Во время конференции «Университет звука», организованной российским дистрибьютором A&T Trade, нам удалось поговорить с Брэдом Паулсеном, менеджером по международным продажам компании Thiel.

— Расскажите, что сегодня представляет собой компания Thiel?

— Изменилось многое. Компания была куплена внешними инвесторами, сменилось руководство, но главное осталось — мы работаем с наследием Джима Тиля. Как мне кажется, Thiel в некоторой степени напоминает небезызвестную Apple, когда личность руководителя играет крайне важную роль. Так, Джим Тиль был идейным вдохновителем, главным разработчиком акустики. После смерти Джобса до сих пор не стихают разговоры о том, что будет с Apple, и хочется такой же вопрос задать о компании Thiel. Я как раз, пока летел в Россию, начал читать биографию Стива Джобса, очень интересно. И знаете, как и Стив оставил после себя много наработок, так получилось и у Джима. Он документировал каждый свой шаг. Сохранилось огромное количество набросков, конструкторских идей, которые еще долго мы будем развивать, доводить до конечного результата. Главной проблемой было найти инженеров, которые смогли бы реализовать наследие, причем не по-своему, а в духе Джима. За последние 3 года Кэти Горник проинтервьюировала несколько известных инженерных групп, претендовавших на это место. И вот сейчас нам кажется, что мы нашли таких людей. Взгляните на наши новинки. Акустические системы 1.7, 2.7, 3,7 — это то, что хотел Джим.

Акустика Thiel 2.7 в связке с ламповыми усилителями PrimaLuna. Это сочетание понравилось многим участникам «Университета звука».

— Давайте поговорим о технологиях. В основе акустики Thiel коаксиальный драйвер. Почему был сделан именно такой выбор?
— Это наиболее когерентный тип динамика, особенно если говорить о фазе. Понимаете, когда певец поет, все звуки исходят из его рта одновременно и полностью в фазе. Человеческий слух очень чувствителен к тому, что приходит в левое и правое ухо, как мозг сводит эти сигналы, чтобы получить информацию о местонахождении источника, о его характере. Поэтому так важно «сложить» все вместе.

Есть и другие производители акустики, которые делают коаксиальные динамики, например KEF и Tannoy. И это очень непростая технология, со своими проблемами. Какие отличия у драйверов Thiel от конкурентов? Вообще-то наши динамики сильно отличаются. Все разное. Но я бы сказал, что у Thiel есть одно принципиальное отличие — драйверы играют в широком диапазоне. Твитер работает в спектре вниз до 500 Гц, среднечастотник же, наоборот, вверх до 20 кГц. А кроссовер первого порядка сшивает их со спадом 6 дБ на октаву. Фактически пришлось строить драйверы, у которых практически нет искажений. И сопрячь их чрезвычайно сложно. Это серьезный вызов для инженера — создать такой фазокогерентный кроссовер и динамики, но Джим смог преодолеть это препятствие.

Еще одно отличие — как вы знаете, у Tannoy и KEF мембрана среднечастотника фактически служит рупором для звуковых волн, исходящих из твитера, и, соответственно, влияет на высокие частоты. У Thiel иное построение, среднечастотник — это плоская «гармошка», она не дает такой дифракции, эффекта рупора нет вообще.

Справка

Компания Thiel создана в 1978 году двумя братьями Тиль и Кэти Горник. Главный разработчик акустики Джим Тиль был одержим идеей создать полностью когерентную акустику, то есть такую колонку, которая не искажает фазы ни в одной из частей спектра. Ради этого применяются оригинальные коаксиальные драйверы, кроссовер первого порядка со спадом 6 дБ на октаву, а также легкий наклон передней панели. К сожалению, Джим Тиль умер в сентябре 2009 года. Однако компания продолжила работать с наследием Джима и в прошлом году представила несколько новинок.

— Кстати, почему вы сделали СЧ-динамик алюминиевым и волнистой формы?
— Во-первых, это жесткая форма. Во-вторых, большая площадь. В-третьих, он прочный, и мы можем подать на него большую мощность, и он будет работать в широком диапазоне. Отмечу, что и звуковая катушка сзади большого диаметра. Это тоже важно для достижения правильного результата. Большинство компаний покупают драйверы на стороне. Мы себе не можем это позволить. Тут и материалы, и форма нестандартные. Естественно, никогда не получится создать абсолютно ровную и плавно спадающую АЧХ, идеал, как известно, недостижим. И наши динамики не верх совершенства, но то, насколько близко мы приблизились к идеалу, уже поразительно.

— Не раз слышал от российских инсталляторов хвалебные слова в адрес встроенной акустики Thiel. Но у вас маленькая линейка архитектурных систем. Планируете ее развивать?

— Да, в этом году мы представим шесть новых моделей. Главная задача — добиться идеальной согласованности. Если в качестве фронтальных колонок используются наши напольные системы, то у человека должна быть возможность дополнить ее тылами из встроенной настенной или потолочной акустики. Изначально мы решили делать более доступные модели, а потом будем подниматься вверх по модельному ряду, 1.7, 2.7 и т.д.

— В новинках вы примените такие же коаксиальные драйверы?
— Вы знаете, почему у наших потолочных систем такая хорошая репутация? Дело в том, что Джим долго думал, как сделать динамики, которые не борются с влиянием стен, а хорошо работают, будучи установленными в стены или потолок. У слушателя не должно сложиться впечатление, будто звук идет с потолка или из стен. Закрыв глаза, он должен услышать полноценную, масштабную звуковую сцену, как если бы работали две фронтальных системы. Этого эффекта мы хотим добиться даже в недорогих моделях. И да, коаксиальный драйвер (Power Driver) — это то, что мы туда ставим. Но предстоит большая работа по согласованию твитеров, выбору корпусов и т.д. Для нас важно достичь прецизионного результата не только от потолочной акустики, но и от настенных систем.

— Можно ли сегодня на базе топовой акустики Thiel построить домашний кинотеатр?

— Пока нет. В первую очередь мы занялись разработкой фронтальных систем, сейчас мы делаем для них встройку. Не за горами и центральный канал. В общем, скоро это станет возможным.

— Многие компании начали делать беспроводную акустику, системы для iPod, это тренд сегодняшнего дня. Что насчет Thiel?

— У нас есть беспроводная система, мы ее показывали несколько лет назад на выставке CES. Но мы не производим ее, слишком высокая стоимость для массового рынка. И пока перед нами стоит задача закончить архитектурную серию. Потом, может быть, дойдем до создания недорогой iPod-системы. Но четких планов нет.

— Какая из моделей акустики Thiel пользуется наибольшим спросом?
— Из напольных системы — это 3.7, они признаны журналом Stereophile лучшими в ценовой категории до 20 000 долларов.

— И последний вопрос: почему вы сами пришли работать в Thiel?
— Моими первыми качественными системами в 1978 году стали Magnepan. Это акустика на базе изодинамических ленточных излучателей, по сути электростатика. Я был восхищен объемной сценой, фазовой когерентностью и т.п. Я тогда не любил динамические системы, потому что звучат они вроде бы и неплохо, но с фазой у них проблемы.

С другой стороны, всем известны проблемы электростатики — слабый бас, нет ощущения мощи, энергии. И то, чего достиг Джим Тиль, — это фазовая когерентность при сохранении преимуществ динамической акустики. Реально большая разница по сравнению с обычными системами, что динамическими, что электростатическими. Ты слышишь гораздо больше, сцена масштабная, и в отличие от электростатики ты не настолько привязан к одному месту в комнате. В общем, мне очень нравятся идеи Джима Тиля и то, чего достигла компания сегодня. Я рад быть частью Thiel.