Мировая экономика конвульсирует в финансовых судорогах. Мир выворачивается наизнанку и, по оценкам специалистов, 2013 год станет переломным в распределении сил на мировой арене. Что же ожидает наш уютный мир домашнего аудио и видео с его усилителями, проигрывателями, ресиверами и колонками?
Ну начнем с того, что все аналитики стараются верить в лучшее и в целом прогнозируют в этом и следующем году умеренный экономический рост и соответственно рост рынка потребительской электроники и бытовой техники. Если 2012 год характеризовался общим падением на 3%, то в этом году обещают рост на 9% и еще 4% в 2014-м (если не случится, конечно, очередного финансового коллапса, предсказывать который сейчас никто не берется). Но самое важное, что произойдет в этом году, это изменение географической структуры потребления. Развитые рынки — Европа, Америка и Япония, которые были двигателями потребления все последние 50 лет, продолжают сокращаться, рост же наблюдается в секторе так называемых развивающихся экономик — Индия, Китай, Южная Америка и Россия, которая после вступления в ВТО официально считается частью этого сегмента. В 2013м потребление на этих рынках в абсолютных цифрах превзойдет потребление в развитых странах. Впервые в истории.
Нужно понимать, что структура продуктов, которые актуальны на сегодняшний день, тоже меняется, и меняется стремительно. Самое забавное, что отчетливое падение демонстрирует рынок видеотехники. Tелевизоры стремительно дешевеют. Если еще год назад за телевизор большой диагонали (46 и более дюймов) просили не менее 70 000 рублей, то сейчас средняя цена в этом сегменте 48 000. В то же время место устройства для воспроизведения видео занимают интернет-стримеры, компьютеры и медиаплееры. Продажи DVD-проигрывателей снижаются лавинообразно. Blu-ray тоже не блещет показателями — всем понятно, что контент в ближайшие годы мы будем получать преимущественно из сети.
Интересно, что рынок аудио при этом показывает некоторый рост. Речь, конечно, не о секторе Hi-Fi, который давно уже относительно стабилен на своем невысоком уровне. 49% актуальной техники составляют док-станции, демонстрирующие тренд миниатюризации домашней аудиотехники в соответствии с изменением главного музыкального источника (теперь это смартфон). Забавно, что аналогично меняется рынок домашнего кино. Полноценные комплекты уступают место саундбарам, за последние 2 года их доля выросла c 7 до 27% рынка, и нет оснований полагать, что эта экспансия не продолжится. Нормальный человек не желает тратить свое жизненное пространство на расстановку акустики и электронной аппаратуры, его устраивает плоская колонка под телевизором и красивый док на тумбочке.
Маркетологи рисуют довольно удручающую перспективу для домашнего аудио, в итоге это будет один-единственный девайс со стандартным функционалом — беспроводным соединением, встроенной акустикой и подключением к сети. Отличия будут только в дизайне, так что ждите прихода на рынок аппаратов самого безумного вида и расцветок. Все это обусловлено изменениями, которые произошли на рынке компьютерной техники. Именно вокруг компьютера построена жизнь современного человека, а тут бал правят ноутбуки и планшеты, а значит — мобильность, а значит — максимум аудио, это легкая, маленькая и простая акустическая система. И конечно — наушники. Недолго нам осталось ждать, когда все производители High End тоже включатся в эту гонку.
Я предрекаю в скором времени появление наушников Meridian, McIntosh, Sonus Faber и, конечно, Mark Levinson.