как люди реагируют на температуру или солнечный свет. С другой стороны, исследователи говорят, что на эти колебания в значительной степени влияет культура — скажем, танцевальная музыка становится популярнее во время летних каникул. Культурные факторы, очевидно, оказываются сплетены с биологическими, а также с влиянием окружающей среды, и все это связано в узел, который довольно трудно распутать.
Несмотря на несомненную пользу этого исследования для музыкальной индустрии и стриминга, Майкл Мэйси отметил, что каждый мог бы использовать эти данные в личных целях — делая более продуманный выбор и контролируя свои эмоции и работоспособность.