Восьмидисковое собрание содержит образцы русской православной музыки в исполнении отечественных хоров a capella (без сопровождения). Невозможно переоценить это издание «Мелодии» с учетом уникальности и всемирного значения данной области музыкальной культуры и того, что лучшие прочтения русской духовной хоровой музыки ввиду общности национальнокультурных корней принадлежат именно отечественным музыкантам.
Диски посвящены разным стилям и эпохам православной музыки: древнерусским песнопениям (знаменный распев), партесному стилю (XVII– XVIII вв.), хоровому концерту (XVIII–XIX вв.), московским и петербургским композиторам начала XX в., творчеству Чайковского, Рахманинова, композиторам XX в. (Щедрин, Свиридов, Шнитке). В антологию включены записи, сделанные в период 1960–1990-х годов ведущими профессиональными хорами п/у А. Свешникова, А. Юрлова, А. Кожевникова, В. Минина, В. Полянского, Б. Тевлина, В. Чернушенко и других наших выдающихся хормейстеров, а также церковными хорами, в частности, хором храма «Всех скорбящих Радосте» п/у Н. Матвеева, Троице-Сергиевой лавры п/у архимандрита Матфея, ведущими нашими звукорежиссерами, в т.ч. И.П. Вепринцевым. Записи производились в студиях, концертных залах, церквях Москвы, Смоленска, Полоцка. Назову лишь некоторых авторов музыки беспредельной глубины и духовной мощи: царь Иван Грозный, царь Федор («Достойно есть»), Н. Дилецкий, В. Титов, М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Никольский, А. Кастальский, А. Гречанинов, А. Архангельский, П. Чесноков, Н. Голованов... В исполнении сольных партий принимали участие большие артисты (И. Архипова). Есть подлинные музыкальные и исполнительские жемчужины, например, концерт Березовского «Не отвержи мене во время старости» в исполнении хора п/у А. Юрлова (запись 1966 г.) Пожалуй, единственный недостаток издания заключается в том, что большие циклы («Всенощное бдение» Рахманинова, др.) даны фрагментарно.
Текст: Артем Аватинян