Британская фирма Arcam представила поклонникам домашнего кинотеатра флагманский AV-ресивер. С учетом того, что предыдущий флагман AVR 600 сошел со стапелей фирмы ни много ни мало 4 года назад, это знаменательное событие. Разумеется, наши эксперты не могли остаться от него в стороне.
Инженерный подход фирмы Arcam точнее всего характеризует расхожая фраза о нежелании искать легких путей. Ее специалисты никогда не «переодевали» в новый корпус чужие идеи, а досконально разбирались в очередной новой технологии и творчески внедряли ее в свои аппараты. Например, в начале 1980-х, с появлением CD-проигрывателя, когда большинство производителей выпускали под своей маркой детище Philips, компания Arcam разработала оригинальную модель, рассчитанную на самых взыскательных ценителей музыки. О серьезности намерений красноречиво свидетельствует и такой факт: четверть сотрудников фирмы заняты в отделе исследований и разработок. Arcam обладает мощной измерительной базой, уделяет огромное внимание тому, чтобы серийный образец полностью соответствовал инженерному замыслу: даже у аппарата, собранного на автоматизированной линии, тестируются десятки параметров.
К герою нашего рассказа это применимо в полной мере — он является представителем High-End-семейства FMJ (Faithful Musical Joy, что можно перевести как «наслаждение достоверным воспроизведением музыки»).
Спартанский дизайн передней панели приведет истинного звуколюба в восторг: аппарат впишется в любой интерьер, не загромождая его своими внушительными габаритами (высота составляет 171 мм). Никаких чисто декоративных элементов нет, даже элегантная «ступенька» внизу является частью вентиляционного порта. Доступ ко всем основным функциям и режимам вплоть до регулирования громкости обеспечивает дюжина кнопок. Помимо них и матричного флуоресцентного дисплея на фасад вынесены лишь два мини-джека, для портативного плеера/калибровочного микрофона и наушников. А где же порт USB, спросит нетерпеливый поклонник твердотельных носителей. Поспешим его успокоить — он, как и гнездо Ethernet, расположен сзади, обеспечивает до 1 А по цепи питания и совместим со всеми устройствами типа Mass Storage, а также i-гаджетами вплоть до iPhone 4S. Кроме того, есть все, необходимое для организации разветвленной системы домашних электронных развлечений: семь входов и два выхода HDMI, три входа компонентного и четыре — композитного видео, 6 линейных входов плюс выходы 7.1 и стерео/композитного видео на зону 2. С удовольствием отмечаем наличие множества служебных портов: RS-232 (совместим с Crestron или AMX), по паре выходов релейного сигнала 12 В и входов внешнего ИК-датчика, позволяющих управлять ресивером из разных зон, а также выхода напряжения 6 В для питания фирменных цифровых компонентов линейки rSeries.
Бортовой 7-канальный усилительный тракт (100 Вт/кан., 8 Ом) функционирует в классе G (аналоговая схема, в которой для отработки сигналов с низкой амплитудой используется одно напряжение питания, а в остальных случаях — другое; это развитие конструкции Боба Карвера, применяющейся в профессиональной аппаратуре). В результате достигается КПД почти такой же, как у схем класса D, но без присущих цифровым усилителям недостатков. Фактически на мощностях ниже 20 Вт/кан. тракт работает в классе А.
По сравнению с AVR600 обновлен видеопроцессор: установлена микросхема от Analog Devices, которая работает по алгоритмам, специально составленным программистами Arcam. Уменьшено время переключения видеовходов; разрешение любого видеосигнала можно довести до уровня 4К. Поддерживается 3D-видео. Мультиканальный аудиосигнал декодируют процессоры SHARC.
При подключении к локальной сети (только по протоколу UPnP) можно воспроизводить аудиофайлы с ПК или сервера (читаются MP3, WMA, WAV, FLAC and M4A/AAC, но не воспроизводятся обложки альбомов), а если выйти в интернет, то сервис vTuner предоставит владельцу доступ к тысячам радиостанций. Консерваторов порадует наличие старого доброго FM-приемника. К слову, имеется и цифровой тюнер DAB, но для российского потребителя он не актуален.
Несмотря на принадлежность к классу High End, ресивер очень дружелюбен в установке. Экранные меню просты и доходчивы, найти нужную опцию не составляет труда (например, направить усилители Surround Back на озвучивание зоны 2 или фронтальных АС при подключении по схеме bi-amping). Штатная система автокалибровки работает четко и без проволочек, при этом эквализацию можно «привязать» только к сигналу с определенных входов — скажем, если вы не желаете слушать компакт-диски с DSP-обработкой.
Впрочем, наилучший для воспроизведения стереозаписей режим — Stereo Direct, при котором отключается все лишнее, вплоть до сабвуфера. Результат способен переубедить самого упрямого сторонника теории о том, что по качеству воспроизведения музыки ресивер не может соперничать с 2-канальным усилителем. Номер Madonna Choral c нашего любимого тестового диска Audiophile Voices №5 звучал так, что создавалось полное впечатление, будто он записан в многоканальном варианте: в определенные моменты хоровое пение раздавалось как будто позади слушателя. Это свидетельствует о чрезвычайно точной передаче фазовых составляющих стереосигнала. Пришепетывание Шарлотты Рэмплинг в композиции «My Heart and I» не казалось нарочитым. 5.1-слой SACD «Brothers in Arms» группы Dire Straights поражала глубиной аудиосцены.
Тест на воспроизведение саундтреков ресивер также выдержал блистательно. Дорожка DTS-HD Master Audio к фильму «2012» звучала столь мощно, что у экспертов волосы стали дыбом — казалось, будто земля разверзается прямо у нас, в тестовой лаборатории. Короче говоря, этому ресиверу все нипочем — ни капризные колонки, ни сложные, изобилующие перепадами громкости записи.
Результаты измерений и паспортные данные AV-ресивера Arcam FMJ AVR750
АЧХ усилительного тракта не оставляет желать лучшего. График представляет собой почти горизонтальную линию. Заметное падение амплитуды начинается лишь с 40 кГц (при отключенных тембрах), а в режиме Stereo Direct спад характеристики даже на 95 кГц не превышает 2 дБ. Иными словами, потенциал записей высокого разрешения будет раскрыт полностью. Цифровые тембры в своем репертуаре — работают с идеальной симметричностью, но сужают полосу пропускания до 20 кГц. Измеренная мощность почти на 40% превышает паспортную (137 Вт против 100 Вт), поэтому заявленные 100 Вт/кан. при 8-Ом нагрузке ресивер обеспечит. В совокупности с довольно значительным коэффициентом демпфирования это означает, что аппарат способен укротить даже напольную акустику. Встроенный РСМ-декодер имеет классическую АЧХ с небольшим (0,5 дБ) спадом на границах реально слышимого диапазона. КНИ же на басах и верхах, наоборот, немного возрастает. Зато декодеры DD/DTS работают великолепно.
Данные Stereo&Video
Измерено в лаборатории Stereo&Video. Декабрь, 2013.
Усилительный тракт
Рвых, Вт (КНИ 0,7%, 8 Ом) на 80/1000/10 000Гц: 137,1/138,6/131,2
Коэффициент демпфирования: 62
КНИ на 0,5 Pвых, % на 80/1000/10 000Гц: 0,016/0,009/0,026
Верхняя рабочая частота по уровню –0,5 /–3/–6 дБ, кГц: 25/>50/>95
Неравномерность в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ: 0,4
Уровень АЧХ на 10/95 кГц, дБ: –0,04/–45,9
Взаимопроникновение, дБ, DD/DTS: 69±2/75±1
Встроенный ЦАП
Неравномерность АЧХ, дБ: 0,5
Дисбаланс каналов на 1 кГц, дБ (L-R): 0,04
КНИ на 1 кГц/пик, %: 0,098/0,386
Паспортные данные
Выходная мощность (8 Ом), Вт: 7х100
Цифровые входы/выходы: HDMI7/2, коаксиальный4/–, оптический2/–
Аналоговые входы/выходы: композитного видео4/1, компонентного видео3/–, линейный стерео6/1, многоканальный7.1/–,
вход Phono–
Вспомогательные входы/выходы: на сабвуфер–/+, на наушники–/+, на измерительный микрофон+/–, на внешний ИК-датчик–/2, релейного сигнала 12 В–/2, Порт RS-232+
Мультимедийные порты: USB/ LANА/+,
Тюнер: FM
Масса, кг/габариты, мм: 16,7/435х171х425
Потребляемая мощность/Standby, Вт: 1500/0,5
Функции:
Чтение аудиоформатов через LAN/USB: MP3, WAV, AAC, WMA, FLAC
Скейлер 1080р/4К: +/+
Объем памяти тюнера, ст.: 50
Поддержка RDS: +
Поддержка vTuner: +
Переназначение входов: +
Система автокалибровки: +
Обратный аудиоканал: +
Сквозной канал в режиме ожидания: –
Экранные меню: –
Пульт ДУ: системный