Многоканальная музыка появилась еще в 50-х годах прошлого столетия, однако до сих пор не получила большого распространения. Первой известной квадрофонической записью принято считать концерт группы Pink Floyd 1967 года в Queen Elizabeth Hall. В 1978 году Лу Рид выпустил альбом «Street Hassle», при создании которого использовался метод бинауральной записи, позволяющий получить слушателю в наушниках виртуальный 3D-звук. В последующие годы энтузиасты и профессионалы, в том числе крупные студии звукозаписи, делали попытки записывать объемную музыку как для наушников, так и для многоканальных аудиосистем, но победа осталась за стереофонией с двумя каналами.
В наши дни 3D-аудио вновь набирает популярность, считает колумнист FactCompany Ларс Шмидт (Lars Schmidt). Причин этому несколько: технологический прогресс, удешевление производства, появление VR-гаджетов и специализированного контента. Другими словами, то, что было слишком дорого и сложно 50 лет назад, сегодня стало во всех планах гораздо более доступным. Многоканальная музыка развивается не быстро, но уже выпускаются альбомы, записанные в самых современных форматах окружающего звука, а также проводятся живые выступления с использованием многоканальных систем.
У таких артистов как нью-эйдж исполнительница Сьюзан Чани (Suzanne Ciani), которая использует на своих концертах квадрафонические системы, сегодня есть все шансы выйти на новый уровень. Уже начали появляться специальные площадки для живых выступлений с объемным звуком: в апреле этого года американский музыкант Кристофер Виллитс (Christopher Willits) открыл в Сан-Франциско площадку для музыкальных выступлений Envelop, где задействована 28.4-канальная система звука. Помимо этого, есть и мобильная версия сетапа, использованного на площадке, — Envelope Satellite. Оборудование позволит проводить музыкальные фестивали с объемным звуком вне зависимости от места проведения.
Крупные лейблы, включая Universal Music и Warner Music, заинтересовались музыкальным VR-контентом. Компании заключают соглашения по созданию музыки с 3D-звуком. Медиаконгломерат Viacom уже выпустил первый музыкальный VR-альбом, записанный с использованием современных технологий и оборудования. Кроме этого, появились концертные записи для VR-шлемов. Все это способствует быстрому развитию трехмерной музыки. Вся музыкальная индустрия буквально вынуждена меняться и следовать за прогрессом.
Если говорить о производителях AV-техники, то одной из компаний активно развивающей 3D-аудио стала Sennheiser. Формат звука Ambeo, продвигаемый производителем, позволяет на 9.1-канальной системе получить объемный звук в музыке. Недавно Sennheiser продемонстрировала возможности Ambeo на ремиксе песни «Comfortably Numb» группы Pink Floyd. Во время воспроизведения использовали 25 колонок, звук шел со всех сторон.
В январе Sennheiser показала внутриканальные наушники Ambeo Smart Surround, которые записывают и проигрывают 3D-аудио. Развитием VR-звука занимаются и другие компании: например, Dirac Research в марте этого года показала технологии Dynamic 3D Audio и Panorama Sound, которые произвели впечатление на публику.
Говорить о развитой индустрии музыки с объемным звучанием слишком рано, но есть все предпосылки к ее росту.