Транзисторный усилитель с технической точки зрения почти безупречен — развивает огромную мощность при высоким коэффициенте демпфирования, минимальных искажениях и совершенно линейной АЧХ. Но многие аудиофилы считают, что он не способен отобразить душу музыки, свойственную ей теплоту, передать которую в состоянии только ламповая схема.
История британской фирмы ЕКСО восходит к далекому 1922 году, когда кустарное производство электронной диковинки — радиоприемника (англичане тогда называли его wireless, т.е. «беспроводником») начал в городе Ли-он-Си 21-летний Эрик Киркэм Коул (слышите в его инициалах название будущего бренда?). К 1930 году на фабрике было занято уже около 100 человек. Примечательно, что ЕКСО едва ли не первой в мире начала выпускать приемники в корпусе из пластмассы, т.н. бакелита. Этот материал не только был прекрасным изолятором, но и без проблем превращался в отливки сложных очертаний, характерных для модного в 30-е годы стиля Art Deco. В 1934 году компания выпустила автомобильное радио, два года спустя занялась и вовсе делом будущего — телевидением, а в 1938-м наладила собственное производство электронных ламп. С началом второй мировой ЕКСО перешла на работы в области радарной техники, что после окончания войны позволило фирме быстро наладить производство таких сложных устройств, как телевизоры (в 1956 году появился даже портативный телеприемник ЕКСО). К сожалению, фирма проиграла в битве с азиатскими производителями и к началу 1970-х ушла с рынка бытовой электроники. Однако ее наследие не пропало — в XXI веке бренд было решено возродить выпуском «специального издания» полного лампового усилителя EV55, одной из самых известных разработок бренда.
Корпус аппарата — металлический, с боковыми вставками цвета первосортного хереса. Они выполнены из лакированного Louro Preto, экзотического дерева, растущего в Бразилии. Съемный решетчатый короб для защиты ламп тоже из металла, покрыт термостойким лаком, равно как и расположенные за ним кожухи выходных трансформаторов.
Фасад с полукруглым хохолком логотипа (он не напоминает вам шильдик автомобилей «Форд»?) заселен органами управления на редкость плотно. Здесь не только моторизованный регулятор громкости и поворотная ручка выбора входов (их пять, что для лампового аппарата, к тому же сравнительно недорогого, весьма внушительная цифра), но и переключатель акустических систем (можно подключить два комплекта), а также тумблеры изменения глубины отрицательной обратной связи и перехода из ультралинейного режима в триодный. Есть светодиод, сигнализирующий о достижении рабочего состояния тракта (судить об этом только по свечению ламп нельзя). На задней панели примечательно отсутствие переключателя для согласования с импедансом колонок (4/8 Ом). В инструкции предпочтительное сопротивление АС не упоминается, однако, судя по тому, что мощность измерялась на 8 Ом, примем эту величину за оптимальную. Ток смещения ламп — фиксируемый, он не регулируется.
Под защитным кожухом находятся четыре лучевых пентода КТ88, двойной триод 12AX7 и четверка двойных триодов 12AU7. В результате каждый канал имеет три каскада: инвертирующий (на 12AX7), еще один (катодный повторитель) (2х12AU7) и выходной каскад на паре КТ88, работающих в пушпульном режиме (класс А/В). Это проверенное временем решение позволяет сохранить неизменной фазу входного сигнала и без проблем переключаться между двумя режимами, триодным и ультралинейным. В первом случае экранирующая сетка выходных ламп соединяется с анодом, пентод превращается в триод, при этом мощность составляет 28 Вт/кан. и спектр выходного сигнала становится совершенно «ламповым» (в нем появляются следы второй гармоники). Второй вариант — ультралинейный — реализуется так: экранирующая сетка через сопротивление соединяется с обмоткой выходного трансформатора; за счет снижения выходного импеданса усилителя коэффициент демпфирования повышается почти вдвое, и мощность, снимаемая с пентодов, достигает максимума, в данном случае — 55 Вт/кан.
Итак, усилитель предоставляет владельцу выбор из четырех режимов прослушивания — ультралинейный или триодный с глубокой или незначительной обратной связью (довольно редкая и интересная опция, которую не стоит замалчивать). Аудиолюбители постоянно ждут новых впечатлений, и в этом отношении EKCO — просто клад! Короче говоря, чтобы исследовать все варианты, да еще с несколькими АС чувствительностью от 86 до 92 дБ, экспертам пришлось изрядно потрудиться.
Создатели рекомендуют первоначально прогревать усилитель не менее 12 ч, но результаты нас не удовлетворили, поэтому мы увеличили время прогрева до 100 ч.
Наше терпение было вознаграждено сполна. Прогретый ЕКСО в ультралинейном режиме радовал редким для ламповиков умением отдавать значительные токи в нагрузку, особенно при отработке низких частот. Воспроизводя наш любимый тестовый диск Audiophile Voices, он реалистично отображал как хоровое пение, так и богатство обертонов в голосе Ната Кинг Коула или нарочито искаженный тональный баланс пения Шарлотты Рэмплинг. Не было и заметного оглушения высоких частот, они падали на слушателя хрустальными брызгами весеннего дождя. При уменьшении глубины обратной связи звучание чуть смягчилось, в нем появилось больше той самой ламповой теплоты, о которой так много говорят аудиофилы. Этот вариант превосходно сочетается с джазом или гитарной музыкой 70-х.
На триодный режим мы переключили усилитель не без сомнений в правомерности такого шага, ожидая потери в управляемости баса и снижения макродинамики. Так и оказалось — при работе с АС чувствительностью порядка 87 дБ. Подключив более резвые громкоговорители, мы были приятно удивлены: бас остался по-прежнему собранным, динамика почти не пострадала, зато как расширилась звуковая сцена, насколько свободнее зазвучали инструменты! Вокал стал чуть менее агрессивным, однако ощущения разлада не возникло. Уменьшив глубину обратной связи, мы как будто увеличили глубину аудиосцены. Усилилось ощущение трехмерности (захотелось в сопровождении этой системы посмотреть какой-нибудь Avatar 3D), вокалисты зазвучали еще более естественно и раскованно. В итоге рекомендуем этот аппарат тем, кто не чурается экспериментов с акустикой и склонен к поиску тонких музыкальных впечатлений. ЭККОномия на времени и усилиях есть крушение всех аудиофильских надежд.
Результаты измерений и паспортные данные лампового усилителя EKCO EV55ES
На графике АЧХ верхняя кривая соответствует ультралинейному режиму, нижняя — триодному. Как видим, графики практически параллельны (если этот термин применим к кривым), просто в ультралинейном режиме при том же входном сигнале выходной громче примерно на 2,5 дБ. Характеристики для лампового усилителя на удивление линейны (ощутимый спад начинается на частотах выше 30 кГц, так что потенциал записей высокого разрешения будет раскрыт. Врасплох наших экспертов застали данные измерений мощности: при равном КНИ она оказалась почти одинаковой в обоих режимах (разница составляет отнюдь не 100%, как заявляют разработчики, а всего 20%). КНИ, как и полагается для лампового усилителя, очень большой, а коэффициент демпфирования — маленький. Потому мы и советовали вам всерьез заняться подбором акустики.
Данные Stereo&Video
Измерено в лаборатории Stereo&Video. Май, 2013.
Ультралинейный режим
Рвых, Вт (КНИ 3,0%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 37,0/36,9/27,7
КНИ на 0,5 Pвых, % на 80/1000/10 000 Гц: 2,360/2,437/2,534
Триодный режим
Рвых, Вт (КНИ 3,0%, 8 Ом) на 80/1000/10 000 Гц: 30,4/30,7/19,3
КНИ на 0,5 Pвых, % на 80/1000/10 000 Гц: 2,051/1,962/2,003
Коэффициент демпфирования: 11
Верхняя рабочая частота по уровню –0,5/–3/–6 дБ, кГц: 10/>31/>65
Неравномерность в полосе 20—20 000 Гц, дБ: 0,755
Уровень АЧХ на частоте 10/95 кГц, дБ: –0,255/–13,150
Взаимопроникновение каналов, дБ: 38
Дисбаланс каналов, дБ: 0,8
Паспортные данные
Выходная мощность (8 Ом), Вт/кан., в режиме
ультралинейном: 55
триодном: 28
Класс работы усилителя: А/В
Лампы (число/тип): 4/KT88, 1/12AX7, 4/12AU7
Аналоговые входы: 5
Вход Phono: нет
Выход на наушники: нет
Масса, кг: 28,0
Габариты, мм: 441х356х236