Во время конференции компании A&T Trade мне удалось поговорить с Массимо Зеккином, директором по экспорту SIM2 — итальянской компании, известной проекторами High End-класса. SIM2 получается быть на шаг впереди других производителей, поэтому разговор сразу зашел о будущем проекционных технологий.
— В линейке SIM2 есть светодиодные проекторы. Как вы считаете, заменят ли они со временем ламповые и насколько активно вы развиваете это направление?
— LED-проекторы появились в конце 2009 года, технология молодая. Но вспомните, когда начали продаваться ламповые проекторы, яркость у них была слабая, контрастность низкая, по современным меркам, они были ужасны. И сегодня, когда на рынок пришли светодиодные модели, ситуация в чем-то схожая. Правда, картинка превосходная, но есть серьезные ограничения силы светового потока. Их нельзя сравнить с ламповыми проекторами яркостью от 1000 ANSI люмен. К тому же цена на LED-модели стартует от 15 тысяч долларов (на рынке США). Это слишком высокая стоимость, чтобы случилась революция на рынке. Но мы занимаемся LED-проекторами. Во-первых, они нравятся покупателям, заботящимся об окружающей среде. Ведь в лампах используется ртуть, светодиоды безопаснее. И энергопотребление ниже. Вовторых, технология новая, а значит, привлекательна для потребителейноваторов. Главное, над чем приходится работать, как сделать их ярче. У LED-проекторов много преимуществ, думаю, будущее за ними. Только дайте нам 4–5 лет, когда будет достигнута эффективность, сравнимая с обычными лампами.
— Но ведь есть пико-проекторы, размером с телефон и ценой около 500 долларов. Почему такая диспропорция?
— Проектор в домашнем кинотеатре вы будете смотреть на большом экране. А у пико-проекторов яркость около 80 ANSI люмен, они нормально показывают на диагонали 20–30 дюймов. Их преимущество — портативность. Когда вы хотите друзьям показать фотографии со смартфона. И не забывайте, что оптика у них сравнима с объективом в том же телефоне. Хотя это даже оптикой назвать нельзя. Технологии, которые мы используем в наших проекторах, совсем другого качества, это касается и оптической системы. Более того, у светодиодов есть еще одна нешуточная проблема — они меняют цветовую температуру в зависимости от нагрева самих диодов. То есть включаете проектор, и десятью минутами позже — у вас совсем другие цвета. В моделях SIM2 используется продвинутое жидкостное охлаждение, которое держит стабильной температуру диодов. Это дорого и занимает место в корпусе.
— Не так давно Джеймс Кэмерон сказал, что в дальнейшем будет снимать фильмы с частотой 60 Гц (сейчас используется 24 кадра в секунду). Придется ли вам чтото менять в своих проекторах, чтобы принять такой сигнал?
— Да, согласен с Кэмероном, 24 кадра — это мало, быстрые движения и панорамы выглядят нечеткими. Наши проекторы к сигналу в 60 Гц готовы. Компания SIM2 со времен своего основания — 1989 года — много внимания уделяла обработке видеосигнала, и мы накопили огромный опыт. В этом году представили технологию Triple Flash, когда стандартные 24 кадра в секунду увеличиваются до 144 Гц (72 Гц для каждого глаза в режиме 3D).
— Что вы думаете о разрешении 4К (4096x2160 пикселей), планируете ли делать проекторы с такими параметрами?
— Полагаю, в домашнем кинотеатре 4К не нужно. На экране диагональю 2–4 метра никто его не увидит. Зато нагрузка на видеопроцессор возрастет, отчего качество картинки может только ухудшиться. Правда, в коммерческих кинотеатрах 4K окажется полезным — сделают больше сидений, часть из них поставят близко к экрану, тем самым увеличат вместимость зала и заработают больше денег. Но дома тебе не надо так близко сидеть к экрану.
— Но в аудио принято повышать разрешение, например, до 192 кГц, хотя услышать это может не каждый.
— Разрешение — это не то, что реально влияет на качество картинки. Вот смотрите, телевизоры Full HD 1080p показывают лучше, чем HD-ready 720p. Думаете из-за большего разрешения? Нет, просто используются ЖК-матрицы нового поколения. Если бы сегодня выпускали панели одинакового качества для обоих типов разрешения, разницу заметить можно было бы только с близкого расстояния. С проектором эта ситуация еще нагляднее — в силу особенностей технологии зритель вообще не видит пикселей. Увеличивайте разрешение сколько угодно, но для человека, сидящего в зале, ничего не изменится.
— Вы только что представили проектор SIM2 Crystal 35. Из названия можно подумать, что стекло на верхней панели хрустальное.
— Нет, это закаленное безопасное стекло, подобное используется для окон автомобилей, о него не порежешься. Проектор получился интересным по дизайну, покупателям нравятся необычные вещи. Кроме того, не все закрепляют проектор на потолке. Если поставить его на стол, то на него можно положить, не знаю... пиво, кофе — главное, не пролейте. Стекло твердое, не царапается.
— Также вы представили проектор SIM2 HT 4240 Cinemascope 05, как вы оцениваете его перспективы?
— С соотношением 2,35:1 сегодня снимаются практически все фильмы. Раньше был только один способ избавиться от черных полос на экране — поставить дополнительную анаморфотную насадку, что не удобно. Мы давно просили Texas Instruments сделать DLP-чип с таким соотношением. Наконец, они решились и начали его производство. Увы, это не дешевое решение, и мы, и другие производители применят его только в проекторах класса High End. Скажем, сегодня это не возможность сэкономить на анаморфотной насадке, а скорее, способ получить компактную систему.
— Два года после кризиса вы проработали в США, выводили бизнес из упадка.
— Расскажите, чем отличаются американские потребители от европейских, как строят бизнес местные дилеры. Американцы очень любят тратить деньги. Все и сразу. Если у них сейчас нет денег — они используют кредитную карту. С одной стороны, это добавляет проблем экономике, но с другой, по той же причине, что деньги очень быстро оборачиваются, они выходят из кризиса. Проекторы они покупают те же, что и европейцы, но, например, предпочитают черный цвет, тогда как у нас — белый. Я бы сказал, что их инсталляция нацелена на полный комфорт, когда проектор включен. Ничего не должно быть видно, — потому и стены они отделывают черным. А европейцы ценят дизайн самого домашнего кинотеатра, аппаратуры, даже когда она не работает. У американцев большие дома и всегда найдется комната только для кинотеатра. Европейцам приходится совмещать, делать ДК, например, в гостиной. Что касается бизнеса, дилеры в США очень отличаются от всех остальных в мире. У них на все есть психологический подход. То, как работают продавцы, — сплошная психология продаж. Более того, шоу-румы выстроены с учетом психологии покупателей. Вообще, заметно, что рынок домашних кинотеатров в США зародился лет на 50 раньше, чем во всем остальном мире. У них отличный опыт, они по-настоящему знают свое дело. О жизни в США, я могу сказать, ну... я скучный европеец. В Америке ты чувствуешь, насколько это молодая страна. Города без площадей, без парков, магазины, мегамолы. С точки зрения бизнеса это, конечно, небеса, все очень круто и быстро в сравнении с остальным миром. Но для жизни... я счастлив в Италии.
— SIM2 — небольшая итальянская компания. Иногда я удивляюсь, насколько часто вы первыми предлагаете высокотехнологичные продукты, когда среди ваших конкурентов числятся огромные корпорации.
— Честно говоря, нам легко конкурировать. Мы инвестируем 10 процентов от оборота в разработки. В итоге SIM2 первой в мире представила проектор с HDMIкоммутацией. На год раньше других сделали HD-проектор. В 2005м выпустили компактный трехчиповый проектор. Сегодня представили Triple Flash и Cinemascope 21:9. Если ты инвестируешь в разработки, это не такая уж и проблема — выпустить продукт, который конкуренты «осилят» спустя год. Мы не продаем проекторы десятками тысяч штук. В линейке SIM2 нет моделей стоимостью меньше 5 тыс. долларов. Наверное, для 99% людей на земле это слишком высокая сумма. Поэтому мы ищем энтузиастов, тех, кто действительно заинтересован в сильных впечатлениях от домашнего кинотеатра. Все наши продукты сделаны для них. А большие корпорации могут делать только массовые продукты, для всех, в которых нет индивидуальности.