Появившийся весной прошлого года новый SACD-проигрыватель продолжает развитие линейки проигрывателей Esoteric в традиционном для компании ключе: сначала создаются бескомпромиссные блочные модели (отдельно транспорт и ЦАП), а затем появляются однообъемные, которые, однако, практически не уступают им как по качеству звучания, так и по функциональной насыщенности.
Уже одно качество исполнения корпуса говорит о классе аппарата. Эволюционное развитие техники Esoteric проявляется даже во внешнем облике. Наиболее близким предшественником SA-50 по этому критерию можно считать универсальный проигрыватель UX-1 Pi, который был выпущен в 2007 году в ознаменование 20-летия бренда Esoteric (см. S&V No9, 2007), а по назначению и набору функций — SACD-проигрыватель Х-05 (см. S&V No7, 2008). Тут основное внешнее отличие — отсутствие окошка в верхней крышке, что связано с использованием версии привода с головкой VOSP (Vertically-aligned Optical Stability Platform). Если в традиционной конструкции головка при слежении покачивается из стороны в сторону, то здесь она закреплена на параллельной плоскости диска платформе. Этот узел может поворачиваться вокруг оси и одновременно перемещаться вдоль нее, приближаясь или удаляясь от диска в процессе считывания информации.
Классический пример реализации «мехатронной» идеологии фирмы: безошибочное и надежное считывание данных обеспечивается в первую очередь за счет улучшения механических характеристик привода, а не только математическими методами их обработки. Ранее узел головки с подобной конструкцией использовался в транспортах Esoteric P-01 и P-03. Качество механической обработки при изготовлении наглядно демонстрирует двухслойный корпус: алюминиевые пластины, образующие его внешнюю декоративную часть, прикрепляются к несущему шасси скрытно изнутри, так что щели между панелями практически отсутствуют, как и винты крепления на видимых внешних поверхностях. Такое решение вкупе с дополнительными внутренними распорками обеспечивает чрезвычайно жесткую конструкцию шасси SA-50, что позволяет полностью контролировать резонансы. Сдержанный дизайн поддерживается аскетичным набором органов управления. SA-50 может работать и как автономный 32-разрядный ЦАП с архитектурой «двойное моно» (Dual Mono), который создан на базе микросхемы последнего поколения—32-разрядного процессора AK4392 — совершенного мультибитового ЦАП’а, выпускаемого компанией Asahi Kasei EMD. Расположенная на передней панели справа от лотка загрузки кнопка Mode используется в двух вариантах: ее кратковременным нажатием вход ЦАП’а последовательно подключается к выходу привода (воспроизведение дисков) или к одному из трех цифровых входов (режим автономного ЦАП’а). При выборе внешнего входа управление проигрывателем блокируется и действует только загрузка и выгрузка лотка. Нажатие кнопки Mode в течение более двух секунд переводит SA-50 в режим установок параметров ЦАП’а, среди которых выбор варианта обработки данных при воспроизведении CD и SACD, типа цифрового фильтра (с конечной импульсной характеристикой, который на дисплее отображается как FIR или с малой задержкой — S_DLY), внешней синхронизации, подключение цифровых интерфейсов и аналоговых выходов (управление возможно по девяти параметрам). Для аналогового выхода проигрывателя через меню выбирается фиксированный или регулируемый режим. В последнем случае SA-50 может работать в системе без предварительного усилителя: его выход подключается к усилителю мощности или активной акустике. При этом для управления громкостью (уменьшения с децибельным шагом от 0 до –72 дБ) или включения режима приглушения используется универсальный пульт ДУ. Для балансного выхода предусмотрена возможность изменения фазы выходного сигнала: через меню установок «горячим» или положительным можно сделать сигнал на выводе 2 или 3 разъема XLR. Когда подключены оба выхода, и балансный и несимметричный, положительным автоматически будет вывод 2. У проигрывателя предусмотрены режимы повтора трека или диска и воспроизведение по программе. Режим программы (до 30 шагов) выбирается кнопкой с неожиданным, но вполне понятным обозначением (Audio). Эта же кнопка и отключает воспроизведение по программе, а кнопка Clear удаляет из программы только последний трек.
Кроме стандартного преобразования (восьмикратная передискретизация и 32-разряднаая фильтрация) для РСМ, поступающего с диска или от внешних источников на цифровые входы, возможны режимы с двухили четырехкратной передискретизацией и даже преобразование РСМ в DSD. Также и для SACD, кроме стандартного режима обработки DSD, возможно обратное преобразование в 32-разрядный РСМ с двухили четырехкратной передискретизацией по отношению к стандартной для CD частоте 44,1 кГц. Добавим сюда выбор цифрового фильтра для РСМ — и вот вам и уникальный набор методов передискретизации для повышения качества записей на обычных звуковых CD или приближения звучания SACD к более привычному для владельца CD-коллекции. Все эти обширные возможности по обработке цифрового сигнала доступны и для сигнала с входа USB. При подключении к персональному компьютеру SA-50 выступает в роли периферийного устройства (внешний USB звуковой ЦАП) и управляется под оболочкой
Microsoft Windows XP или Windows Vista: для другого программного обеспечения возможны перебои в работе. При этом в компьютере для передаваемого сигнала рекомендуется выбирать «качество CD» (т.е. 16 бит/44,1 кГц). При прослушивании мы перепробовали все, из уникального набора проигрывателя, возможности по обработке цифровых сигналов. Сравнение звучания CD при стандартной обработке (установка в меню ORG) и преобразованного сигнала в DSD не дает однозначного вывода о преимуществе какого-либо: очевидно, здесь сказывались особенности характера музыки и самой записи. Это относится в полной мере и к вариантам с двухи четырехкратной передискретизацией. Нужно только отметить, что для некоторых записей звучание DSD-версии показалось более живым и объемным. Что касается SACD, то тут мы безоговорочно отдали предпочтение оригинальному воспроизведению в формате DSD: ведь SA-50 в первую очередь SACD-проигрыватель. Так что SA-50 позволяет «обновить» всю коллекцию CD, поскольку дает вам возможность заставить ее звучать по-новому: поле для экспериментов по цифровой обработке действительно необъятное.
Переключение цифровых фильтров практически не сказывается на частотной характеристике на аналоговом выходе. При разбалансе каналов на частоте 1 кГц не более 0,01 дБ неравномерность АЧХ составляет всего 0,34 дБ. При использовании преобразования PCM в DSD немного увеличивается спад на высоких. Искажения очень низкие во всех режимах: при стандартной обработке не более 0,001% на средних частотах, а худшее значение (около 0,04%) получается только на высоких, где его влияние минимально, для режима с преобразованием PCM в DSD. Наиболее явно свойства цифровых фильтров проявляются на импульсной характеристике. Отклик на одиночный импульс для установленного по умолчанию фильтра FIR получается более коротким, а у второго — круче передний фронт импульса. В спектре интермодуляционных искажений комбинационные составляющие практически отсутствуют для всех режимов. Линейность амплитудной характеристики ЦАП’а хорошая во всем динамическом диапазоне.
Текст: Алексей Грудинин