Моцарт лечит. К такому выводу пришли ученые, проанализировавшие несколько ранее вышедших исследований о влиянии классической музыки на состояние здоровья. На этот анализ их натолкнули идеи из начала 90-х, объединенные под общим названием «эффект Моцарта» — они утверждали, что прослушивание некоторых классических произведений делает людей умнее. По результатам анализа ученые пришли к выводу, что классическая фортепианная музыка помогает от эпилепсии, снижая частоту и тяжесть приступов.
В начале 1993 года Фрэнсис Раушер (Francis Rauscher) провела небольшой эксперимент, в котором приняли участие 36 студентов: у них проверялись способности к пространственному мышлению в трех ситуациях. В первой ситуации студенты 10 минут перед тестом сидели в тишине, во второй 10 минут слушали расслабляющие аффирмации, а в третьем 10 минут наслаждались сонатой Моцарта для двух фортепиано ре-мажор К.448.
Выяснилось, что результаты тестов после прослушивания Моцарта оказались в среднем на 10 пунктов выше, чем в других случаях — и после публикации исследование, растиражированное с громкими заголовками, обрело собственную жизнь и стало основой для идеи того, что классика делает людей умнее.
Из-за этого, например, младенцев и детсадовцев заставляли слушать классические произведения, а в 1998 году губернатор Джорджии в США раздал всем матерям новорожденных компакт-диски с записями классической музыки. Считалось, что дети от этого станут умнее и получат больше баллов в местном аналоге ЕГЭ спустя многие годы.
Различные ученые пытались повторить эксперимент Раушер, и результаты были неоднозначными. По словам самой Раушер, ее результаты были достаточно конкретными и затрагивали только пространственное мышление, а вот про интеллект в целом ничего сказано не было. В итоге, искаженная версия результатов эксперимента Раушер была довольно успешно опровергнута сообществом ученых, выяснивших, что классика не делает людей умнее, но в процессе исследований еще в начале нулевых был открыт один достаточно полезный эффект: Моцарт положительно влиял на состояние пациентов с эпилепсией.
В недавно опубликованном метаанализе команда ученых сопоставила результаты 12 новейших исследований по этой теме, прошедших за последнее десятилетие. Сами исследования сильно отличаются друг от друга: в одних рассматривается эффект от однократного прослушивания, в других — от многократного. Однако повторяемость результатов исследований позволяет сделать выводы: музыка действительно позволяет снизить частоту приступов эпилепсии в среднем на 31–66%.
Эффект зависит от самого пациента и выбранной для терапии музыки. Большинство ученых, вдохновившись экспериментом Раушер, налегали на сонату Моцарта для двух фортепиано ре-мажор К.448, но и другие произведения Моцарта оказались вполне эффективными — в особенности, соната для двух фортепиано до-мажор К.545.
По мнению Джанкарло Сессо, одного из ученых из команды, проводившей метаанализ, музыка — часть любой культуры, и ее прослушивание удовлетворяет какую-то потребность. Однако механизмы эффекта Моцарта до сих пор плохо изучены — вполне возможно, что терапевтический эффект основан на особой ритмической структуре сонат, подходящей для работы с эпилепсией, и вполне возможно, что и другая музыка тоже может работать так же эффективно.
Например, если верить одному из исследований, старая поп-музыка и минималистичные треки Филиппа Гласса никакого эффекта на пациентов с эпилепсией не оказали. В 2000-м году компьютерный анализ нескольких сотен композиций пытался выявить особенности конкретных мелодий Моцарта: команда, проводившая его, пришла к выводу, что суть — в необычном композиционном строении произведений. Именно специфическая структура сонат оказывает влияние на мозг пациентов с эпилепсией. Аналогичная структура встречалась и у Баха.
Недавнее канадское исследование включало в себя нескольких пациентов с эпилепсией, за которыми наблюдали в течение года. В течение первых трех месяцев участники эксперимента просто вели дневники своих приступов, потом три месяца слушали по шесть минут сонаты К.448 в день и записывали приступы, а потом еще три месяца слушали фазово-искаженную версию той же самой сонаты с аналогичными частотными и амплитудными характеристиками (но без ритмических) — и опять же вели дневники приступов.
По мнению команды ученых, разницы между частотой приступов при прослушивании настоящей сонаты и ее искаженной версии быть не должно было — а она была: оригинальный Моцарт позволил серьезно снизить частоту приступов (у одного из участников эксперимента за эти три месяца вообще ни одного приступа не было), а вот искаженная версия такого солидного эффекта не произвела.
Поэтому сонату используют в качестве дополнительной терапии для пациентов с эпилепсией — успешно, но не понимая до конца механизмов ее влияния. Дальнейшие исследования будут направлены как раз на выявление особенностей самой композиции, вызывающих такую положительную нейростимуляцию.