Потоковый сервис YouTube уже давно перестал быть видеохостингом в традиционном смысле. На YouTube можно найти клипы, фильмы, прямые трансляции телеканалов, спортивные матчи, а также много другого полезного контента. Например, обучающие видео. Одним из самых популярных направлений стали онлайн-уроки для музыкантов. В частности, гитарные уроки.

Когда все только начиналось, небольшие видео по игре на гитаре записывали никому не известные музыканты, среди которых нередко попадались профессиональные преподаватели. Со временем многие каналы развились и превратились практически в полноценные онлайн-школы по игре на гитаре. Основная деятельность большинства таких каналов — разбор популярных песен. Время от времени на YouTube появляются даже «официальные» уроки от участников известных рок-групп. И все было бы хорошо, если бы не законы об авторском праве.

Как правило, публично исполнять и воспроизводить песни может только автор и правообладатель. Таким образом, кавер-версии на YouTube, включая уроки с разборами гитарных партий, уже давно стали предметом споров и конфликтов. Глобальная самоизоляция стала причиной не только возросшего спроса на музыкальные уроки на YouTube, но и новых войн между ютуберами и правообладателями.

Недавно американский бас-гитарист Леланд Склар (Leland Sklar) записал видео совместно с фолк-музыкантом Джеймсом Тейлором (James Taylor). Песню выложили на YouTube, но вскоре она была заблокирована по просьбе представителей самого же Тейлора. Другими словами, музыканту запретили «выступать» на YouTube.

Еще более курьезный случай произошел с ютубером Rodney McG: он записал альтернативную версию своей собственной песни, а алгоритмы YouTube удалили видео, сославшись на «требование автора».

По этому случаю Rodney McG записал цикл роликов, посвященных проблемам авторских прав и гитарных видео на YouTube. Среди прочего, Rodney McG упомянул тот факт, что качество обучающего гитарного контента стремительно падает — ютуберы целенаправленно избегают полноценных разборов песен, стараясь не нарваться на блокировки. Также McG отметил, что зачастую деньги за рекламу получают правообладатели, а не владельцы каналов, на которых публикуются обучающие ролики.

По мнению Rodney McG, пользователям YouTube стоит всерьез задуматься о вышеописанной проблеме: если создатели сервиса не найдут способ усмирить алгоритмы и договориться с правообладателями, то контент станет хуже и его будет в разы меньше.