Старые хиты всегда играют с разной скоростью в зависимости от издания. Погрешности студийных магнитофонов навсегда спрятали аутентичный темп. А нужен ли он и кто вообще сказал, что книжки следует читать с одинаковой скоростью?
На моей памяти где-то на переломе 90-х и нулевых годов в Hi-Fi-прессе наступило состояние полуденной истомы. Человеческим языком лаяла говорящая собачка Луша, колумнисты же и вовсе откровенно блажили. Один рассказывал, как его пара домашних рысей реагирует на формат HDCD. Другой достаточно уверенно рассуждал о влиянии цвета изоляции на звучание кабеля. Меня эта игра слов никогда не раздражала, скорее, наоборот, вводила в состояние праздности, в которой хотелось тешиться Hi-Fi-бирюльками хоть круглые сутки. Вероятно, в этом и состоял изначальный замысел устроителей всех этих литературных аудиопикников и стереокапустников. Однако читательская реакция на эти игры была отнюдь не безобидной. На интернет-форумах объявлялись крестовые походы против поющих кабелей, а куртуазных маньеристов Hi-Fi-жанра заочно судили и приговаривали к высшей мере наказания. Сегодня, пожалуй, настала пора вспомнить былое и немного позлить консервативных ортодоксов. «Что курил автор?» — типичная реплика публики, которая любое разнообразие расценивает как плод искусственно измененного сознания.
Когда творческий акт становится произведением искусства? После подписи Марселя Дюшана или с другой стороны — считанной зевакой зрителем? Один человек признался, что несколько лет с удовольствием слушал пластинку Cocteau Twins на 33-й скорости. Вообще-то издание было рассчитано на 45 об/мин, но слушатель не обратил на пометку внимания. Сравнить было не с чем, дискография Cocteau Twins в его фонотеке ограничивалась одной единицей. Лет 5 назад заводилы стиля witch-house любили понизить скорость бита, не брезговали в этом качестве и старыми хитами. Песня Пола Маккартни, которая мне никогда не нравилась, «Temporary Secretary» в нехитрой огранке анонимов из CHVPA вдруг оказалась очень мощной и основательной. Некто Paul Nasca пошел еще дальше и представил на суд общественности бесплатный плагин PaulStretch, который позволял замедлить трек хоть в миллион раз, превратив его в эмбиентную первородную магму. Шутки шутками, а песня Джастина Бибера, замедленная на 800%, собрала более двух с половиной миллионов прослушиваний. Возможность понизить скорость на софтовом плеере Jrvier, о котором я рассказывал ранее, заставила меня перечитать (и зауважать!) многие знакомые вещи.
Понятное дело, не всякий музыкальный контент годится для этих целей. Например, любимцы Phillip Boa and The Voodooclub или Siouxsie and The Banshees прозвучали восхитительной черной магией, а вот соратники по indie-року вроде Pixies или Sonic Youth — вообще никак. Замедлять какой-нибудь трип-хоп тоже не имеет смысла. Лучше всего оборотиться к звонким поп-стандартам, и вы получите ажурные гармонии экспериментальной музыки с фантастически жирным басом. Со скоростью лучше не наглеть, если не хотите сплошного церковного хорала. У меня оптимально прижилось значение в минус 0,46х. Поскольку с понижением чтения даже женщины начинают басить, предпочтителен исполнитель с высоким вокалом: Bee Gees, Plastic Bertrand, Саймон и Гарфанкель, Джордж Майкл, но даже Крис Ри отыграл неслыханно смело! Скажете, абсурдное предложение, «что курил автор»? Для бабочки, которая гуляет одни сутки, мы наверняка долго живем, как горы. И гудим. Вот и я всего лишь предлагаю послушать, как гудят музыкальные исполины.