Американская компания Music Hall была основана Роем Холлом в 1985 году и в первое время занималась не столько собственными разработками, сколько поставками и продажей техники различных производителей на американский рынок. Позже стали появляться и свои разработки. Судя по всему, над техникой работают специалисты в разных странах. Концепцию разработок в целом можно описать как стремление создавать технику с хорошим соотношением цены и качества и с упором в основном на бюджетный сегмент. Сейчас компания в своем модельном ряду представляет и проигрыватели виниловых пластинок, и фонокорректоры, и электронику. В большинстве своем Music Hall ассоциируется у многих с бюджетными аппаратами, которые в целом производят вполне положительное впечатление. Music Hall mmf 2.2 когда-то стал победителем нашего теста среди бюджетных аппаратов. Но вертушки более серьезного уровня — это совсем другая история и совсем другие требования. Поэтому мне показалось интересным протестировать самый старший проигрыватель в линейке Music Hall.
Проигрыватель поставляется практически в собранном состоянии, и все, что нужно в начале, — извлечь его из прочного фанерного ящика, разложить на столе комплектующие и распаковать массивную крышку-колпак, упакованную в отдельную коробку. В комплекте есть все необходимое — фонокабель (бюджетный, не самый плохой), жидкостный уровень, шаблон для настройки тонарма, все необходимые ключи, смазка для подшипника, перчатки для сборки аппарата и прочие полезные мелочи.
Стол представляет собой сэндвич из четырех плит, изготовленных из МДФ и покрытых несколькими слоями черного лака. Между собой плиты развязаны при помощи полимерных вставок (производитель указывает на применение сорботана), и вся конструкция чуть-чуть пружинит. Нижняя плита — опорная, снизу у нее имеются массивные металлические регулируемые ножки, на ней же установлен корпус с моторами и блоком управления. Далее идут две плиты, перемежающиеся тоже полимерными проставками, а наверхней, четвертой плите установлен опорный подшипник и тонарм. В целом стоит признать, что система задемпфирована вполне эффективно.
Привод у аппарата пассиковый, вращение на основной диск передается при помощи в меру толстого круглого силиконового пассика. Но вот сам механизм выполнен не совсем обычно. использовано два весьма мощных синхронных мотора постоянного тока, управляемых общим контроллером. Со шкивов мотора при помощи короткого пассика вращение передается на инерционный вал, тоже снабженный шкивом, а с него уже — на основной диск. Механизм по сути простой, но эффективный в плане стабилизации вращения и развязки моторов и диска. Хотя в идеале, конечно, инерционный вал должен обладать значительной массой, чего в нашем случае нет. Но в целом использованный принцип вполне работает. блок питания моторов изготовлен в виде обычной вилки-адаптера, но блок этот более качественный, чем можно было ожидать. проигрыватель достаточно быстро набирает скорость, а световая индикация указывает, когда скорость набрана. регулировки скорости, к сожалению, нет, но при проверке по стробоскопу никаких отклонений я не увидел.
Основной диск у проигрывателя среднетяжелый и изготовлен из акрила. Опорный подшипник инвертированный, с керамической вставкой, а бронзовый стакан закреплен непосредственно в диске. Подшипник не очень массивный, но вот та часть, которая является промежуточным звеном между опорным шкивом и верхней плитой стола, весьма крупная и тяжелая. По конструкции судить сложно, но, вероятно, там применено какое-то еще дополнительное демпфирование, может быть, при помощи засыпки, как то сдела- но у старших моделей Pro-Ject. Вообще при на- личии множества сходных базовых деталей и материалов в целом совершенно нельзя сказать, что Music Hall и Pro-Ject — это одно и то же. Нет, какие-то узлы схожи, что, скорее всего, обусловлено просто возможностями производства, но в целом идеология и подходы во многом различаются.
Правда, установленный на проигрывателе тонарм — целиком и полностью Pro-Ject — модель 9cc Evolution. Это 9-дюймовый, статически сбалансированный тонарм, с традиционной для производителя цельной карбоновой трубкой. Изготовлен он, надо сказать, вполне качественно и добротно, и если оставить за скобками споры об идеологии правильного тонарма (а единственно верного варианта тут, конечно же, нет), то нужно просто учитывать его особенности при подборе головок. Шелл несъемный, установленные головки могут весить от 5 до 14 г. Для настройки в комплекте идут три противовеса с разной массой. Из настроек у тонарма есть все необходимое, кроме регулировки азимута.
Выходные разъемы — RCA, выведены на корпус проигрывателя. В настройке тонарм вполне удобен и ничего сложного нет, однако стоит помнить, что при креплении головки на карбоновый шелл крайне желательно использовать или полимерные шайбы, или (в идеале) пластиковые или карбоновые винты. И чрезмерное усилие в затяжке здесь будет особенно не к месту. Обычными железными винтами шелл можно повредить. В остальном придраться не к чему и незачем. Разве что внутреннюю проводку Pro-Ject использует, на мой слух, не самую подходящую (дающую слишком легкий звук), им бы Cardas внутрь ставить, но, видимо, разработчики обо все этом другого мнения. Еще необычно выполнен армрест — вместо привычной механической там использована магнитная фиксация, и процесс установки тонарма на держатель немного слышен. Да и магниту в целом в таком узле не место. В любом случае конструкция такая, какая она есть, и прежде чем думать о каких-то недостатках, стоит разобраться с «базовым» звуком, понять, какой он, а после уже думать о том, как на этот звук можно повлиять и стоит ли это делать.
Звучание
Подбирая головки к проигрывателю, я пришел к выводу, что при штатной установке все то, что имеется у меня в запасе, окажется не очень подходящим. Установив Goldring Legasy, я получил измеренную резонансную частоту около 11 Гц, поэтому пришлось к головке добавить штатную утяжеляющую проставку. 9 Гц — это уже вполне приемлемый результат. Забегая вперед, скажу, что устанавливать головку Benz Micro Wood SH на этот проигрыватель — все-таки решение спорное (головка стоимостью в половину проигрывателя), обычно в жизни так не бывает. Но для теста, чтобы понять почерк аппарата, почему бы и нет. Головка эта обладает весьма характерным звуком и отличными характеристика- ми, поэтому в порядке эксперимента установить ее было очень интересно. Но начнем с Legasy. И пока без каких-либо доводок, все в базовой комплектации. Хотя нет, одно все же есть — я заменил фонокабель на недорогой, но добротный Ortofon 6NX-TSW 1010. Конечно, перед этой заменой и штатный кабель я прогрел и попробовал, но он оказался простоватым по звуку — нужен если только на первое время, а потом лучше его менять. Ortofon с некоторой долей собственной мягкости и теплоты очень неплохо вписался в общую картину.
Прослушивание начал с авангардной джазовой пластинки The Vinny Golia Quintet «The Gift of Fury». Звук получился хлесткий, быстрый, объемный и, может быть, чуть слишком воздушный. Слышна неплохая детальность и скорость, но ощущается некая сглаженность по краям диапазона, в том числе и за счет небольшого акцента на средних частотах, особенно на верхней середине. Бас небольшой, быстрый, но немного легковесный. Общая подача воздушная, легкая и одновременно сухая, с глубокой и весьма широкой объемной сценой. При некотором количественном акценте на верхней середине окраски как таковой не слышно. И что еще хорошо — в звуке не заметно синтетики или зажатости. Хотя некоторое желание подкорректировать подачу возникает, но по одной записи делать выводы нельзя.
Следующая пластинка — The Oscar Peterson Trio + The Singers Unlimited «In Tune». Подача получилась легкая, беглая, воздушная и местами даже звонкая, с хорошей детальностью и артикуляцией. Но основательности не хватает. Чтобы все это как-то подправить, может оказаться достаточно и совсем несложных решений. Плотный пробковый мат и незначительная регулировка тонарма по высоте — и звук меняется. Уходит излишняя яркость, заметно выравнивается частотный диапазон. И все, можно слушать дальше. Не знаю, почему в комплекте к проигрывателю нет мата, ведь в каталоге производителя маты очень даже присутствуют. Как вариант можно еще использовать тонкий мат из резины или силикона, но найти что-то подобное в качественной реализации сложнее. А остальные материалы скорее всего будут противопоказаны. Важно, что при влиянии в какой-то мере на воспроизведение частотного диапазона не изменяется характер звука в целом — легкость и скорость сохраняются.
Следующий диск — Eric Clapton «Pilgrim». Звук упругий, басовитый, с хорошим объемом и боль- шим количеством воздуха. Тракт не делает явных различий между звучанием акустических инструментов, электроники или вокала.
Разные записи звучат примерно с одним почерком. Динамика очень неплохая, детальности же местами хотелось немного больше — на насыщенных фрагментах на всех трех пластинках нюансы звука заметно отходят на второй план. При этом нельзя сказать, что звук излишне напо- ристый, «марширующий», нет, он просто быстрый и вполне дружелюбный.
Прежде чем продолжать тест, я сменил головку, как уже указывал раньше, не столько ради практического, сколько ради теоретического интереса. Поставил Benz Micro Wood SH и послушал те же самые записи. В связке с этим проигрывателем звук оказался и детальным, и быстрым, а слегка смягченно-музыкальная подача головки, с небольшой долей теплоты, вполне подошла к почерку в целом. В звуке добавилось слитности, музыкальности, рельефности, верхние частоты и верхняя середина вы- ровнялись по подаче, разве что остался совсем незначительный акцент. Для эксперимента этого вполне достаточно, возвращаю прежнюю головку и слушаю дальше.
Пластинка Isao Suzuki Quartet +1 «Blue City». Здесь в первую очередь понравилась пространственная локализация звука, очерченность, воздушность и в целом верные взаимные пропорции образов. Верхних частот немного больше, чем хотелось бы, а баса, наоборот, чуть меньше.
Следующая пластинка — Queen «A Day At The Races» — прозвучала динамично и быстро, но без достаточной наполненности, немного легковесно. Эмоции передавались достаточно точно, да и детальности хватило, чтобы заметить большую часть специфики и огрехов, сделанных при записи этого альбома. В целом баланс более смещен в сторону музыкальности, но если в записи есть недостатки, они будут очевидно заметны. После я поставил такую же пластинку, но в худшем издании, запиленную, в меру поцарапанную и умеренно пыльную. Сама по себе наша тестовая головка неплохо отрабатывает по- добный материал, но в совокупности с тонармом связка оказалась не самой подходящей для пластинок в неважном состоянии — артефакты слишком слышны и прослушивание не доставит удовольствия.
Сорокапятка Rafael Anton Irisarri «Reverie» про- звучала без нареканий, хотя, учитывая сильно проработанный, в том числе и электронными способами, звук, я опасался, что ощущение воздуха и объема будет излишне большим или подчеркнутым. Но нет, все сложилось вполне хорошо.
В конце теста, по традиции, я перешел к классической музыке. Запись концерта Чайковского прозвучала не очень — эту конкретную запись очень сложно назвать идеальной, и тракт явно показал имеющиеся недостатки. Не так чтобы навязчиво, но заметно. С другой стороны, сказать, что звук таков, что он мешает слушать музыку, я не могу — очевидность недостатков записи в сочетании с дружелюбным музыкальным почерком дает уравновешенную картину.
Четвертая симфония Сибелиуса записана намного лучше, и здесь оставалось просто слушать музыку. Если оценивать совсем строго — чуть не хватило детальности и оттенков в средневерхнем диапазоне и не была бы лишней большая количественная наполненность нижней середины и баса. И в общем-то, это все, что можно предъявить тракту, список получился вполне скромным.
Выводы
Легкий по характеру, несложный в настройках и обслуживании проигрыватель с вполне миролюбивым музыкальным, и в чем-то задорным почерком. Но не без особенностей. Выбирая го- ловку, я бы учитывал несколько моментов — противопоказанны головки с ярко-акцентированными верхами, головки едкие и резкие. Это относится как к ММ-типу, где подобные экземпляры не редкость, так и к Мс-головкам. Те же Audio-Technica я бы не решился поставить. наоборот, лучше подойдут головки с мягким, пластичным звуком и хорошим басом. а учитывая тот факт, что тонарм имеет относительно небольшую эффективную массу, нужно смотреть в сторону головок с высокой податливостью иглодержателя. а под- страивать цельную картину звука при помощи матов, кабелей и прочих полезных моментов — так это всегда пойдет на пользу, если к подбору подойти с умом и без спешки.
Музыкальный материал
[01] Eric Clapton — Pilgrim / Re- prise WPJR-200172002 / Stereo
[02] Isao Suzuki Quartet +1 — Blue City / Three Blind Mice TBM-24 / Stereo
[03] Jean Sibelius — Symphony No 4 — The Swan of Tuonela — Ber- lin Philharmonic Orchestra — Herbert von Karajan — Deutshe Grammophon / Polydor Japan — MGX7016 / Stereo
[04] Queen — A Day At The Races — Electra / Warner-Pioneer corp. Japan — P-10300E / Stereo
[05] Rafael Anton Irisarri — Rev- erie — Immune Recordings 010 / Stereo
[06] Tchaikovsky — Concerto for piano and orchestra in B-flat minor, Op.23 — Svjatoslav Richter — piano, Herbert von Karajan, Vienna Symphony Orchesta — Deutshe Grammophon / Nippon Grammophon Japan — MG 2061 / Stereo
[07] The Oscar Peterson Trio + The Singers Unlimited — In Tune / MPS-Delta 5C 064D- 99442 / Stereo
[08] The Vinny Golia Quintet — The Gift of Fury / 9Wings 0109 / Stereo
Проигрыватель MUSIC HALL MMF 11
Привод: пассиковый, с инерционным маховиком
Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин, с электроным контролем, без подстройки
Моторы: два синхронных постоянного тока
Диск: акриловый, весом 3,35 кг
Колебания скорости: <±0,08%
Размеры: 540x350x197 мм
Вес: 17,9 г
PRO-JECT 9CC EVOLUTION
Шелл: несъемный
Эффективная длина: 230 мм
Эффективная масса: 8 г
Головки звукоснимателя GOLDRING LEGASY / BENZ MICRO WOOD SH
Тип: МС/МС
Частотный диапазон: 20 Гц — 22 кГц/ 20 Гц — 20 кГц
Разделение каналов: > 25 дБ/> 35 дБ/1 кГц
Выходное напряжение: 0,25/2,5 мВ
Импеданс: 100/90 Ом
Прижимная сила: 1,75/2 г
Динамическая податливость: 16/15 x10-6 см/дин
Профиль иглы: эллипс/fine line
Материал корпуса: магниевый сплав/корень вереска
Вес: 8/9 г