Фестиваль «Вудсток», прошедший в 1969 году, стал одним из культовых событий в истории музыки двадцатого века. Про него снимали документальные и художественные фильмы, и их саундтреки позволяли получить хоть какое-то представление о том, как все происходило. Но картина все равно оставалась не такой уж и яркой.
Но в 2005 году Энди Закс (Andy Zax), знаменитый своим продюсированием переизданий, набрел в хранилище Warner Music на коллекцию записей с «Вудстока» и решил, что их непременно нужно выпустить. Почти вся информация о фестивале, доступная онлайн в 2005 и 2006 году, по его словам, оказалась неверной. «Когда я начал компоновать релиз 2005, то не знал, кто за кем играл, когда, да и вообще сет-листа не было. Все потому, что те, кто когда-либо прикасался к этим записям, уже давно отошли от дел. Никто ими скрупулезно не занимался» — вспоминает Закс.
Результатом его работы стал шестидисковый бокс-сет, который он выпустил к сорокалетию фестиваля. Теперь же, спустя десять лет, Энди Закс выпустит максимально полное издание записей с «Вудстока», включающее в себя 38 дисков. Релиз под названием «Woodstock — Back To The Garden: The Definitive 50th Anniversary Archive» выйдет ограниченным тиражом — всего 1969 копий. На дисках разместятся 432 трека, из которых 267 ранее никогда не выпускались, разделенные анонсами выступлений и другими разговорами исполнителей. Плюсом к компакт-дискам в релиз войдут Blu-ray с документалкой «Woodstock: 3 Days Of Peace And Music», реплика программы фестиваля, гитарный ремень от Ace Strap (того же бренда, что и у Джими Хендрикса), два постера с фотографиями от Генри Дилтца (Henry Diltz), а также несколько текстов.
Помимо ультимативного бокс-сета Закс также выпустит комплекты поменьше: на десять дисков, три диска или пять пластинок. Существование такого масштабного релиза стало возможным благодаря современным технологиям, с помощью которых удалось восстановить то, что ранее восстановлению не подлежало.
В одном из примеров «технологического колдунства», как называет весь этот процесс Закс, фигурирует Рави Шанкар и его выступление. Пластинка «Ravi Shankar At The Woodstock Festival» на самом деле записана в студии, а шум толпы на нее наложен. Настоящее выступление Шанкара на «Вудстоке» тоже записали, причем в многодорожечном варианте, но результат ему не понравился — музыкант решил, что может лучше, и выступил заново в студии. Многодорожечные мастеры с «Вудстока» с тех пор были утеряны — возможно, они просто забыты в каком-нибудь архиве, но никто из ныне живущих специалистов не знает, где они находятся. Заксу удалось обнаружить только монозапись с пульта. Запись отвратная, но другой нет и, наверное, не будет.
Но, к счастью, на Abbey Road работает инженер Джеймс Кларк (James Clarke), который уже какое-то время обучает машины: если человеческое ухо может отличить крик от пианино и от барабанов, то и алгоритм можно этому научить. И эта идея положила название процессу, который сам Кларк называет демикшированием: он может взять монозапись и разделить ее на составляющие в виде отдельных инструментов. С помощью алгоритма Кларка удалось выделить из монозаписи Шанкара три дорожки: ситар, таблу и танпуру. Алгоритм еще и немного почистил записи от шума, выделяя чистое звучание инструмента. И эти чистые дорожки уже собрали в стереозапись.
Весь бокс-сет обойдется в 800 долларов США. Он уже доступен для предзаказа, а официальный релиз намечен на 2 августа.