В спецификациях устройств, предназначенных для цифрового аудиосигнала, рябит от цифр. Чего только нет: и 32, и 44,1, и 48, а у некоторых даже 384 кГц частоты дискретизации. Надеюсь, ваш ЦАП все это принимает и понимает, но от хорошей ли жизни возникло это многообразие? Насколько дружны эти параметры между собой и кем была ваша фонограмма в оригинале?
Теорема Котельникова/Найквиста утверждает, что для более-менее корректного восстановления аналогового сигнала после оцифровки необходима частота дискретизации (т.е. выборка) вдвое большая, чем у исходного спектра. Таким образом, стандартные 44,1 кГц компакт-диска формально покрывают верхнюю границу человеческого слуха в 20 кГц. Оставим разговор о достаточности этих параметров для аудиофильского счастья на потом. Лучше поговорим о дьяволе и дьяволятах, которые скрываются в деталях.
Разговоры о паршивом звучании компакт-дисков на DVD, а потом и Blu-ray-плеерах были индуцированы не только помехами от видеотракта. Дело в том, что видеоисточники, а вместе с ними и аудиопотрошки компьютеров, которым тоже досталось на орехи от требовательных слухачей, ориентируются на другую служебную частоту — 48 кГц. При поступлении от компакт-диска PCM-данных с параметром 44,1 кГц будет произведен пересчет под свое железо и рельсы. Ресемплинг и без того ресурсоемкое занятие. Чем грозят подобные преобразования, а тем более на близкую частоту с некратным коэффициентом? Если кто возился с редактурой картинок на компьютере, должен знать об артефактах, которые возникают при масштабировании изображения, — муар на мелкой текстуре и прочие гадости ступенчатого дефекта. Для минимизации ущерба в Photoshop ́е применяют различные сглаживающие фильтры. Вам это ничего не напоминает? Так что если чем и обогатится итоговый аудиосигнал, то только новыми гармониками.
Минуточку! А в каком же тогда формате была исполнена фонограмма до того, как отправиться в CD-тираж? Давайте попробуем догадаться. Ну-ка, кто ходил в церковно-приходскую школу, выполните кратное понижение дискретности студийному HD-мастеру — 24 бит/96 кГц или 24 бит/192 кГц. Да хоть к 384 кГц. Смотрите, опять получаются те же 48 кГц, как на компьютерах и DVD! Эта славная традиция повелась еще со старых цифровых DAT-магнитофонов 80-х, работающих на этой частоте, которые в свою очередь ориентировались на промышленный аудиосемплинг 8 кГц в телефонной связи. И даже сегодня многие звукорежиссеры предпочитают записывать партии в 24 бит/48 кГц — все-таки получается неплохая экономия пространства на винчестере.
Таким образом, прежде чем достичь наших ушей, большинство коммерческих аудиозаписей калечится, причем не единожды. Сначала при мастеринге для компакт-диска, это пересчет семплирования студийных исходников (48 или кратная величина в кГц) на 44,1 — со всеми вытекающими отсюда неточностями. О снижении разрядности с 24 бит до 16 я уже и не заикаюсь. Далее на воспроизводящей аппаратуре лишенец подвергается обратной процедуре — накачке плотвички с целью заиметь кита повышенной дискретизации. Причем опять же сей надувной кит вызывает вопросы, поскольку современные бытовые ЦАПы похваляются апсемплингом в... 96 или 192 кГц! Лишь только единицы производителей применяют алгоритмы повышения дискретизации, кратные компакт-диску, т.е. 88,2 и 176,4 кГц. Стоит отметить, что этому условию отвечает спецификация SACD, чья дискретизация ровно в 64 раза превышает 44.1 кГц у CD. Это, кстати, нередко помогает ориентироваться на современных ресурсах вроде HDTracks.com, торгующих HD-файлами онлайн. Не секрет, что на нем значительную часть составляет контент, ранее выпущенный на DVDAudio и SACD. Так вот: как правило, контент, взятый от DVD-A, выкладывается с параметрами 24/96, а от SACD уже с 24/88,2. Не ошибетесь.
На фото: современные комплексы для полевой и оперативной цифровой записи звука от AATON и FOSTEX. На данный момент, только воспроизводя записанную фонограмму непосредственно этими машинами, можно быть точно уверенным, что она не подверглась лишним обработкам.Итак, какие можно сделать выводы из этой частично скорбной информации? Ну, там, где мы уже не можем вернуть фарш обратно в мясорубку, придется смириться, по-христиански.
И по возможности приобретать носители, лежащие поближе к студийному мастеру. В одном случае это окажется добросовестно выполненный хайрез, в другом — первопресс виниловой пластинки, а в третьем — официальный релиз на магнитной ленте. Зато когда цифры задаются нами, следует поступать мудро. Например, у вас на руках альбом в HD или рип с виниловой пластинки в 24 бит/96 кГц, из которого надлежит сделать сжатую копию для портатива или Car Audio. Следует вспомнить, что в данном случае вы ничем не обязаны спецификации Red Book с ее неудобными 44,1 кГц. Разве что это будет оригинал в 24/44 (бывают и такие издания) или вам понадобится укатать в МР3 рип с Super Audio CD. Во всех остальных случаях смело делайте из хайрезов МР3-файлы с дискретизацией 48 кГц, которые будут гарантировано воспроизведены любым бытовым аудиоисточником — хоть айподом, хоть автомобильной «головой».
Главное, чтобы процедура понижения семплирования была не только кратной, но и выполненной с соблюдением одного условия. Проще говоря, не забудьте о программном ресемплере (например, SoX или SSRC), иначе прямое математическое умаление оригинала поубивает и то немногое, что останется от него в сжатом файле. К счастью, неплохие ресемплеры сегодня можно найти не только в платных аудиоредакторах, но и в бесплатных утилитах dBpoweramp или Foobar2000, чья многозадачность прекрасно утешает после изучения продуктов деятельности всех этих вредных издателей музыкальных консервов неопределенного срока годности.